1 октября 1912 года родился Лев Николаевич Гумилев, выдающийся отечественный историк, географ и мыслитель. Кроме всего прочего, он является автором Пассионарной теории этногенеза (ПТЭ). Основные положения теории остаются в зоне гипотез и пока не подтверждены и не опровергнуты. Поэтому люди могут выбирать, верить или не верить в его гипотезы. И часто выбор, разделить его взгляды или нет, зависит от эмоций. Автору этих строк в 1990-е годы теория показалась убедительной. И, надо признать, для этого были субъективные причины: хотелось верить, что Гумилев прав.
В «дикие 90-е» у России имелась куча проблем. Страну охватили разгул преступности, обнищание населения, эпидемии. Многие активные люди почитают за счастье отъезд на Запад. На международной арене потеряны старые союзники и не появилось новых. С Россией не считаются. Международный валютный фонд диктует условия, на которых наше правительство может получить очередной кредит. Из бывших республик приходят новости об ущемлении прав русских, где-то даже говорят о погромах. В самой России у русских большие проблемы в Чечне, где идут бои. Время от времени кажется, что за распадом СССР вот-вот последует распад и России.
В общем, хорошего было мало. А главное в этих условиях: отовсюду говорилось о том, почему русские оказались в таком положении и почему Запад стал мировым гегемоном. И в рассуждениях этих основным посылом часто выступало то, что нынешнее положение обусловлено менталитетом, который был всегда. Мол, на Западе всегда были предприимчивые люди, стремящиеся к прогрессу, а на Востоке (то есть, в остальном мире) люди всегда были косные и консервативные. И русские в этих рассуждениях ставились в один ряд с восточными народами. Временами всплывал образ «лежащих на диванах Обломовых», временами - «лежащих на печи Емелях». И почти всегда – образ пьяниц и лентяев.
Все это часто сопровождалось тезисом: «Русские всегда такими были». Иногда, правда, уточнялось, что они стали «неправильными» в результате монголо-татарского ига: «Поскреби русского – найдешь татарина». Мол, до монгольского нашествия русские были «нормальными европейцами», а после перестали ими быть и стали «нацией рабов». Иными словами, заразились какой-то «ментальной болезнью» от восточных народов: косность, раболепие, тирания и так далее.
И в то время, как русские унижались, Запад превозносился. А особенно – превозносились США. Многим казалось, что гегемония Запада теперь навечно. Собственно, там об этом прямо писали трендовые философы вроде Фрэнсиса Фукуямы.
В этих условиях я и познакомился с трудами Льва Николаевича, и жизнь разделилась на «до» и «после».
По его теории, цивилизации (в его терминологии «суперэтносы») проходят примерно те же жизненные этапы, что и люди. Сначала идет энергичная молодость, потом кризис среднего возраста, потом спокойный возраст с накоплением богатств, а затем – старость с упадком активности.
Зависит энергичность цивилизации от активности людей. Согласно теории Гумилева, люди делятся на три типа.
Гармоничные люди или гармоники – люди, для которых естественно стремиться производить столько работы, сколько требуется для личного и видового самосохранения, поддержания своей жизни и жизни потомства.
Пассионарии – люди, для которых естественно производить не только работу, необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды, расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов.
Субпассионарии – люди, для которых естественно не производить даже работу, необходимую для личного и видового самосохранения.
Во всех случаях речь идет о психологической характеристике. В исключительных же ситуациях любой человек может делать то, что ему не свойственно. Так, у Гумилева говорится еще о таком явлении, как «пассионарная индукция», когда гармоники, оказавшись рядом с пассионариями, начинают вести себя, как пассионарии.
Соответственно, активность этнической системы зависит от соотношения людей данных типов. На начальных фазах этногенеза мы наблюдаем большой процент пассионариев, и система активна. В более поздних фазах пассионариев относительно меньше, и активность уже не такая большая, как раньше.
В конце же пассионариев не остается, и этническая система переходит в состояние гомеостаза, когда ее остатки, состоящие из гармоников, живут в гармонии с природой и никак не развиваются. Впрочем, чаще такие остатки входят в другие энергичные этнические системы.
Теория эта, кроме всего прочего, привлекает своей политкорректностью и может помочь побороть как комплекс национальной неполноценности, так и комплекс национальной гордыни. Вот выше говорилось об «энергичных западных людях» и «косных восточных». Да, в какой-то момент европейцы были более энергичны и технически опередили восточные народы. Да, многие восточные народы в какой-то момент стали слабо развиваться и пали жертвой западной агрессии. Как Китай, который основную часть истории человеческой цивилизации был наиболее богатым и развитым государством, но примерно с XV века нашей эры стал утрачивать эти позиции. Но когда-то и китайцы, и другие восточные народы были активны и развивались – об этом говорит пассионарная теория, и об этом говорят факты. Допустим, в наше время исламский мир заимствует западные технологии. Но когда-то европейцы активно заимствовали достижения мусульманских ученных – например, в математике и астрономии.
Но если какой-то народ активен, это не повод для гордыни. Это явление преходящее и уходящее. И то, что европейцы были особенно активны последние несколько веков, не значит, что они будут активны всегда.
В серии компьютерных игр «Цивилизация», по крайней мере, показывают, что все цивилизации развиваются, и любая может стать ведущей. Но неисторичность этих игр в том, что цивилизации там постоянно активны и никогда не испытывают того, что можно назвать «кризисом пассионарности». Развитие одной цивилизации в игре ограничивается только другими. А в истории все иначе.
