Найти в Дзене
Андрей Кравченко

Фердинанд Пиех. Quattro и дифференциал заднего моста ВАЗ-2101

Фердинанд Карл Пиех — австро-немецкий инженер, предприниматель и менеджер, внук Фердинанда Порше. Он был третьим ребёнком в семье адвоката Антона Пиеха и Луизы Порше, дочери выдающегося автоконструктора. В 1962 году Фердинанд окончил Высшую техническую школу в Цюрихе, его дипломная работа была связана с конструкцией двигателей для автомобилей Формулы-1. После учёбы Пиех начал работать инженером в компании Porsche в Штутгарте. В 1968 году он решил направить две трети годового бюджета компании на создание 25 спортивных автомобилей Porsche 917 для участия в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Семья была недовольна таким решением, ведь в случае неудачи компания могла обанкротиться. Однако автомобиль оказался успешным и выиграл гонку. В 1972 году Пиех перешёл в Audi и со временем стал генеральным директором. Он внедрил множество технологических инноваций: 5-цилиндровые двигатели, систему полного привода Quattro, использование лёгких алюминиевых компонентов в кузовах и другие. Благодаря его усилиям
Оглавление

Биография Фердинанда Пиеха и его разработки

Фердинанд Карл Пиех — австро-немецкий инженер, предприниматель и менеджер, внук Фердинанда Порше. Он был третьим ребёнком в семье адвоката Антона Пиеха и Луизы Порше, дочери выдающегося автоконструктора. В 1962 году Фердинанд окончил Высшую техническую школу в Цюрихе, его дипломная работа была связана с конструкцией двигателей для автомобилей Формулы-1.

Фердинанд Пиех - фото из интернета
Фердинанд Пиех - фото из интернета

После учёбы Пиех начал работать инженером в компании Porsche в Штутгарте. В 1968 году он решил направить две трети годового бюджета компании на создание 25 спортивных автомобилей Porsche 917 для участия в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Семья была недовольна таким решением, ведь в случае неудачи компания могла обанкротиться. Однако автомобиль оказался успешным и выиграл гонку.

В 1972 году Пиех перешёл в Audi и со временем стал генеральным директором. Он внедрил множество технологических инноваций: 5-цилиндровые двигатели, систему полного привода Quattro, использование лёгких алюминиевых компонентов в кузовах и другие. Благодаря его усилиям Audi превратилась из производителя автомобилей среднего класса в компанию, выпускающую премиальные машины. В 2011 году Audi впервые обогнала Mercedes-Benz по объёмам продаж пассажирских автомобилей в мире.

В 1993 году Фердинанд стал генеральным директором Volkswagen, которая тогда испытывала серьёзные финансовые трудности и имела убыток более 1 млрд евро. Пиех уволил почти всё руководство, но сохранил рабочие места для простых сотрудников. К 2002 году, когда он перешёл в наблюдательный совет, чистая прибыль компании достигла 2,6 млрд евро. За 22 года работы Пиеха рыночная стоимость Volkswagen выросла в 15 раз. Компания расширила свой ассортимент, включив в него люксовые бренды (Bugatti, Bentley, Lamborghini), а также производителей грузовиков, автобусов и мотоциклов. К 2012 году Volkswagen контролировала 12 брендов.

Отец Фердинанда, Антон Пиех, в годы Второй мировой войны руководил заводом Volkswagen, который выпускал армейские вездеходы и оружие. В цехах работали 20 000 подневольных рабочих, а рядом находился концлагерь Арбайтсдорф.

Пиех всегда оставался инженером по своей сути. Одним из его значимых достижений стала разработка Porsche 917, которая использовала лёгкие сплавы и имела вес всего 800 кг. Автомобиль развивал скорость до 340 км/ч благодаря 12-цилиндровому двигателю мощностью 580 л. с. Для охлаждения мотора использовался большой многолопастной вентилятор.

Также Пиех разработал пятицилиндровый дизельный двигатель для Mercedes-Benz 240 D 3.0, который вышел в 1974 году. В Audi он превратил Audi Coupe в успешный раллийный автомобиль Audi Quattro с полным приводом.

Под руководством Пиеха Volkswagen приобрела Bugatti и выпустила модель Veyron — гиперкар с мощностью 1000 л. с., способный разгоняться до 400 км/ч.

Пиех считал, что на мировом рынке останется немного крупных автопроизводителей, и Volkswagen должна бороться за своё место. Его подход к управлению компанией был жёстким: он говорил о «войне» за рынки и требовал от сотрудников максимальных усилий. Например, он переманил к себе вице-президента европейского подразделения GM Игнасио Лопеса, что привело к скандалу с обвинениями в промышленном шпионаже.

В личной жизни Пиех был менее строг: у него было двенадцать детей от четырёх женщин. В конце жизни он был женат на Урсуле Пассер, которая позже стала членом наблюдательного совета Volkswagen.

Фердинанд Пиех скончался через несколько часов после того, как его увезли из ресторана в баварском Розенхайме. Volkswagen в итоге стал для Пиеха не только главным работодателем, но и семейным бизнесом: холдинговая компания Porsche SE, подконтрольная потомкам Фердинанда Порше, стала крупнейшим владельцем Volkswagen AG.

Quattro

1.1 Дифференциал

Дифференциал – устройство, позволяющее передавать крутящий момент с двигателя на заднюю ось автомобиля через карданный вал. Дифференциал помогает сохранять устойчивость автомобиля в поворотах и избежать пробуксовки. Основное назначение дифференциала – обеспечить вращение задних ведущих колёс (мы рассматриваем только задний привод), с разной скоростью.

1.2 Дифференциал заднего моста ВАЗ-2101

Дифференциал заднего моста ВАЗ-2101
Дифференциал заднего моста ВАЗ-2101

Рассмотрим классический дифференциал ВАЗ. Он состоит из ведущей шестерни, ведомой шестерни и двух сателлитов. Мощность от двигателя через карданный вал, предаётся с ведущей шестерни на ведомую. Внутри ведомой шестерни находится сателлит, который вращается свободно. Сателлит вращается в двух направлениях: вокруг ведомой шестерни, и вокруг своей оси. Сателлит соединен с зубчатой передачей, при помощи 2-ух осевых шестерней. Рассмотрим различные ситуации: при прямолинейном движении, сателлит вращается только относительно ведомой шестерни, но НЕ вокруг своей оси. При повороте направо, сателлит вращается в обоих плоскостях: относительно ведомой шестерни, вокруг своей оси (т.е. сателлит осуществляет комбинированное вращение). Однако дифференциал ВАЗ-2101 имеет существенные недостатки: 1) Дифференциал ВАЗ-2101 (да и всей классики в целом), передает крутящий момент на то колесо, на которое НЕТ нагрузки, это влечёт за собой: а) при повороте автомобиля колесо идущее по внешнему радиусу, по законам физики, имеет большую нагрузку, чем колесо идущее по внутреннему, следовательно исходя из принципа работы дифференциала ВАЗ, понятно что колесо идущее по внешнему радиусу будет вращаться свободно, что может привести к заносу автомобиля в повороте, однако, в случае с задним приводом, ТС можно легко выровнить плавным нажатием на педаль тормоза. б) В случае нахождения на бездорожье, при пробуксовке одного из колёс, дифференциал ВАЗ-2101 предаст крутящий момент на то колесо, которое находится выше при диагональном вывешивании ТС. Из-за чего выехать из бездорожья практически невозможно.

1.3 Дифференциал Torsen Audi Quattro

Дифференциал Torsen
Дифференциал Torsen

Можно бесконечно разбирать различные типы и модификации полного привода Quattro, но чтобы понять суть его работы, нужно знать лишь принцип работы Дифференциала Torsen. В отличии от Дифференциала ВАЗ-2101, Torsen, равномерно распределяет нагрузку между осями заднего моста. (при прямолинейном движении нагрузка распределяется 50 на 50, при повороте, 20% нагрузки уходит с одной полуоси, и 20% добавляется на другую), благодаря чему, задние колеса на автомобилях с системой Quattro, всегда вращаются с одинаковой скоростью. При попадании на бездорожье, дифференциал Torsen, блокирует задний дифференциал, благодаря чему, автомобили Audi всегда уверенно чувствуют себя на любом дорожном покрытии. Так как дифференциал Torsen работает не за счет электронных систем (таких как виско-муфты на китайских автомобилях), а механически, то блокировка дифференциала происходит мгновенно, обеспечивая устойчивость автомобиля.