Найти в Дзене
Академия на Неве

«Он открыл мне истинную роль дирижёра — не диктатора, а проводника, сердцем которого говорит музыка» Памяти Л. А. Григорьева

Пять лет назад отошел ко Господу Леонид Александрович Григорьев (12.08.1934–3.10.2020) — человек-эпоха в истории регентского отделения факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии, отдавший ей более 40 лет жизни. Его уроки выходили далеко за рамки дирижирования: он взращивал в учениках особое отношение к искусству, будил мысль и формировал мировоззрение. «Для многих он был не только требовательным учителем, но и добрым, чутким наставником», — отмечал Святейший Патриарх Кирилл в своём соболезновании. Сегодня воспоминаниями о своём наставнике поделились преподаватель ФЦИ Р. Г. Гундяева и выпускника ФЦИ 2009 года Юлия Раздорова (в девичестве — Трофимова). «Дорогой и уважаемый Леонид Александрович останется в памяти очень огромного, очень большого количества поколений, которых он воспитал. Воспитал своим талантом, умением и вдохновением, своим невероятным профессионализмом. К делу он подходил всегда очень строго, скорпулёзно, но при этом он сочетал в себе невероятные
Оглавление

Пять лет назад отошел ко Господу Леонид Александрович Григорьев (12.08.1934–3.10.2020) — человек-эпоха в истории регентского отделения факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии, отдавший ей более 40 лет жизни.

Его уроки выходили далеко за рамки дирижирования: он взращивал в учениках особое отношение к искусству, будил мысль и формировал мировоззрение.

«Для многих он был не только требовательным учителем, но и добрым, чутким наставником», — отмечал Святейший Патриарх Кирилл в своём соболезновании.

Сегодня воспоминаниями о своём наставнике поделились преподаватель ФЦИ Р. Г. Гундяева и выпускника ФЦИ 2009 года Юлия Раздорова (в девичестве — Трофимова).

Раиса Геннадьевна Гундяева

«Дорогой и уважаемый Леонид Александрович останется в памяти очень огромного, очень большого количества поколений, которых он воспитал. Воспитал своим талантом, умением и вдохновением, своим невероятным профессионализмом.

К делу он подходил всегда очень строго, скорпулёзно, но при этом он сочетал в себе невероятные трепет и тепло в отношении к любому музыкальному материалу. Он и студентам старался привить целостное и целеустремлённое отношение к своему делу, будь то музыка, работа с коллективом, или что-то ещё, где, по его мнению, не могло быть никаких мелочей и ничего несерьёзного.

Великое счастье и честь, что мне посчастливилось начать свою работу в Духовной Академии при нём, в его эпоху. Он многому меня научил, он поддерживал меня во всём, давал наставления. Эти наставления были настолько глубокие, но при этом настолько нежные одновременно, что всегда хотелось к ним прислушаться, их принять и обязательно внедрить в работу.

Все наши экзамены, будь они в классе регентского корпуса или на сцене академического актового зала, они всегда останутся в памяти преподавателей и студентов.

Леонид Александрович никогда не пропускал ни одного академического проекта или мероприятия внутри нашего факультета. Он неизменно присутствовал на всех праздниках. Всегда чувствовалась его невероятная поддержка и его участие во всём.

Если Леонид Александрович присутствовал на концерте, значит, у студентов поднимался боевой дух. Всегда было так, что торжество становилось ярче».

-2

Юлия Раздорова

«Помню нашу первую встречу: заходя в класс, я увидела светловолосого, невысокого, опрятно одетого мужчину. Но самое сильное впечатление произвели его глаза — глубокие и лучистые. В них читались невероятная доброта, высокая культура и безграничное уважение к собеседнику. Так я познакомилась с Леонидом Александровичем — человеком удивительно цельным, глубоко культурным и образованным.

Его уроки были подобны хорошо слаженной симфонии. Они всегда были наполнены глубоким содержанием, но при этом проходили в удивительно спокойной и доброжелательной атмосфере. Леонид Александрович был истинным профессионалом. Он не просто учил технике, он открывал нам саму суть дирижирования. Его советы были бесценны: он учил не просто отбивать такт, а воплощать музыку в движении.

Помню, после неудачного показа произведения он мягко сказал: «Вы дирижируете своими мечтами. Вы должны всем своим видом показывать и вести за собой хор, передавая им не просто ритм, а самые сокровенные эмоции, переживания и чувства».

Именно он научил меня быть внимательной к каждому жесту, понимать, зачем ты его делаешь, вкладывать душу в каждое движение. Леонид Александрович открыл мне истинную роль дирижёра — не диктатора, а проводника, сердцем которого говорит музыка.

Я бесконечно благодарна ему не только за профессиональные уроки, но и за уроки человечности. Он был не только мастером своего дела, но и тем редким Учителем, встреча с которым определяет очень многое в твоей жизни».

Вечная память заслуженному профессору кафедры дирижирования факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии!