Публикация с таким заголовком, выглядит довольно нелепо и вызывающе, особенно накануне Дня учителя, но у меня вовсе нет желания портить праздник людям уважаемой профессии - педагогам. Пишу безо всякой иронии, поскольку понимаю, что профессия это нелёгкая, и лично я вряд ли стал бы выдающимся педагогом, если бы выбрал для себя эту нелёгкую стезю, мои нервы не столь железные. Со своими-то детьми управиться не хватало нервов, а что уж говорить про чужих. Тем более о современных детях, которые знают как качать свои права. А мои школьные годы остались в далёком прошлом, не имеющем к дням сегодняшним никакого отношения.
Я окончил школу почти в глубокой древности - аж в 70-году прошлого века, и понимаю, что образовательный процесс за это время сильно изменился, но всё равно не до такой же степени, чтобы их нельзя было сравнивать. Тем более, что кое-что не так уж и изменилось. По-прежнему большинство из детей с неохотой просыпаются рано утром, чтобы идти туда, куда не очень хочется, а точнее, очень не хочется, и где тебя упорно будут напичкивать знаниям, которые пока непонятно где и когда понадобятся. По мнению ребёнка (пусть даже он и старшеклассник), посещение школы - это какая-то навязанная взрослыми обязанность к которой тебя насильно принуждают.
Так было и в мои школьные годы, так, наверняка, обстоят дела и сейчас. Правда в мои времена учителя, по отношению к ученикам были намного жёстче - на колени на горох в угол не ставили, но просто постоять в углу, было для учеников делом обычным. А самых разбушевавшихся, мешавших проводить урок, просто выгоняли за дверь, не интересуясь, что они за дверью будут делать. Некоторые нерадивые ученики специально добивались того, чтобы их выгнали из класса и, как вы догадываетесь, совсем не с целью смирно постоять за дверью.
Указка, в руках учителя нередко служила не для того, чтобы водить ею по доске или географической карте а становилась предметом жёсткого воспитания. Я сам такой указкой получил огромный синяк на мягком месте от своей первой учительницы ещё в начальном классе. Причины, по которой я его заработал я, конечно же, уже не помню, помню только что это было несправедливо. Может быть именно поэтому свою первую учительницу я вспоминаю. без особого трепета, хотя хорошо помню как она выглядела и как её звали, но добрым словом никогда уже не поминал.
А вот, например, наш вообще-то добрый, но очень вспыльчивый учитель рисования, вообще сломал указку о голову одного из моих одноклассников. Честно говоря было за что - тот ещё был оторва и закончил свою непутёвую жизнь очень плохо в совсем молодом возрасте. Учитель, поняв последствия своего проступка, со слезами на глазах просил у ученика прощения и умолял класс никому не рассказывать о происшедшем и, надо сказать, никто в классе его так и не сдал.
Но не в этом дело. Конечно, привить любовь к своему предмету с помощью указки, или какого-то другого вида наказания вряд ли кому из учителей когда удавалось, но вот интерес, к учёбе, или хотя бы своему предмету - это обязанность учителя, но она сильно зависела от его педагогического таланта и способностей. Профессия учителя не была такой уж престижной, в неё мало кто шёл из-за призвания, а поступали на учёбу в пединститутскорее из за низкого проходного балла. Если среди девушек был ещё какой- то конкурс, особенно на факультет "идеальных жён" то есть факультет дошкольного воспитания, то парней принимали в институт даже с одними тройками. Вот такое было гендерное неравенство. Существует ли оно теперь я точно не знаю.
Отношения между учителями и учениками были строго регламентированы, и не подразумевали даже намёка на дружеские. Каждый знал своё место и не переступал через черту ни на дюйм. Хотя любимчики были и тогда, но это тщательно ретушировалось, да и сами ученики боялись попасть в любимчики - это было чревато неприятными последствиями в самом детском коллективе. То есть выглядел процесс обучения так: учитель даёт ученику задание, при необходимости разъясняя трудные моменты в новом материале, и на следующем уроке, ткнув пальцем в классный журнал, вызывал по очереди несколько учеников к доске, оценивая, насколько они усвоили этот новый материал. А в журнале напротив его фамилии выставлялась оценка от двух до пяти баллов. Никаких дополнительных занятий, никакого репетиторства в те времена не практиковали, за редким исключением.
Соответственно, основные знания ученик получал выполняя домашнее задание, и хорошо учился тот, кто эти домашние задания старательно выполнял. Никакой любви к знаниям никто и никому не прививал. Что касается меня, так вышло как раз наоборот, именно плохие отношения с учительницей по математике, отбили у меня всякое желание к означенному предмету, хотя я был пареньком сообразительным и математика давалась мне очень легко. Но открытая неприязнь между нами круто изменила мою судьбу, мои детские мечты стать великим изобретателем растаяли уже к восьмому классу, поскольку математику я не просто разлюбил, а скорее возненавидел, и посещение уроков алгебры и геометрии стали для меня пыткой. Надеюсь для математички тоже.
