Найти в Дзене
Вечное Лето - Саша и Света

Племя, где женщины никогда не моются, но кожа идеально чистая из-за особой пасты, которой покрывают все тело

Представьте: вы не мылись водой ни разу в жизни. При этом ваша кожа идеально гладкая, бархатная, без единого воспаления. Звучит как реклама чудо-крема? Нет, это реальность для женщин племени химба из Намибии. И их секрет красоты — красная паста, которой они покрывают тело каждый день. Север Намибии, регион Кунене — одно из самых засушливых мест на планете. Дождь здесь редкость, температура +40°C норма, а ближайший источник воды может быть в десятках километров. В таких условиях живет около 50 тысяч человек племени химба, сохранивших образ жизни своих предков. Когда видишь фотографии женщин химба, первое, что бросается в глаза — их невероятная красота. Высокие, стройные, с кожей удивительного красно-оранжевого оттенка, в длинных дредах, украшенных медными браслетами. Они выглядят как модели с подиума, только вместо подиума — африканская саванна. Секрет их внешнего вида — паста отджизе. Звучит экзотично, но состав простой: красная охра (перетертый в мельчайшую пудру гематит), молочный жи
Оглавление

Представьте: вы не мылись водой ни разу в жизни. При этом ваша кожа идеально гладкая, бархатная, без единого воспаления. Звучит как реклама чудо-крема? Нет, это реальность для женщин племени химба из Намибии. И их секрет красоты — красная паста, которой они покрывают тело каждый день.

Север Намибии, регион Кунене — одно из самых засушливых мест на планете. Дождь здесь редкость, температура +40°C норма, а ближайший источник воды может быть в десятках километров. В таких условиях живет около 50 тысяч человек племени химба, сохранивших образ жизни своих предков.

Когда видишь фотографии женщин химба, первое, что бросается в глаза — их невероятная красота. Высокие, стройные, с кожей удивительного красно-оранжевого оттенка, в длинных дредах, украшенных медными браслетами. Они выглядят как модели с подиума, только вместо подиума — африканская саванна.

Красная паста: древний рецепт красоты

-2

Секрет их внешнего вида — паста отджизе. Звучит экзотично, но состав простой: красная охра (перетертый в мельчайшую пудру гематит), молочный жир от коров, зола и ароматическая смола кустарника омузумба, который здесь называют намибийской миррой.

Женщины наносят эту смесь на всё тело и волосы несколько раз в день. Результат — насыщенный золотисто-красный цвет кожи, который для химба символизирует землю и кровь, а значит, саму жизнь.

-3

Но это не просто косметика ради красоты. Паста выполняет множество функций:

Защита от солнца. В климате, где солнце буквально выжигает всё живое, отджизе работает как природный солнцезащитный крем с высоким SPF.

Защита от насекомых. Смола в составе отпугивает комаров и мух — настоящий бич этих мест.

-4

Гигиена. Вечером женщины соскабливают подсохшую пасту специальными скребками, и вместе с ней удаляется вся грязь, пот, омертвевшие клетки кожи. Странно, но эффективно — кожа остается чистой и здоровой.

Увлажнение. Жир в составе не дает коже пересыхать в сухом климате.

И знаете, кожа у женщин химба действительно идеальная. Гладкая, упругая, без воспалений и высыпаний. Крупные косметические компании даже пытались воспроизвести их рецепт для омолаживающих кремов!

Дымовые ванны вместо душа

Но пастой гигиена не ограничивается. Женщины химба принимают так называемые "дымовые ванны".

-5

Как это работает? Разжигается костер из ароматных трав. Женщина садится над дымом, укутавшись с головой плотной тканью или шкурой. Сидит так около часа, пока дым окутывает всё тело.

Результат — тело очищается, приобретает приятный травяной аромат, поры открываются. Для них это полноценная СПА-процедура, только без воды.

А волосы? Их моют древесной золой! Зола действует как природный шампунь, впитывая жир и загрязнения. После "мытья" волосы снова покрывают пастой отджизе и заплетают в сложные косы-дреды.

-6

Создание прически — целый ритуал. Девочкам с детства вплетают в волосы чужие волосы (обычно отцовские), создавая длинные тугие дреды. На создание полноценной взрослой прически уходит 10-12 часов! Но зато такая прическа может держаться месяцами.

Жизнь в огандах: когда каждая капля воды на вес золота

-7

Племя живет в огандах — небольших поселениях из конусообразных хижин. Хижины строят из молодых деревьев, которые обмазывают смесью глины и навоза, а крышу кроют соломой. Просто, но функционально — днем внутри прохладно, ночью тепло.

Воды действительно катастрофически мало. То, что есть, идет строго по приоритетам: сначала люди пьют, потом поят скот (коров, коз, овец), и только если остается — используют для готовки.

Мыться — немыслимая роскошь. Поэтому мужчины, которые пасут скот и иногда доходят до водопоев, могут искупаться в реке. А женщины обходятся своими методами.

