Недавно наблюдал любопытную картину на одном из оживленных Т-образных перекрестков в нашем городе. Два автомобиля двигались параллельно по двум полосам, и оба собирались поворачивать налево. Левый автомобиль, как и положено, находился в крайней левой полосе. А вот правый водитель, к моему удивлению, решил также повернуть налево, находясь в крайней правой полосе. Результат предсказуем - столкновение в момент поворота, крики, взаимные обвинения и приехавший наряд ГИБДД.
Самое интересное началось потом. Водитель, который поворачивал налево с правой полосы, горячо доказывал свою правоту. Его логика была проста: раз на дороге, куда они поворачивали, тоже две полосы, то он имел полное право повернуть в крайнюю правую полосу, а другой водитель должен был занять левую. По его мнению, виноват второй участник, который якобы нарушил правила перестроения и "залез" в его полосу. Уверенность в собственной правоте у мужчины была стопроцентная, он был готов идти до суда.
Что говорят Правила дорожного движения
Давайте разберемся, кто же на самом деле прав в этой ситуации. Обратимся к основополагающему документу - ПДД РФ. Пункт 8.5 Правил совершенно четко указывает: перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Ключевое слово здесь - "крайнее положение".
Что это означает на практике? Если вы хотите повернуть налево на дороге с двумя полосами в вашем направлении, вы должны находиться исключительно в крайней левой полосе. Правая полоса для левого поворота не предназначена, сколько бы полос ни было на дороге, куда вы поворачиваете. Даже если там четыре полосы, и вам кажется, что места хватит всем - правила остаются неизменными.
Получается, что водитель из моего наблюдения грубо нарушил ПДД. С его правой полосы он мог либо продолжить движение прямо (в нашем случае не мог - перекресток т-образный), либо повернуть направо - но никак не налево. Инспекторы ГИБДД совершенно справедливо признали его виновником происшествия, несмотря на все его протесты и уверения в собственной правоте.
Бывают ли исключения из правил
Справедливости ради стоит отметить, что не все так однозначно на каждом перекрестке. Современная дорожная инфраструктура довольно разнообразна, и организация движения может отличаться. Ключевой момент здесь - наличие или отсутствие специальных дорожных знаков.
Если на перекрестке установлены знаки "Направление движения по полосам", они имеют приоритет над общим правилом из пункта 8.5 ПДД. Эти знаки могут разрешать поворот налево сразу с нескольких полос, в том числе и с правой. В таких случаях водители должны ориентироваться именно на знаки, а не на общее правило о крайнем положении.
Такая организация движения встречается на крупных перекрестках с интенсивным трафиком, где одной полосы для поворота налево явно недостаточно. Знаки четко показывают стрелками, в каких направлениях можно двигаться с каждой конкретной полосы. Если над вашей полосой висит знак со стрелкой налево - пожалуйста, поворачивайте. Нет знака - действует общее правило крайнего положения.
Сколько придется заплатить за ошибку
Теперь о финансовой стороне вопроса. Нарушение пункта 8.5 ПДД квалифицируется по части 1.1 статьи 12.14 КоАП РФ. Штраф за это нарушение составляет 500 рублей. На первый взгляд сумма небольшая, почти символическая по современным меркам.
Однако тут есть важный нюанс. Инспекторы ГИБДД крайне редко останавливают водителей специально за это нарушение. У них нет планов по этой статье, поэтому в повседневном патрулировании они обычно закрывают глаза на такие маневры. Штраф выписывается в основном только тогда, когда происходит ДТП - как в случае, который я наблюдал.
Но расслабляться не стоит. Камеры автоматической фиксации нарушений ПДД на перекрестках вполне способны засечь неправильный поворот. Если камера зафиксирует, что вы повернули налево с правой полосы при отсутствии разрешающих знаков, штраф в 500 рублей придет по почте собственнику автомобиля. Причем обжаловать такое постановление будет затруднительно - камера не ошибается, а нарушение налицо.
Что было дальше
А дальше я ушел по своим делам. Водитель с перекрестка продолжал кричать и что-то доказывать инспектору. Надеюсь, впоследствии он все же изучил ПДД и больше не повторяет эту опасную ошибку. А всем остальным советую: прежде чем совершить маневр, на который у вас "есть право", убедитесь, что это право действительно закреплено в Правилах, а не является плодом вашей фантазии.