Яйца стали заметно дешевле. Их цена вернулась к цене 2023 года. Но! Не исключен новый виток подорожания. Производители куриных яиц признают: рентабельность птицефабрик с начала года значительно снизилась. Издержки в последние два года росли, а цены на яйцо постепенно снижались, достигнув критического минимума. Так что сейчас речь идёт не о росте цены, говорят производители яиц, а о её восстановлении. Как это отразится на ценниках в магазинах, узнала Марина Костюкевич.
Что покупателю хорошо, то производителю плохо. Ко всеобщей потребительской радости ситуация с яйцами, еще недавно будоражившая всех, нормализовалась. Стоимость яиц вернулась в 2023 год. Он взят за точку отсчета цен неспроста. Именно в том году куриные яйца подорожали на 61%. Десяток в среднем стоил 116-120 рублей. Проблему обсуждали даже на уровне президента. Чтобы остановить полет цен на один из самых популярных продуктов, правительство обнулило таможенные пошлины на импорт, а ФАС ограничила торговую наценку в 5%. Но ничего не помогало – цены росли.
И только нынче цены наконец поползли вниз: на середину марта они сбавили 17%, а к сентябрю – еще 8%. И сейчас десяток яиц подешевел даже по отношению к январю 2023 года, когда упаковка стоила в среднем 83-84 рубля.
Но это ударило по производителям. Аграрии признают: птицефабрики работают практически в убыток, их рентабельность с начала года снизилась в пять раз. Стоимость производства растет, говорит научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: К сожалению, сейчас при росте НДС, при снижении доходности на малый бизнес сами производители будут увеличивать стоимость производства яиц.
Ещё один важный фактор влияния на цены – политика торговых сетей. Магазины долгое время проводили тендерные закупки на понижение цен, что вынуждало птицеводов реализовывать яйца по «бросовым» ценам ниже себестоимости. Но это тоже долго продолжаться не может, говорит Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Долго продержать фиксированную цену торговля вряд ли сможет. Это ударит по рентабельности самой розницы. Магазины продают яйца, хлеб, молоко, чтобы люди заходили в магазин. Яйца – это транзитный товар, на который торговля ставит ограниченные наценки.
По оценкам экспертов, если ситуацию не изменить, птицефабрики окажутся на грани банкротства.
Так пессимистично оценивать картину не надо. Всё – в рамках законов экономики. Перепроизводства яиц нет, но нет и дефицита, он даже не намечается, говорит гендиректор Росптицесоюза Ольга Бобылева.
БОБЫЛЕВА: Рынок по яйцу стабилен. Перепроизводства мы не наблюдаем. Было снижение, как и предыдущие годы, сезонное. Но значительно больше. Спад цены был значительно больше, чем все предыдущие годы.
Т.е. издержки в последние два года росли, а цены на яйцо постепенно снижались. С будущего года все ресурсы – корма, электроэнергия, логистика и прочее – подорожают, что непременно скажется на конечной цене производителя. При снижении рентабельности выпуск товара могут сокращать. Выходит, куриные яйца в ближайшем времени будут дорожать? После сезонного спада они просто начнут восстанавливаться в цене, говорит Ольга Бобылева.
БОБЫЛЕВА: Повышение цены, которое произойдет, – это восстановление. Как всегда, падение в летний период – сейчас идет восстановление. Рынок стабилен. Отечественные производители снижать объемы не намерены. Сегодня рассматривается вопрос увеличения поставок на экспорт, увеличения объема переработки.
Насколько могут повысить цены на яйца? Ровно на процент инфляции, поясняет Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Какого-то фатального роста цен на яйца не будет. Т.е. рост цен, конечно, будет, но он будет в пределах инфляции. А ее ЦБ прогнозирует на уровне 6,5-7,5%. Так что повышение стоимости яиц – на уровне 7-10%, не больше.
Безусловно, говорят эксперты рынка, будет выравнивание цены, поиск оптимальных значений, достаточных для того, чтобы производители почувствовали себя уверенно на рынке. Многое будет зависеть и от политики торговых сетей. Заключать долгосрочные договоры по текущим, очень низким, ценам (как бы хотелось продавцам) невыгодно производителям. В этом случае производство начнет сокращаться еще быстрее. И здесь важно найти компромисс между выгодой торговли, интересами аграриев и желаниями потребителя. Что в условиях сезонного повышения цен сделать непросто.