-8

Роли в племени строго распределены. Мужчины пасут скот, охотятся, могут надолго уходить из деревни. Женщины остаются в оганде, воспитывают детей, готовят, носят воду (иногда за несколько километров!), строят и ремонтируют дома.

Да, женщины строят дома сами. Это их работа, и довольно тяжелая.

Прически как язык

У химба можно определить статус женщины по прическе. Это как паспорт и профиль в соцсетях одновременно.

Маленьким детям бреют голову, оставляя только небольшую прядь на макушке.

-9

Незамужние девушки после полового созревания начинают носить особый головной убор, частично закрывающий лицо.

Замужние женщины с детьми носят прическу эрембе — множество кос, богато украшенных головным убором из козьей шерсти, медными украшениями и ракушками.

-10

Молодые мужчины носят две косы до женитьбы, а женатые — тюрбаны.

По человеку сразу понятно, кто он и каков его статус в обществе.

Традиция, о которой все говорят

А теперь о том, что обычно привлекает больше всего внимания — традиции "делиться" женами.

Называется эта практика "Окуджеписа Омуказенду". Суть: если в дом приходит уважаемый гость, хозяин может предложить ему провести ночь с одной из женщин семьи — женой или сестрой. При этом муж спокойно ночует на улице или в другой хижине.

Для нас это звучит дико. Для химба это высшая форма гостеприимства и уважения.

-11

Важный нюанс: это не принуждение. Женщины химба обладают довольно большой автономией в вопросах личных отношений. Они могут отказаться от традиции, могут выйти из брака, если захотят.

Более того, в обществе химба разрешено многоженство, причем в обе стороны. Мужчина может иметь нескольких жен, но и у женщины могут быть несколько партнеров. Генетические исследования показали, что более 70% детей воспитываются не биологическими отцами — и это нормально для их культуры.

-12

Ребенок считается ребенком мужа, независимо от того, кто биологический отец. Это больше социальная структура, чем биологическая.

-13

Разводы среди женщин обычное дело, рождение вне брака не осуждается. В целом, система отношений у химба гораздо более гибкая, чем кажется на первый взгляд.

Как меняется традиция

Но времена меняются даже в самых отдаленных уголках мира. Молодые женщины химба, которые получают образование, ездят в города, видят другую жизнь, все чаще отказываются следовать старым обычаям.

Они считают традицию "делиться" устаревшей. Многие молодые пары живут моногамно. Некоторые девушки уезжают в города, пытаясь найти работу и другую жизнь.

-14

Правда, в городах они сталкиваются с дискриминацией. Ходить в традиционной одежде (фактически топлесс) и с красной кожей в современном городе — значит привлекать насмешки и неприятие.

Многие пытаются адаптироваться, но это сложно. Некоторые возвращаются обратно в деревни. Некоторые теряются, начинают злоупотреблять алкоголем, ломаются.

Это вечный конфликт между традициями и современностью, который переживают многие коренные народы по всему миру.

Что можно у них перенять?

Глядя на химба, невольно задумываешься: а что если мы усложняем?

Они не моются водой, но их кожа здоровее, чем у многих из нас, кто пользуется десятком кремов и сывороток.

Они используют натуральные компоненты — охру, жир, золу, дым — и получают отличный результат без химии.

Они живут в гармонии с суровой природой, не пытаясь ее изменить, а приспосабливаясь к ней.

-15

Конечно, я не призываю перестать мыться и начать мазаться охрой. Но есть что-то мудрое в их подходе: использовать то, что дает природа, не гнаться за сложными решениями, когда есть простые.

Кстати, многие натуральные косметические бренды сейчас возвращаются к похожим принципам: глины для очищения, масла для увлажнения, растительные экстракты вместо синтетики.

Может, химба были правы с самого начала?

Сейчас многие деревни химба открыты для туристов. За плату можно приехать, посмотреть, пофотографировать.

С одной стороны, это дает племени доход. Деньги от туризма помогают выжить, купить то, что не производят сами.

С другой — превращает живую культуру в шоу. Женщины позируют для фото, демонстрируют быт. Насколько это настоящая жизнь, а насколько — представление для туристов?

-16

Путешественники, побывавшие у химба, говорят, что, несмотря на туристический элемент, люди там живут действительно так. Они не играют роль — они живут. Просто позволяют другим наблюдать за этой жизнью.

Возможно, через поколение племя химба изменится до неузнаваемости. А возможно, они найдут способ сохранить свою идентичность, адаптировавшись к новому миру.

-17

Одно можно сказать точно: пока существуют эти удивительные люди с красной кожей и длинными дредами, живущие в гармонии с суровой природой Намибии, мир остается чуть более разнообразным и интересным местом.

-18

А вы бы смогли жить без душа, заменив его пастой из охры и дымом? Или традиционная гигиена все-таки ближе? Поделитесь мыслями в комментариях!

Подписывайтесь на нас в телеграмме, там много интересного!