Культура Гальштадт.
Крупнейшей культурой, родившейся из венетской культуры урновых захоронений, является культура Галшьтадт, названная по городку в Австрии, где нашли большое количество урновых захоронений, доказывающих её происхождение от венетской культуры. Особенностью Гальштадта является применение железа, появившегося при формировании этой культуры примерно в 800 г. до н. э. и означающего наступление в Европе железного века.
Культура Гальштадт существовала на территории, простиравшейся от восточной Галии через Норик и Австрию до восточной Словении. Важнейшим занятием представителей этой культуры были соледобыча и солеторговля. Об этом напоминают названия городов Гальштадт, Галль, Галлайн и т. д. Слово «hal» означает «соль». Буква “h” была заменена буквой “s” ещё на первых порах развития гальштадской культуры.
Современная западная историография почти все культуры Центральной Европы в рассматриваемый период приписывает неким мифическим кельтам, «кельтолог» Фридрих Мортон писал: «Внезапно здесь появились кельты, они пришли из ниоткуда и ушли в некуда», а «кельтолог» Герхард Хёрм подтверждал» «кельты народ пришедший из тьмы». Поскольку «кельтов» не могло быть так много для захвата всей Центральной Европы и что бы они могли за сравнительно короткое время захватить большую территорию, следует сделать вывод, что они постоянно пополняли своё войско воинами тех земель, которые они захватывали.
Установлены следующие т. н. «кельтские» группы: галльские, британские, ирландские, кельт-иберы (иберийские «кельты») и паданские «кельты». Мы видим что территории заселённые т. н. «кельтами» на самом деле были заселены венетами предками славян а затем и самими славянами, за исключением иберии, ирландии и британии. Одна из известных кельтских\славянских групп-бои, чьё существование засвидетельствовано в различных местах: в Галии, на Сев. Апеннинах, южном Норике. В Силезии их влияние было столь велико, что страна была названа их именем-Богемия (Bojerheim-Borhejm-Boemmia). По названию можно сделать вывод, что бои были воинами-бойцами.
С т. н. «кельтами» также связано название «влахи», но во многих странах Европы название «влахи» перешло на латинян\романов, а у словенцев и южнотирольцев позже на италиков. Впервые это название было записано как «Valkae» что в западно-европейских языках могло звучать лишь как «Volke» или «Volki» что есть по славянски «Волки». Из этого можно было сделать вывод о славянском характере т. н. кельтского языка.
Кельтский язык о котором на самом деле ничего не известно, представляет особую загадку, ведь на кельтском не оставлено ни одной надписи. Тогда как вся центральная европа усеяна надкаменными, надкостными и пр. венетическими или словенетскими надписями. Но кое-что нам подсказывает условия их формирования, то есть возникновения культуры Гальштадт, пришедшей на смену культуру Урновых захоронений или культуру Погребальных урн со словенетским (славянским) языком. Историки и языковеды пытаются распознать его в различных топонимах, которые на самом деле являются словенетскими. Чаще всего упоминается название города «Breganz» (лат. Brigantium). Которое якобы происходит от ирлано\британского «bri» (холм). Однако намного ближе словенскому «breg» (берег, брег, холм). На западе считается что слово «Альпы» кельтское. Однако, скорее всего , оно произошло от старого славянского слова «lob», которое в русском языке и сегодня означает крутой склон, в словенском же языке сохранилось в слове «lobanja» (череп) и в некоторых топонимах- Лобник, Любель, Любляна и т. д. Группа холмов называется «alobje» или «alobe». На слух, особенно для латинян, не понимавших этого языка, это звучит как «Albe» или «Alpe» (Альпы), как они его передали нам в своих записях. Кельтскими также считается названия на - «durum» от ирландского слова «dor» (двери). Не ближе ли это к словенскому слову «duri» (двери)? Можно также говорить о топонимах на – dunum, например, Noviadunum и т. п., которые встречаются в близи рек и могли бы быть латинизированным словенским названием «Navodno» (на воде).