Отдельно стоит сказать про монголо-татарское иго. Во-первых, теория Гумилева показывала, что монголы не хуже других народов, и вообще восточные народы не хуже западных. Во-вторых, он убедительно доказывал, что кризис на Руси начался до монголов и ее отставание от Европы связано с процессом этногенеза. В этногенезе «отставать» нормально и не постыдно.
И вот мы переходим к современности. После победы Запада в Холодной войне, многим казалось, что диктатура Западной цивилизации – навсегда. А кто-то и вовсе был уверен, что дни России сочтены, назывались даже конкретные сроки ее распада и государства, которые появятся на нее месте. Но Гумилев пишет, что когда-то многим представлялось, что и «Римская империя – это навсегда». Как и Китай под властью династии Хань. Эти две империи стояли в начале I века после Рождества Христова, и, казалось, будут стоять до конца времен. Но что-то пошло не так.
Хотя при том, что, согласно ПТЭ, все этнические системы подвержены одним законам, надо признать, что Западный суперэтнос во многом уникален. Он, вероятно, проживет дольше, чем в среднем положено согласно ПТЭ, так у него затянулся процесс «освоения ландшафта». Вероятно (и тому есть примеры), на маленьких островах этногенез идет относительно быстро, в то время как на континенте он может идти долго. А Западный этногенез шел на нескольких континентах. Это первый суперэтнос, который смог так или иначе подчинить почти все остальные. Но все равно, согласно ПТЭ, его активность тоже не вечна.
Гумилев считал, что Запад где-то с начала XVII века находился в фазе инерции, а к концу XX века подошел к фазе обскурации. Инерционная фаза – это фаза зрелости, когда преобладают пассионарии умеренного типа. Они стремятся не к экстенсивному развитию, а к интенсивному. Если и захватывают новые земли, то ради ресурсов, а не за тем, чтобы их заселить, как в ранних фазах. Их энергия уходит на обогащение, на строительство и так далее.
А в обскурации начинают доминировать субпассионарии. Люди почивают на лаврах и проедают ресурсы, которые накопили их предки. Если энергетический уровень гармоничника считать за «нуль» или «единицу», то в обскурации уровень оказывается ниже нуля.
Но, как сказано выше, в 1990-х гегемония Запада казалась незыблемой. Он продолжал совершать акты агрессии, что согласно ПТЭ, характерно, скорее, для энергичных этнических систем, чем для обскурации.
А что Гумилев думал про современную Россию? Он говорил, что Россия пережила кризисную фазу надлома, усугубленную коммунистической антисистемой, и подходит к фазе инерции. Ее Гумилев еще называл «фазой Золотой осени». Именно в этой фазе Европа в XVII-XX веках стала центром мира.
Российский кризис в XX веке Гумилев считал аналогом европейского кризиса XVI века, когда в Европе бушевали религиозные войны. Но европейцы этот кризис преодолели и вошли в фазу «Золотой осени». И, по версии Гумилева, Россия должна была сделать то же самое. Он неоднократно подчеркивал, что Российский суперэтнос моложе Западного.
В гипотезы и прогнозы Гумилева хотелось верить. Хотя многие, услышав про гумилевские фазы этногенеза, решали почему-то, что в России уже наступила обскурация... Но, например, ученик Гумилева В.А. Мичурин показывал, что в целом все идет по прогнозам. Да, агрессия Запада продолжается, но в ней не видно энергичности и храбрости былых времен. А в России идеалом становится умеренный пассионарий, который не фанатичен, но достаточно трудолюбив, чтобы стремится улучшить свое благосостояние и окружающий ландшафт.
И вот наступил новый век. И что мы видим? Ну, на Западе мы видим все признаки обскурации, хотя лично я не так себе ее представлял. Так, в некоторых европейских городах и даже государствах в целом власти отступают перед типичными субпассионариями. Интересно, что значительную их часть составляют приезжие представители других суперэтносов. Но сути это не меняет. Забота о субпассионариях становится культом, которому приносятся жертвы.
При этом западные правительства часто демонстрируют потрясающую слепоту и неспособность просчитывать свои шаги более, чем на два хода. И это тоже типично для людей субпассионарного общества, поднимающих в элиту соответствующих господствующему стереотипу поведения личностей.
Показательна и девальвация традиционных человеческих ценностей. Лично я думал, что в Европе этносы будут медленно вымирать, из-за того, что в семьях не модно будет рожать много детей, а модно много развлекаться. Но такой борьбы с традиционной семьей и вообще нормальными человеческими отношениями, какую мы наблюдаем там сейчас, я не ожидал.
А Россия? В России, как оказалось, еще есть пассионарии. Причем не только энергичные талантливые бизнесмены, но и самоотверженные воины. Выяснилось, что наша армия вполне может побеждать и проводить блестящие операции. И если победа над кавказскими террористами казалась исключением, то быстрая победа над вооружённой Западом Грузией в войне «08.08.08» приятно удивляла, а бескровная операция по взятию под контроль Крыма уже просто поражала.
И пока что осторожно радует то, что наше общество все еще сохраняет иммунитет к «антисемейной» идеологии.
Хотя, опять же, не стоит впадать в национальную гордыню и думать, что «у нас такого никогда не будет». Рано или поздно все этносы доходят до обскурации. Но, согласно ПТЭ, у нас до этой поры есть примерно триста лет. И возможно, к тому времени мы соединимся с другим, молодым суперэтносом – и наша история сделает следующий виток, заново пройдет все фазы…
Теории хороши, если помогают описывать реальность и делать успешные прогнозы. У меня, конечно, есть субъективные причины считать ПТЭ верной. Но, по-моему, мы можем наблюдать объективные факты, которые показывают верность прогнозов Льва Николаевича Гумилева.
Антон Кизим