Поход к первому психиатру
Ближе к трём годам, пройдя ещё н-ное количество специалистов, которые также не назначили абсолютно никаких обследований, мы добрались до платного психиатра на северо-востоке Москвы. Психиатр был не детский, но, тем не менее, очень вдумчивый и опытный специалист. Впервые за долгое время к моему ребенку отнеслись бережно и с уважением, сняв белый халат, удалившись вглубь комнаты, спокойно наблюдая издалека и собирая анамнез.
При таком подходе Артур быстро освоился и начал потихоньку изучать окружающее пространство. Спустя полчаса, доктор достал из шкафа коробку с игрушками и, положив на стол, снова вернулся в свой угол в другом конце комнаты. Ребенок с опаской начал изучать содержимое коробки, выкладывать игрушки, относить их в разные концы комнаты и складывать обратно. Через какое-то время доктор приблизился к Артуру и протянул ему ручку, сказав: «Привет». На что мой сын, посмотрев врачу в глаза, спокойно забрал ручку и продолжил свою незамысловатую игру.
По итогам осмотра психиатр сказал, что постановка диагноза РАС требует длительного периода наблюдения за ребенком и его развитием. Опираясь на анамнез и часовую консультацию, он считает поспешными выводы предыдущих специалистов. Также доктор порекомендовал пройти курс уколов Кортексина и сделать микрополяризацию.
Курс Кортексина мы прокололи уже спустя два месяца. Тогда же мы начали работать с нашим первым логопедом онлайн (был разгар пандемии). Микрополяризацию мы так и не решились сделать, о чем я до сих пор не жалею. Эффект от препарата безусловно был, ребенок «проснулся», стал смотреть в глаза, появились несколько слов (мама, отдай, иди…), но, учитывая характер нарушения и отсутствие иного лечения, продержался он недолго.
Начало полноценной коррекции
Летом 2021-го, когда отгремела пандемия, мы начали активные поиски невролога и нового логопеда, т.к. заочная коррекция не давала никаких, даже минимальных, результатов.
Сентябрь 2021-го ознаменовался нашим первым походом на диагностику к логопеду в местный центр логопедии и нейрореабилитации. Тогда, в ходе наблюдения за ребенком, прохождения им тестов и прочих мероприятий было сделано первое заключение о возможном речевом нарушении. Началась кропотливая работа по преодолению на тот момент ещё сенсорной алалии.
Логопед, несмотря на сравнительно недавно начавшуюся практику, оказалась очень толковым, старательным и требовательным специалистом. На формирование адекватного поведения в кабинете понадобилось три с небольшим недели. Сначала сына усадили заниматься на коврике, затем, уже после подключения нейропсихолога (проведения сенсорной интеграции), удалось усадить его и за стол. Вместе с тем, внимание Артура продолжало оставаться расфокусированным бОльшую часть времени. Однако, истерики ушли, на занятия тащить не приходилось. Жизнь в целом стала немного спокойнее.
Дальше больше. Сенсорная интеграция позволила Артуру почувствовать своё тело в пространстве, начать различать ощущения от различных источников. Помню с каким увлечением он стал прыгать на фитболе и затем удерживать равновесие, сидя на нем по-турецки, не прилагая никаких усилий. Нейропсихолог отмечала, что ребенок очень даже ловкий и активный, хорошо идет на контакт и с удовольствием выполняет все интеллектуальные и физические задания начального уровня.
В работе логопеда также присутствовала весьма неплохая для такого нарушения динамика. Были вызваны первые звуки, затем слоги, слова и начали появляться первые короткие предложения. Слоги вызывались по методике Грузиновой, предложения формировались уже с применением пособий и попевок Новиковой и Иванцовой. Несмотря на критику в адрес этих авторов, которую я часто нахожу в сети, очевидно, что на этапе вызывания речи такие способы вполне рабочие и значительно экономят время и силы.
Томатис…
По настойчивой рекомендации руководителя центра, мы сделали два курса Томатис (а потом и ещё два в состоянии отчаяния и безысходности). Безусловно, какой-то очень кратковременный эффект был (это довольно мощная стимуляция), но по факту все результаты речевого и интеллектуального развития ребенка были 100%-й заслугой логопеда и нейропсихолога. Позднее, это полностью подтвердилось по результатам обследований. Но, когда ждешь чуда, начинаешь видеть его там, где его нет в помине, а есть только плодотворная работа добросовестных специалистов.
Забегая вперед, сразу отмечу, что обращенной речи на тот момент не было, и появилась она лишь через три года уже на фоне правильно подобранного лечения. Была только так называемая «кабинетная речь», но и на этом огромное спасибо. Ребенок без труда справлялся с досочками Сегена, пазлами из шести частей, кубиками и квадратиками Никитиных (первый и местами второй уровень) и некоторыми другими стандартными развивающими наборами, используемыми логопедами и дефектологами.
Медикаментозная терапия
В то же время мы обратились к новому неврологу по рекомендации первого логопеда. Лечение, которое было назначено, носило общеукрепляющий характер и включало витамины и мягкие ноотропы. У ребенка появились силы, улучшилась концентрация внимания, но ноотропы пришлось незамедлительно отменить (была сильнейшая рвота). По мнению невролога, такого просто не могло быть. Сотрудничество мы прекратили.
Я не являюсь противником медикаментозной стимуляции, но только в том случае, если врач провел тщательные обследования, выявил причину отставания в развитии и начал её корректировать. Ноотропы же могут служить лишь дополнением к основному лечению и должны подбираться строго индивидуально, при отсутствии противопоказаний и лишь на небольших временных промежутках.
Нерешенные проблемы со здоровьем, отсутствие у ребенка ресурсов и одновременная стимуляция, будь то ноотропы, Томатис и микрополяризация, ведут к сильнейшим откатам и появлению (усилению) эпиактивности. Это аналогично тому, что инсультнику с нарушением мозгового кровообращения, энцефалопатией и другими сопутствующими проблемами будут стимулировать и без того пострадавший мозг токами.
Никогда (!!!) не принимайте ноотропы и не делайте иные процедуры своему ребенку, не обследовав и не пролечив его «от» и «до». Даже если вам это рекомендует профессор неврологии и утверждает, что это абсолютно безопасно и не нужны никакие обследования вроде ночного ЭЭГ и МРТ. Враньё! Доказано огромным количеством детей, пострадавших от безалаберности таких специалистов с научными степенями.
Продолжение следует…