Когда западно-европейская теория о «кельтах» как о первом в Европе народе рухнула, появилась теория об иллирийцах, которые якобы являлись первыми индоевропейцами и носителями культуры Урновых захоронений, то есть первым в Европе народом. Тем самым западные историки, особенно немецкие , хотели воспрепятствовать признанию венетов носителями культуры Урновых захоронений, ведь их связь со славянами не могла быть им неизвестна. Иллирийцы же, по их мнению, являлись непосредственными предками германцев во всех немецких землях. Эту теорию в 1912 г. н. э. выдвинул берлинский историк Коссинна, чтобы таким образом подтвердить право немцев на все территории, которые они когда-либо отобрали у славян. Эрих Рот пытался научно обосновать теорию о иллирийцах. Среди словенских учёных историков утвердилось мнение, что культуру Гальштадт (речь шла в первую очередь о словенской территории) представляли иллирийцы вплоть до прихода латинян. Однако уже Нидерле признал, что нет доказательств, что урновые захоронения принадлежали иллирийцам, следовательно, теория Коссинны не имеет ни какого основания. Покорны, который сначала придерживался иллирийской теории, затем признал, что значительная часть имён, которые до того приписывались иллирийцам, следует отнести к венетам, которые исторически были несомненно связаны с Лужицкой культурой. Сегодня установлено как факт: иллирийцы как этнос вообще не существовали, а речь идёт лишь о метаисторическом и географическом понятии.
Культура Винча.
Над темой как и когда у венетов появилась письменность, работали многие палеолингвисты и грамматологи. Западная историография уверяет нас что венеты получили письмо от рассенов, а те в свою очередь от греков. Однако это ничем не доказано. Рассены едва могли научится письму у греков. Существуют рассенские и венетские надписи, которые датируются временим, лишь немногим более поздним, чем время образования первой греческой колонии на Южных Апеннинах вблизи Неаполя. Если бы рассены тогда переняли письменность у греков, они взяли так же написание и азбуку. Однако этого не случилось. Рассенский и венетский алфавит всегда были самостоятельными и полностью сформировавшимися, хотя и имели несколько похожих букв. Причина этого сходства может крыться в более древнем общем источнике. В каком же?
Пропустим появление иероглифов в Месопотамии, Египте и Индии (по мнению грамматолога Г. Гриневича «Винчанское письмо» на 470 лет старше Шумерского, старше иероглифической письменности Нижнего Египта и письма долины Инда, поэтому их пропускать не нужно они пропущены самой историей языкознания. Прим. Л. И.) и позднейшее появление клинописи. Нас интересует вокализованная буквенно-слоговая письменность. Западная историография говорит, что сначала она появилась на Ближнем Востоке во втором тысячелетии до нашей эры как запись каждого слова отдельным знаком. Из неё в 1200 г. до н. э.развилась семитское консонатное письмо, состоявшая из одних согласных. Вскоре она разделилась на три группы: финикийскую, древнееврейскую и арамейскую. Из древнефиникийской письменности образовалась греческая, которая ввела также запимсь гласных и считается на западе матерью письменности всей Европы. Но это на западе. А что же на это скажет славянское языкознание?
История буквенного письма западно-европейской историографии ставит под сомнение важное событие последнего времени, а именно открытие букв в культуре Винча на среднем течении Дуная. Эта культура существовала в 6000-3950 г. до н. э. Многие археологи подтверждают наличие букв на предметах этой культуры, однако только венетолог Радивой Пешичь, профессор Миланского университета, с научной точки зрения объяснил это исключительное явление. В многочисленных статьях и в книге «Письменность культуры Винча» он доказывает, что эти знаки-настоящая буквенная письменность, поразительно соответствующая рассенской и венетской. В таком случае письменная культура Винча изобретатель письменности как таковой, буквенно-вокализованной в частности. Изобретатель первый в мире. Возможно её занесли как семя на Ближний Восток, где из неё развились местные письменности. Венеты, следуя по Дунайскому и Янтарному пути, могли принести её в наши края. Среди них могла быть и некая группа с территории культуры Винчак, называвшая себя рассены, возможно по местечку Рашице, расположенному на территории культуры Винча, а так же Сербии и Словении. В этом случае рассенская письменность возникла самостоятельно. Значительно позже из неё и частично из греческой письменности развилась латинская письменность.