Писатель Сергей Иванович Малашкин мог смело считать себя обласканным советской властью.
Пристрастный летописец глобальных преобразований советского общества в период государственного строительства молодого государства, включая Гражданскую войну, НЭП и коллективизацию, он благополучно прошел Вторую мировую войну, был свидетелем оттепели, периода застоя и перестройки. Не считаясь выдающимся писателем, он был награжден множеством наград, медалей и премий, прожив долгую и насыщенную жизнь (около века). В молодые годы он дружил с Молотовым и встречался со Сталиным. При знакомстве с его лояльными власти произведениями, создавшими канонический образ народного комиссара, воспевавших «молодых героев гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны», читатели не допускали мысли о «другом» периоде творчества Малашкина, названным им самим позднее декадентским, который было бы интересно осветить и обсудить.
На службе у «молочного короля»
Сергей Малашкин родился в крестьянской семье в 1888 году. В своих автобиографических заметках, повинуясь моде времени, Малашкин писал, что родители были
«полукрестьянского, полупролетарского толку, вернее – батраки».
Место рождения - деревня Хомяково Авдуловской волости Ефремовского уезда Тульской губернии.
- Маленьким мальчиком он с трудом пережил всероссийский голод 1892 года, но вряд ли помнил, как Лев Толстой, приехав в родную деревню будущего советского писателя, устраивал в Хомякове бесплатные столовые для крестьян.
- В 1904 юноша переехал в Москву, где первоначально мыл бутылки в молочном магазине Чичикина. Александр Васильевич Чичкин по праву считался «молочным королем» и одним из крупнейших предпринимателей в России в начале XX века.
- Высланный за участие в студенческих демонстрациях за границу, Чичкин выучился в Дании молочному делу. Вернувшись в Россию, взял в свои руки торговлю отца. Он первым ввел в своих магазинах контроль качества молочной продукции, поддерживая идеальную чистоту и культуру обслуживания, первым в Москве применил в работе кассовый аппарат. В 1910 году Чичкин построил крупнейший в Европе молочный завод для производства полного цикла молочной продукции с тщательно продуманной компоновкой цехов и оснащенный по самому последнему слову техники.
- Помимо успешной предпринимательской деятельности, Чичкин интересовался политикой и покровительствовал большевикам. В своем доме он скрывал от полиции Молотова, Подвойского, Микояна, Смидовича, Дубровинского, Лядова, Землячку и других известных лидеров большевиков, что ненароком позволило ему благополучно пережить будущий революционный террор и даже стать главным консультантом Народного комиссариата торговли СССР. Александр Чичкин, благодаря покровительству Молотова, стал единственным бывшим миллионером, награжденным орденом «Знак почета» и похороненным на Новодевичьим кладбище.
- Образ «молочного короля» Александра Васильевича Чичкина писатель Сергей Малашкин позже увековечит в романе «Записки Анания Жмуркина», в котором одноименный главный герой, шестнадцатилетний юноша, служит в одном из магазинов Чичкина. Получив от хозяина пять тысяч рублей на нужды большевиков, Ананий Жмуркин становится профессиональным революционером, укрывается от охранки в уездном городке, чтоб появиться накануне революции в Петрограде. Кульминацией романа стало описание сцены на Финляндском вокзале, когда Жмуркин издали увидел «вождя мирового пролетариата» верхом на броневике.
А пока юный Сергей Малашкин, по примеру Чичкина, стал активно заниматься революционной деятельностью. Выбирая между популярными в народе эсерами и скандальными социал-демократами, в 1905 году он, повинуясь внутреннему чувству, вступил в ряды РСДРП.
Вскоре произошли события, предопределившие дальнейший творческий путь молодого писателя.
Таинственные гости
Когда в том же году разразилась первая русская революция, Малашкин принял участие в декабрьском вооруженном восстании и был ранен жандармами. Его отправили в ссылку на Вологодчину, где он познакомился со Сталиным и Молотовым. Дружба с последним позволила Малашкину безболезненно пройти суровые годы революции и репрессий.
- Писатель и литературовед Борис Леонов в книге «История советской литературы. Воспоминания современников» описал презабавную историю, с которой с ним поделился много лет спустя Сергей Малашкин.
Однажды под новый 1926 или 1927 год в гости к Малашкину пришли старые «партийные товарищи» Сталин, Молотов, Ворошилов и Буденный с балалайкой. Много выпив, гости начали петь церковные песни. На следующий день домуправ вызвал Малашкина к себе и, зачитав жалобу соседей, оштрафовал писателя за распевание церковных, а не революционных песен.
Через день состоялось партийное собрание домкома, на котором Сергею Малашкину, отказавшему выдать фамилии своих шумных гостей, объявили выговор с предупреждением и угрожали исключить из партии большевиков.
