Морской учебно-тренажерный центр Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова провел первый в России курс тренажерной подготовки операторов систем управления движением судов в области организации движения и взаимодействия с морскими полуавтономными и автономными надводными судами в зоне действия СУДС.
Свидетельства об успешном прохождении подготовки получили четыре оператора СУДС порта Усть-Луга Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Со стороны операторского состава первыми проходят обучение специалисты СУДС Усть-Луга. Это связано с тем, что именно между морскими портами Калининград и Усть-Луга в настоящее время выполняются рейсы двух железнодорожных паромов ФГУП «Росморпорт» «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», получивших сертификаты морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) от Российского морского регистра судоходства, – отметил руководитель региональной службы — начальник СУДС Санкт-Петербург Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Ростопшин.
В рамках учебного курса операторы СУДС Усть-Луга отрабатывали сценарии информационного взаимодействия между СУДС, МАНС и центром дистанционного управления (ЦДУ) в формате е-Навигации, в частности, прием на СУДС электронных маршрутов от судовой автономной навигационной системы, их коррекцию, согласование и мониторинг.
Для проведения подготовки Морской УТЦ Макаровки применил специализированный тренажер, позволяющий осуществлять мониторинг и взаимодействие с морскими автономными надводными судами в зонах ответственности СУДС, где могут работать МАНС, при их движении в полуавтономном и автономном режимах – управление непосредственно с судна или дистанционно из ЦДУ – берегового центра дистанционного управления МАНС. Модуль е-навигации по обмену маршрутами, включённый в состав оборудования тренажера, позволяет производить обмен маршрутами между навигационными мостиками и рабочим местом оператора СУДС, что повышает качество обучения операторов СУДС по контролю за движением судов и способствует повышению безопасности мореплавания в зоне ответственности СУДС.
Реализация этой задачи стала возможной в рамках федерального проекта «Автономное судовождение». Как известно, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова при поддержке Минтранса России и Росморречфлота в декабре 2023 г. ввел в эксплуатацию уникальный тренажер по а- и е-навигации, получил право на повышение квалификации специалистов по эксплуатации МАНС по 10 учебным программам, включая операторов СУДС. На основании дальнейшего развития проекта университет инициировал актуализацию ряда учебных программ, которые были недавно согласованы Росморречфлотом для использования в российских УТЦ СУДС. В кооперации с технологическими партнерами университет дорабатывает функционал тренажера для обеспечения эффективной подготовки персонала СУДС, в зоне ответственности которых работают или в перспективе смогут работать МАНС.
Помимо теоретической и тренажерной подготовки операторы СУДС Усть-Луга посетили ЦДУ МАНС, где ознакомились с установленным оборудованием и получили комментарии капитанов ЦДУ, дистанционно управляющих паромами, по специфике их работы.
Мы видим своей задачей внедрение технологий автономного судоходства. Этой задаче подчинена и наша стратегия развития тренажерной базы, методики дополнительного профессионального образования, и векторы научных исследований наших ученых. Контракт с ФГУП «Росморпорт» предусматривает подготовку трех групп операторов СУДС в зоне действия МАНС. Накопим опыт, будем развивать наши компетенции, которые масштабируем на всю систему ДПО в вузе, – отметил на вручении свидетельств директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов.