Найти в Дзене
Павел Карпиков

«Три правды и одна ложь»: Эффект Расёмон в фильме «Последняя дуэль»

Эффект Расёмон — феномен, получивший название в честь фильма Акиры Куросавы "Расёмон", — описывает противоречивость и субъективность человеческих свидетельств. Он проявляется, когда разные очевидцы дают кардинально различающиеся, часто взаимоисключающие, версии одного и того же события, ставя под сомнение саму идею объективной истины. Фильм «Последняя дуэль» (The Last Duel, 2021) Ридли Скотта является, возможно, самым ярким и методичным использованием эффекта Расёмон в современном кинематографе. Взяв за основу реальные исторические события XIV века, Скотт и сценаристы (Мэтт Дэймон, Бен Аффлек и Николь Холофсенер) структурируют повествование, чтобы не просто показать разные точки зрения, но и заставить зрителя почувствовать дискомфорт от осознания их субъективности. Структура «Трёх правд» Фильм разделен на три главы, каждая из которых озаглавлена именем рассказчика и представляет его или её личную версию событий, приведших к последней судебной дуэли во Франции: 1. Версия Жана де Карру

«Три правды и одна ложь»: Эффект Расёмон в фильме «Последняя дуэль»

Эффект Расёмон — феномен, получивший название в честь фильма Акиры Куросавы "Расёмон", — описывает противоречивость и субъективность человеческих свидетельств. Он проявляется, когда разные очевидцы дают кардинально различающиеся, часто взаимоисключающие, версии одного и того же события, ставя под сомнение саму идею объективной истины.

-2

Фильм «Последняя дуэль» (The Last Duel, 2021) Ридли Скотта является, возможно, самым ярким и методичным использованием эффекта Расёмон в современном кинематографе. Взяв за основу реальные исторические события XIV века, Скотт и сценаристы (Мэтт Дэймон, Бен Аффлек и Николь Холофсенер) структурируют повествование, чтобы не просто показать разные точки зрения, но и заставить зрителя почувствовать дискомфорт от осознания их субъективности.

Структура «Трёх правд»

Фильм разделен на три главы, каждая из которых озаглавлена именем рассказчика и представляет его или её личную версию событий, приведших к последней судебной дуэли во Франции:

1. Версия Жана де Карружа (Мэтт Дэймон): «Правда Жана де Карружа»

Де Карруж — благородный, но неудачливый рыцарь, чья жизнь полна разочарований, в основном из-за его собственного упрямства и заносчивости.

·Его повествование: Представляет его самого как героического, праведного, верного рыцаря и любящего мужа. Он — жертва несправедливости со стороны графа Пьера д’Аленсона (Бен Аффлек) и его фаворита Жака Ле Гри. Его жена Маргарита описывается как покорная и любящая спутница. Он искренне верит в свою честь и в то, что его версия является единственной истинной (отсюда название главы).

2. Версия Жака Ле Гри (Адам Драйвер): «Правда Жака Ле Гри»

Жак Ле Гри — умный, образованный и амбициозный сквайр, фаворит графа.

·Его повествование: Представляет его как обаятельного, утонченного джентльмена, уверенного в своей привлекательности. В его версии нападение на Маргариту преподносится как страстный, но взаимный акт, который она якобы не отвергала. Он видит себя соблазнителем, а не насильником. Он убежден, что его отношения с Маргаритой были основаны на влечении, и считает обвинения де Карружа происками зависти и злобы. Его уверенность в своей правоте доходит до полного самообольщения.

3. Версия Маргариты де Карруж (Джоди Комер): «Правда Маргариты»

Версия Маргариты — центральная и, по сути, самая важная глава фильма, поскольку именно её показания привели к дуэли.

·Её повествование: Это единственная глава, которая получает иное название — в титре указано, что это «Правда Маргариты», а затем добавляется ключевая фраза «правда», без добавления имени. Её версия раскрывает истинную природу события: это было жестокое и недвусмысленное изнасилование.

-3

Как Эффект Расёмон работает в деталях

Фильм виртуозно использует мелкие, но значимые изменения в сценах, которые повторяются:

Поцелуй на свадьбе

1. Поцелуй Маргариты с Ле Гри — мимолетный и формальный (Версия Жана де Карружа).

2. Ле Гри и Маргарита обмениваются долгим, значимым взглядом и едва уловимой улыбкой, намекая на взаимное влечение (Версия Жака Ле Гри).

3.Поцелуй Ле Гри для Маргариты — неприятная, нежелательная близость (Версия Маргариты).

Сцена изнасилования

Жан де Карруж представляет Ле Гри как безликого, животного монстра (Версия Жана де Карружа, он не был свидетелем).

Ле Гри представляет сцену как прелюдию, где Маргарита сопротивляется формально, а затем поддается (Версия Жака Ле Гри).

Сцена показана как травматическое, насильственное нападение, полное ужаса и борьбы (Версия Маргариты).

Отношение к мужу

Маргарита постоянно смотрит на мужа с восхищением, ждет его одобрения (Версия Жана де Карружа).

Маргарита кажется равнодушной и немного скучающей, ищущей внимания со стороны Ле Гри (Версия Жака Ле Гри).

Маргарита любит мужа, но страдает от его эгоизма, грубости и того, что он видит в ней лишь свою собственность (Версия Маргариты).

-4

Значение «Последней дуэли»

В отличие от оригинального «Расёмона», где истина остается окончательно недостижимой, «Последняя дуэль» делает сильный этический выбор. Добавление фразы «Что подтверждается другими» в третьей главе ясно указывает на то, что, хотя первые две версии — это личные, самооправдывающие фантазии, версия Маргариты является объективной истиной в рамках повествования.

Этот подход превращает эффект Расёмон из простого кинематографического приёма в мощный социальный комментарий:

1.Развенчание мужского эго: Фильм показывает, как мужское эго (честь де Карружа и самовлюбленность Ле Гри) искажает реальность. Оба мужчины, каждый по-своему, пытаются переписать историю, чтобы сохранить свой статус и правоту.

2.Голос жертвы: Фильм дает голос тому, кто традиционно оставался в тени мужских разборок и политики. Версия Маргариты — это не просто «ещё одна правда», а свидетельство, которое ломает структуру мужского нарратива, показывая цену их эгоистичных игр.

-5

«Последняя дуэль» — это не просто историческая драма; это урок о власти нарратива, о том, как наша личная интерпретация может превратить преступление во взаимное согласие, а эгоиста — в героя. Фильм блестяще использует эффект Расёмон, чтобы в конечном итоге утвердить ценность и право на существование одной, неудобной, но жизненно важной правды.

__________________________________________________________________________________________

Если вы хотите разобрать со своими внутренними версиями действительности, то обращайтесь к автору данного канала за психологической консультацией.