На следующий год, боясь повторения таких праздничных гуляний, Малашкин напросился на встречу с Молотовым в Кремль, где рассказал о своих злоключениях. Подошедший Сталин, услышав повторно новогоднюю историю, шутливо поблагодарил Малашкина, что он не выдал старших товарищей, а то их с Молотовым, вызвав на партсобрание, могли бы тоже попытаться исключить из партии.
- Горячо почитавший Сталина, Малашкин в своих канонических произведениях противопоставил образ «несгибаемого народного любимца» персонажу с «небольшой жалообразной бородкой» и «тонкими саркастическими губами», в очертаниях которого безошибочно угадывался попавший в опалу Троцкий.
- По собственной инициативе в 1927 году Малашкин неожиданно предложил раскулачить собственного отца. Также он поддержал сталинскую программу индустриализации, озвученную на XIV съезде ВКП(б).
Начало литературной деятельности
В первую мировую войну Малашкин попал на фронт, где вторично получил ранение.
- Увлекшись образованием, молодой человек стал посещать народный университет Шанявского, где в одно время с ним обучались будущие «крестьянские поэты» Сергей Есенин и Александр Ширяевец. Поддавшись влиянию Есенина, Сергей Малашкин в 1918 году выпустил в свет стихотворный сборник с крестьянским символистским уклоном «Мускулы», который отметил Валерий Брюсов, назвав молодого таланта «пролетарским Уитменом и Верхарном».
- Вместе с поэтами Есениным и Клюевым молодой литератор ходил в салон к Дмитрию Мережковскому, посещал Блока.
В период революции он стал ответственным инструктором ЦК и был фанатично предан делу партии.
- В 20-е годы, в период небольшого послабления чрезвычайных экономических и социальных мер внутри страны, в СССР стала издаваться западная переводная литература, включающая, помимо писателей, симпатизирующих молодому советскому государству, тексты модернизма («Улисс» Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста). Малашкин изучает французский язык и пробует переводить Верлена, Мопассана и Бодлера. Влияние декадентской поэзии последнего будет особенно заметным в ранних произведениях писателя.
- Среди множества возникших литературных групп Малашкин остановил свой выбор на объединении рабоче-крестьянских писателей «Перевал», созданным известным советским писателем и литературным критиком Александром Воронским вокруг журнала «Красная Новь».
- Данный журнал публиковал «писателей-попутчиков» Максима Горького, Юрия Олешу, Бориса Пильняка, Андрея Белого, Алексея Толстого.
В журнале «Красная новь» в 1926 году вышла в свет скандальная повесть Сергея Малашкина «Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь».
Луна с правой стороны
Сергей Малашкин выбрал для своей книги животрепещущую тему: распад патриархальной семьи и поощрение «сверху» свободной любви на фоне революционного насилия первых лет существования страны рабочих и крестьян.
- Спохватившись, что книга рассказала больше, чем требуется знать о духовном состоянии столичного комсомола, властный орган в лице Главлита постановил приостановить продажу повести (выдержавшую к тому времени семь изданий в течение года, а всего - девять), а уже напечатанные экземпляры книги были изъяты из библиотек.
- Критик журнала «На литературном посту» Г. Колесникова возмущенно негодовала:
«Что перед нами в повести: комсомол или публичный дом»?
- Ей вторил товарищ Радек, который в том же журнале писал, что:
«Есенин – не наш поэт и его творчество и творчество Малашкина могут принести только вред нашей молодежи».
Сергея Малашкина в период написания повести привлекала тема «больного человека» в условиях слома старого порядка, чему помогало его увлечение декадентской литературой.
- По сюжету книги Таня Аристархова, дочь кулака, проживающая в захолустном уездном городке, проникается новой идеологией и вступает в комсомол.
- Как способная активистка, она едет в Москву. Здесь она оказывается в «обывательском болоте, которое сверху красно, как редиска, а внутри – трухляво и вонюче», в рядах детей советских служащих и подозрительной молодежи, приехавшей с окраин, ничего общего не имеющей с рабочим классом. Среди новых знакомых Таня приобщается к наркотикам (курит «анаша») и участвует в «афинских ночах» (оргиях), напиваясь водкой и морально разлагаясь.
- Сергей Малашкин в книге неявно критиковал ту часть молодежи, которая постоянно напоминала о себе во время внутрипартийной дискуссии, происходившей с ноября 1923 по январь 1924 года в рамках политической борьбы за демократизацию внутрипартийного режима. Борьбу оппозиционных сил возглавил Лев Троцкий, а против него выступала фракция Сталина. Сторонниками Троцкого выступили многие студенты столичных ВУЗов, сражавшиеся на полях Гражданской войны. Большинство ЦК РКП(б), выступившее на стороне Сталина, объявило приверженцев Троцкого «мелкобуржуазными элементами».