Свои знания, а скорее даже даже не знания а эрудицию, я получил благодаря книгам. Особенно интересны мне были, развивающие книги, наподобие занимательной физики, занимательной химии, или другие книги с интересными опытами или объясняющие интересные или непонятные явления. Благодаря этим знаниям я часто побеждал в различных школьных конкурсах. А благодаря книгам по искусству я понял, что небо не обязательно изображать голубым а воду синим цветом, что цвета на теневой стороне предмета имеют совершенно отличный от освещенной стороны цвет , и что людей интереснее изображать в движении и с нарушением пропорций. Именно эти взятые из книг приёмы, а не уроки рисования позволяли мне занимать высокие места на различных конкурсах детского рисунка, в том числе и на международных.
Благодаря тому, что я очень много читал, во мне развился вкус к русскому языку, я стал писать статьи в газеты и несколько моих юмористических рассказов напечатали даже в «Пионерской правде», присвоив мне звание юнкора (юного корреспондента). Появилась мечта стать в будущем журналистом, но отвратительная школьная подготовка по английскому языку, который необходимо было сдавать при поступлении на факультет журналистики лишила меня всякой надежды стать корреспондентом. Только с учётом моих успехов в литературе и рисовании, меня не выперли из школы после восьмого класса в какое-нибудь ПТУ, чего упорно добивалась математичка и мне таки удалось получить полное среднее образование, и в этом я, честно говоря, не вижу заслуги своих школьных учителей. Интересно, что из всего нашего большого класса только я и ещё один мой одноклассник смогли поступить в институт с первого захода. Признаюсь, после окончания школы я ни разу не посетил свою родную школу - просто никогда не возникло такого желания.
Возможно вы скажете, что мне просто не повезло со школой. Может быть и так, но вот спустя два десятка лет, моя дочь, уверенно претендующая на золотую медаль в своей крымской гимназии, перевелась в последний класс одной из престижных гимназий Нижнего Новгорода, но из-за принципиальной позиции учительницы химии, которая считала, что те, кто не прошёл полный курс её методики обучения химии, не может претендовать на итоговую пятёрку по её предмету, лишилась вполне заслуженной золотой медали. К слову сказать, класс был с физико-математическим уклоном, но никто, даже очень авторитетный директор гимназии не смогли убедить её в неправильности её позиции и, в итоге, медаль получилась всего лишь серебряной. Возможно, эта учительница, хорошо владела химией, но дала очень плохой урок педагогики, ведь быть хорошим учителем и быть хорошим педагогом - это совсем не одно и то же. Будь я директором школы, от таких учителей я бы избавлялся в первую очередь.
Можно было бы закончить статью на этой грустной ноте. Но...
Мои внуки учатся в частной школе. А их мама работает в ней же учителем. Мне неоднократно приходилось бывать в этой школе и я, на примере этой школы, воочию вижу колоссальную разницу произошедшую за полвека в школьном воспитании. Замечу, что в этом году в упомянутой школе состоялся первый выпуск её учеников, и все (все!!!) выпускники, без исключения, поступили на бюджетные места в различные ВУЗы. Это конечно очень важный показатель успешной работы школы, но он не единственный. Школа нацелена на то, чтобы к её окончанию дети могли полноценно влиться в самостоятельную жизнь, поэтому в школе огромное значение придают развитию основных жизненных навыков. К концу школы все: и юноши и девушки, умеют приготовить себе полноценную пищу, а не только бутерброды. Все воспитанники школы приобрели основные навыки несложного труда и сложного творчества, знают как правильно пользоваться ножницами, кисточкой клеем или стамеской, чтобы из их рук выходили предметы собственного творчества, достойные того, чтобы ими любовались. Согласитесь, что с такими умениями, жизнь приобретает совершенно новое качество.
Школа живёт дружной семьёй, в которой ученики относятся к учителям как к близким родственникам и, при необходимости, без стеснения обращаются к ним за советом или помощью, а учителя всегда открыты для общения и относятся к ученикам с заботой и вниманием. И учителя и ученики находятся в школе полный рабочий день, поэтому, после окончания уроков, в конце рабочего дня работают дополнительные кружки различной тематики, и постоянно проводятся творческие вечера, в которых принимают участие все без исключения. Все!!! И учителя и ученики. Лично я завидую своим внукам, жаль, что мои школьные годы не были такими плодотворными и насыщенными.
Конечно, как и прежде дети с трудом просыпаются рано утром и ноют о том, что не хотят ехать в школу, но зато вечером покидают стены школы с трудом расставаясь с её стенами и её дружным коллективом, и я с удовольствием гляжу на работу преподавательского коллектива и результаты его труда. Профессия учителя теперь мне кажется одной из самых уважаемых. Не зря же ни один из профессиональных праздников не отмечается с таким размахом как День учителя. И я имею в виду не застольное пиршество а размах, качество подготовки праздника и участие в нём всего школьного коллектива от младших школьников до всего преподавательского состава.
Поэтому, я с удовольствием присоединяюсь к многочисленным поздравлениям.
С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ ВАС, ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ!