Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Аллегория времен года в живописи

В новые времена живописцы к музам и другим аллегориям искусства стали относиться более фантазийно, они часто меняли специализацию муз, приближая ее к современным взглядам на виды искусства, или создавали аллегорические образы в новой стилистике. Свое слово в «модернизации» темы сказали близкие к символизму и ар-нуво художники в разных странах, это и Арнольд Бёклин, и Густав Климт, и Альфонс Муха, который изобразил четыре фигуры девушек, воплощающих четыре вида искусства. В своей трактовке автор ушел от традиции изображать узнаваемые атрибуты рядом с фигурами девушек, олицетворяющих искусства. Вместо этого Муха с помощью пластического и цветового решения выражает суть элегической Поэзии или экспрессивного Танца, полихромной Живописи или сосредоточенно внимающей Музыки. Альфонс Муха неоднократно обращался к аллегорическим образам, отдавая предпочтение именно четырем фигурам. Самые известные его «квартеты» — «Драгоценные камни», «Цветы», «Время суток» и, конечно, «Времена года», одна из с

В новые времена живописцы к музам и другим аллегориям искусства стали относиться более фантазийно, они часто меняли специализацию муз, приближая ее к современным взглядам на виды искусства, или создавали аллегорические образы в новой стилистике. Свое слово в «модернизации» темы сказали близкие к символизму и ар-нуво художники в разных странах, это и Арнольд Бёклин, и Густав Климт, и Альфонс Муха, который изобразил четыре фигуры девушек, воплощающих четыре вида искусства. В своей трактовке автор ушел от традиции изображать узнаваемые атрибуты рядом с фигурами девушек, олицетворяющих искусства. Вместо этого Муха с помощью пластического и цветового решения выражает суть элегической Поэзии или экспрессивного Танца, полихромной Живописи или сосредоточенно внимающей Музыки.

Альфонс Муха неоднократно обращался к аллегорическим образам, отдавая предпочтение именно четырем фигурам. Самые известные его «квартеты» — «Драгоценные камни», «Цветы», «Время суток» и, конечно, «Времена года», одна из самых востребованных аллегорических тем за всю историю искусства.

Альфонс Муха. Времена года. Плакаты. 1898
Альфонс Муха. Времена года. Плакаты. 1898

На своих четырех картинах Муха отражает настроения времен года — невинную весну, знойное лето, щедрую осень и морозную зиму. Вместе они представляют собой гармоничный цикл Природы.

Неразрывная связь времен года еще более подчеркнута в композиции Крейна: аллегорические женские фигуры соединены жестами и пластикой, каждая передает своей соседке свои лучшие дары — венок или корзину с плодами.

Атрибутами времен года становятся их дары, цветы и плоды. Часто олимпийские божества ассоциировались с определенным временем года, Флора традиционно считалась покровительницей весны, Церера как богиня плодородия и урожая олицетворяла Лето, осень всегда была связана со временем сбора винограда, а потому ее в живописи представлял Вакх. Сложности и разночтения возникали только с аллегорической персонификацией Зимы: в разных вариантах можно встретить Вулкана, Эола или Сатурна в качестве зимнего образа, в любом случае, чаще это будет пожилой мужчина в теплой одежде, греющий замерзшие руки у костра или очага.

Как всегда, очень самобытные аллегории времен года создал неповторимый художник Джузеппе Арчимбольдо, который сформировал аллегорические «портреты» четырех сезонов с помощью их узнаваемых даров. Силуэт Весны состоит из зеленой травы и десятков различных цветов, Лето — из колосьев и ягод с фруктами, Осень составлена из винограда и овощей, а Зима — из старых пней и коряг.

Джузеппе Арчимбольдо. Времена года. 1573. Лувр, Париж
Джузеппе Арчимбольдо. Времена года. 1573. Лувр, Париж

Персонажи времен года у Арчимбольдо изображены в разном возрасте: от юной цветущей весны к румяному зрелому лету, затем к увядающей с жухлыми красками осени и высохшей дряхлой зиме. Так автор уподобил природный годовой цикл жизни людей, создав сложную двойную аллегорию времен года и возрастов человека.

Двойная аллегория нередко встречается в мировой живописи, одним из самых известных мастеров сложных иносказательных композиций был Никола Пуссен, у него есть любопытное произведение — «Танец под музыку времени». Прежнее название картины — «Танец времен года, или Образ человеческой жизни». Четыре главные фигуры, по мнению исследователей, символизируют не только привычные времена года, но и Бедность, Труд, Богатство и Наслаждение, именно они в совокупности и составляют круговорот жизни человека, который трудится, чтобы разбогатеть, а став богатым, предается наслаждениям, разоряется и снова становится бедным.

Но четыре сезона не всегда представляли только идеализированные женские фигуры, обращения к теме четырех сезонов встречаются еще в античной живописи. Например римская мозаика «Четыре времени года» из Испании: условные фигуры, персонифицирующие Весну (в венке из цветов), Лето (в венке из колосьев с серпом в руке — время жатвы), Осень (в венке из гроздей винограда) и Зиму (закутанную от мороза в мягкий теплый плащ) вписаны в круг.

Четыре времени года. Римская мозаика. Конец IV в. Дом Вакха, Комплутум, Алькала-де-Энарес
Четыре времени года. Римская мозаика. Конец IV в. Дом Вакха, Комплутум, Алькала-де-Энарес

Иногда живописцы собирали все времена года вместе в одной композиции, даже за одним столом, как у итальянца Манфреди. Его аллегории сезонов — это две женщины и двое мужчин, которые находятся в довольно приятельских отношениях, а вместе они составляют дружескую компанию, которая хорошо проводит время.

В книге Александра Жукова «Популярные сюжеты в живописи» (12+) рассказывается о том, как на протяжении всей истории художники обращались к природным красотам, образам людей, животных, а также к мифам, мифологическим сюжетам и персонажам, актуальным в своей эпохе. Эта книга поможет вам понять основные мотивы, темы и сюжетные линии мировой живописи, раскрывая богатство художественного наследия:

Читай-город

Ozon

Wildberries