- Вскоре в Москву приехал первый возлюбленный Тани, настоящий коммунист, воевавший в составе Красной Армии, по имени Петр. Присутствуя на одной из вечеринок, он с трудом узнал прежнюю Таню, непосредственную, веселую и остроумную. Перед ним оказалась сломленная и равнодушная к жизни женщина.
- В шумной компании друзей Тани одно из центральных мест занимал Исайка Чужачок, небольшого роста, имевший щупленькое тело,
«большой красный рот, хищно выдающиеся вперед зубы и две бусинки глаз».
- Он при произнесении речей извивался, топал по столу замшевыми полуботинками и брызгал слюной, напоминая современного провокатора-черта. Исайку писатель Малашкин списал с попавшего тогда в опалу Льва Троцкого. Будучи хорошим оратором, Исайка призывал собравшихся юношей и девушек отринуть буржуазные предрассудки и традиции, а с ними – и буржуазную любовь, основанную на принципе священной частной собственности. Освобождение женщины от зависимости мужчины – хозяина возможно только при социалистическом строе. Новая любовь, как утверждал молодой выступающий, это -
«свободная связь на основе экономической независимости и органического влечения индивидуумов противоположного пола».
- Если гармония внутри семьи нарушена, связь должна быть оборвана.
Любопытно, что в молодости похожие взгляды исповедовал Владимир Ленин. Он себя убеждал, что при охлаждении взаимных чувств между ним и Крупской они должны спокойно расстаться друг с другом. Однако позже он поменял свою точку зрения, рассматривая свою супругу как незаменимого секретаря и собеседника, хотя никакой любви к ней больше не испытывал.
- Несмотря на старания Петра, его возлюбленная не смогла полностью вырваться из порочного круга. Раскаявшись в своем поведении (именно через процедуру покаяния новый человек, согласно советскому праву, мог вернуться к прежней жизни), Таня закалывает себя кинжалом.
- В повести «Луна с правой стороны», как и в «Записках Анания Жмуркина», Малашкин ведет рассказ от лица знакомого главного героя произведения. Писатель таким образом уступает эстафету творца очевидцу события, имеющему нужную классовую принадлежность, который более гладко и точно может создать сюжетную линию. Такая «демократичность» была характерна для многих советских писателей межвоенного периода.
«Больной человек»
Декадентский период писательской активности Сергея Малашкина продолжился с выходом в свет повести «Больной человек». В отличие от напоминающего черта Исайку Чужачка из повести «Луна с правой стороны», в «Больном человеке» черт присутствует непосредственно, управляя тройкой необычных «лошадей», на самом деле представляющих собой крупных чиновников волисполкома во главе с председателем.
- Черт постоянно следует по пятам за бывшим комиссаром по борьбе с дезертирством Андреем Завулоновым. Он очень напоминает комиссару вахмистра-белогвардейца «с ощетинившимися рыжими усами, редко оскаленными зубами и широко раздвинутыми глазами», которого он застрелил во время Гражданской войны.
- Черт для подтверждения своей реальности привозит Завулонова «в тройке» из родного поселка в Москву. В присутствии комиссара «вахмистр» приобретает серебряные часы в магазине Исаака Шапирштейна на Кузнецком мосту, а счет за покупку передает на память Завулонову. После этого он отвозит комиссара в роскошный ресторан «Хоровод», открытый на Арбатской площади, где Завулонов отведывает свиную котлету. После обеда они на тройке проделывают обратный путь.
- Спустя некоторое время Завулонов вновь приезжает в Москву. В трамвае ему мерещится «вахмистр», которого он безрезультатно пытается схватить. В ресторане «Хоровод» с ним беседует Ленин, портрет которого был торжественно вывешен на стене. Вождь мирового пролетариата, спустившись на пол, упрекает комиссара в отсутствии в нем материалистических убеждений и попустительстве НЭПу.
- Неожиданно перед рестораном пробежал «вахмистр», за которым снова бросился в погоню комиссар. Завулонов добежал с ним до магазина Исаака Шапирштейна, где бывший комиссар прыгнул с высоты пятого этажа здания вниз и разбился.
- По замыслу Малашкина, правильный коммунист не смог адаптироваться к новой жизни времен НЭПа.
Хотя за семьдесят лет творческой жизни Сергея Малашкина им было выпущено более сорока книг, ни одна из них по размаху фантазии и необъятному вдохновению не смогла сравняться с повестями периода двадцатых годов, когда еще не утвердился социалистический реализм в литературе, а писатели полностью не находились под неусыпной опекой государства.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!