Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

Целостность - это не про равенство двух противоположностей, это про то, чтобы дать место всему, что в нас есть

В психологических кругах принято считать, что все мы должны стремиться к целостности. То есть глубокая внутренняя работа, которую мы проделываем с помощью психологии - обычно включает в себя присвоение себе своих теневых сторон. Все мы в течение жизни отказываемся от каких-то частей своей психики (для адаптации к среде или в результате психотравм), отказываемся от каких-то своих качеств, перестаём их считать собой. И глубокая внутренняя работа обычно и заключается в том - чтобы мы присвоили себе обратно те свои части, те свои качества, от которых мы в течение своей жизни отказались. И такой процесс называют обретением целостности. И считается (и я это мнение полностью разделяю), что в основе всех психологических проблем лежит то, что мы когда-то лишились своей целостности, отщепили от себя какую-то часть себя. И именно поэтому у нас и возникла какая-то проблема, какой-то психологический симптом. И симптом, то есть некая проблема, от которой мы страдаем - это способ нашей психики об

В психологических кругах принято считать, что все мы должны стремиться к целостности. То есть глубокая внутренняя работа, которую мы проделываем с помощью психологии - обычно включает в себя присвоение себе своих теневых сторон.

Все мы в течение жизни отказываемся от каких-то частей своей психики (для адаптации к среде или в результате психотравм), отказываемся от каких-то своих качеств, перестаём их считать собой.

И глубокая внутренняя работа обычно и заключается в том - чтобы мы присвоили себе обратно те свои части, те свои качества, от которых мы в течение своей жизни отказались. И такой процесс называют обретением целостности.

И считается (и я это мнение полностью разделяю), что в основе всех психологических проблем лежит то, что мы когда-то лишились своей целостности, отщепили от себя какую-то часть себя. И именно поэтому у нас и возникла какая-то проблема, какой-то психологический симптом.

И симптом, то есть некая проблема, от которой мы страдаем - это способ нашей психики обратить наше внимание на отсутствие у нас целостности в каком-то месте и замотивировать нас провести внутреннюю работу по возвращению целостности.

Например, если мы когда-то запретили себе агрессию, то у нас снова и снова возникают некие ситуации, некие проблемы, которые связаны с тем, что мы не проявляем агрессию. А если мы проработаем это, присвоим себе свою агрессивную часть - то эти проблемы обычно проходят.

И отсутствие целостности также связано с так называемыми полярностями, то есть противоположностями. Когда наша психика лишается целостности, то это обычно выглядит так - что мы начинаем гипертрофированно проявлять одну полярность, одну противоположность, а другая противоположность уходит у нас в тень, мы перестаём считать её собой и можем перестать это противоположное качество вообще проявлять.

Например, мы хотим быть исключительно структурированными людьми, и поэтому запрещаем себе проявлять хаос. Хотим быть добрыми, и поэтому запрещаем себе чувствовать злость. Хотим быть смелыми, бесстрашными, и поэтому подавляем в себе свои страхи.

И возвращение целостности в таком случае - это про то, что мы разрешаем себе иметь и проявлять одновременно обе полярности, обе противоположности.

Например, мы позволяем себе как структуру, так и хаос. Разрешаем себе не только проявлять доброту, но и быть злыми тоже. Проявлять не только смелость - но иногда и бояться.

И есть такое заблуждение, что обрести целостность - это значит привести у себя проявление двух противоположностей к идеальному балансу "50/50". Типа быть на столько же добрыми, на сколько и злыми. Быть на 50% структурированными и на 50% хаотичными. Быть одинаково как смелыми, бесстрашными, так и напуганными.

Но целостность - это не про идеальный баланс 50 на 50. Целостность - это про то, чтобы всему в себе дать место.

Я становлюсь более целостной не тогда, когда требую от себя стать настолько же злой, насколько я добрая, например. А тогда - когда я внутри себя в принципе даю место не только всему доброму, но и всему злому тоже.

Но в попытках обрести целостность я не обязана, например, становиться на 50% злой и только на 50% оставаться доброй. Мне не подходит такой баланс. Ведь целостность не отменяет наличия у нас приоритетов, жизненных ценностей, моральных ценностей и т.д.

И в силу моих ценностей, как моральных, так и жизненных, например, мне не хочется 50 на 50 в вопросах доброты и злости. А, например, быть на 85% доброй и лишь на 15 быть злой - мне как-то больше подходит.

И это не про то, что я тогда лишаю себя целостности. Лишение целостности - это когда я запрещаю себе проявлять злость там, где она возникает. Когда я говорю себе "нет, я не такая, я никогда не злюсь и не ненавижу людей, я вообще-то добрая, всегда и во всём добрая". Вот это про лишение целостности.

Целостность - это просто про то, что я всему даю место в самой себе. Но это не обязательно значит, что буду давать чему-то именно много места. Чему-то я дам больше места в самой себе, чему-то меньше. И это всё равно будет про целостность - если я ничего в себе не подавляю, не отщепляю, разрешаю себе иметь все части себя, не отказываясь ни от одной и т.д.

Целостность не отменяет приоритетов. Что-то для нас в этой жизни более важно, что-то менее важно. У нас разная жизнь, разные задачи в жизни, разные обстоятельства. И поэтому мы никогда не сможем в равной степени проявлять свои разные качества.

А целостность, к которой стоит стремиться - это просто про то, чтобы давать всему место внутри себя. Давать место всем свои качествам, всем частям своей психики. Ни от чего в себе не отказываться.

Но при этом - это совсем не значит, что какие-то наши качества будут проявлены у нас в той же степени, как и их противоположности. Это недостижимо.

И совершенно естественно, что у нас есть какие-то приоритеты, ценности и т.д. Это никак не противоречит идеи целостности.

Ведь даже если для меня, например, важна структура в жизни и внутри меня, я хочу быть предсказуемой и структурированной, для меня это важно, это является моей ценностью в жизни - то это не значит, что ради достижения целостности я должна отказаться от этой своей ценности, чтобы одинаково полюбить и структуру, и хаос. Чтобы стать на 50% структурированной и на 50 хаотичной.

Нет. Я вполне могу дать структуре больше места, чем хаосу - как в своей жизни, так и внутри себя. Но это не будет противоречить моей целостности, т.к. я не запрещаю себе быть хаотичной, этому внутри меня тоже есть место. Хаотичная я - это тоже я, это тоже моя часть, которая для меня важна и нужна.

Но давать ей места столько же, сколько и структурированной части - я могу быть не готова. И это не делает меня менее целостной - если я даю место обеим этим своим частям, не переставая никакую из них считать собой.

Так что целостность - это не обязательно про 50/50 в плане двух противоположностей. Целостность - это про то, что я всему в себе, всем своим "Я" (если вам нравится идея субличностей) или всем разным граням своего "Я" даю место внутри себя и в своей жизни. Этого вполне достаточно, чтобы быть целостными.

__________________

__________________