Найти в Дзене
New Retail

Рекорды, «дорогие деньги» и отступление нон-фуда: лидеры продовольственного ритейла назвали главные тренды розницы

Ведущие игроки российского продовольственного ритейла — «Дикси», «ВкусВилл», «Окей», «АШАН Ритейл Россия», «Азбука вкуса», «METRO Россия» — обсудили трансформацию потребительского поведения и ключевые векторы развития на 2026 год. Дискуссия состоялась в рамках международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow, которая прошла с 16 по 19 сентября.Спикеры охарактеризовали 2025 год как успешный, но неоднородный: мощный рост первой половины года, поддержанный инфляцией, сменился ожидаемым замедлением во второй. Юрий Семенов, генеральный директор розничная сеть «Дикси», сообщил о рекордных темпах физического расширения:
«Мы откроем порядка 400 новых магазинов. Год мы закроем уже с количеством 2700 магазинов. Этот год стал рекордным по количеству открытий».
Он отметил, что прирост выручки к 2024 году составит около 16%, а рентабельность по EBITDA удалось сохранить на уровне прошлого года, несмотря на рост затрат на персонал и на логистику. Евгений Римский, директор по закупк
Оглавление
   Рекорды, «дорогие деньги» и отступление нон-фуда: лидеры продовольственного ритейла назвали главные тренды розницы
Рекорды, «дорогие деньги» и отступление нон-фуда: лидеры продовольственного ритейла назвали главные тренды розницы

Ведущие игроки российского продовольственного ритейла — «Дикси», «ВкусВилл», «Окей», «АШАН Ритейл Россия», «Азбука вкуса», «METRO Россия» — обсудили трансформацию потребительского поведения и ключевые векторы развития на 2026 год. Дискуссия состоялась в рамках международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow, которая прошла с 16 по 19 сентября.Спикеры охарактеризовали 2025 год как успешный, но неоднородный: мощный рост первой половины года, поддержанный инфляцией, сменился ожидаемым замедлением во второй.

-2

Юрий Семенов, генеральный директор розничная сеть «Дикси», сообщил о рекордных темпах физического расширения:

«Мы откроем порядка 400 новых магазинов. Год мы закроем уже с количеством 2700 магазинов. Этот год стал рекордным по количеству открытий».

Он отметил, что прирост выручки к 2024 году составит около 16%, а рентабельность по EBITDA удалось сохранить на уровне прошлого года, несмотря на рост затрат на персонал и на логистику.

-3

Евгений Римский, директор по закупкам по качеству «ВкусВилл», сделал акцент на инвестициях в онлайн-направление:

«Для нас 2025 год ознаменовался гораздо большими усилиями и вложениями в онлайн, который продолжает по-прежнему расти очень высокими темпами». Он также подтвердил общеотраслевой тренд: «Мы действительно видим инфляционное замедление, которое началось со второй половины года».

Онлайн-торговля продолжает расти высокими темпами, что оказывает прямое давление на трафик в гипер- и супермаркетах. Компании вынуждены пересматривать роль крупных форматов, делая ставку на уникальные товары и услуги, которые нельзя получить в онлайне.

-4

Дмитрий Пачин, коммерческий директор «О'Кей», подчеркнул важность оптимизации:

«Трафик падает. Он не может не падать, потому что магазины у дома или специалитеты маленькие растут, как грибы. Онлайн шагает двузначными темпами, поэтому вполне очевидно, что так или иначе в гипермаркете трафик будет падать»

-5

Денис Сологуб, президент «Азбуки вкуса», констатировал высокие показатели прошлого года:

«24-й год был для нас годом максимального роста. Сейчас за 25-й год ситуация конечно стабилизировалась. Мы перешагнули планку в 100-миллиардный оборот».

Он также заверил, что вхождение в группу «Магнит» не приведет к изменениям для потребителя: «Мы остаемся с абсолютно автономной командой».

-6

Алексей Григорьев, заместитель генерального директора – директор по корпоративной внешней политике «METRO Россия», отметил специфику своего бизнеса, указав на рост гастрономического сегмента и сложности у малой независимой розницы:

«Она испытала колоссальный удар со стороны налогового законодательства в прошлом году, и многие владельцы небольших торговых предприятий задумываются над тем, скручивать ли бизнес».

2026 год: осторожный оптимизм и борьба за эффективность

Прогнозы на следующий год разделились, однако все участники согласились – борьба за клиента обострится.

Юрий Семенов, генеральный директор розничной сети «Дикси», отметил, что 2026 год, по его мнению, будет непростым с точки зрения огромного давления конкурентов. Но при этом рост продолжат те, кто сможет сохранить эффективность. Ключевым драйвером спроса Юрий Семенов назвал рост числа одиночных домохозяйств:

«Домохозяйство из одного человека потребляет в расчете на одного человека больше. Это означает, что модель потребления меняется».

Финансы и инвестиции: дорогие деньги диктуют новые правила

Высокая ключевая ставка и стоимость капитала — заставили ритейлеров пересмотреть инвестиционные критерии.

Юрий Семенов, генеральный директор сети «Дикси», подробно описал ужесточение подходов:

«Есть тенденция, что при увеличивающейся конкуренции каждый следующий магазин, чуть хуже предыдущего».

Он отметил, что планка по минимально допустимому товарообороту для нового магазина значительно выросла, особенно в Москве и Петербурге, а также указал на аномальный рост арендных ставок: «Кто дороже дал, тот локацию забрал».

Евгений Римский, директор по закупкам по качеству «ВкусВилла», подчеркнул консервативную финансовую модель:

«ВкусВилл», всегда развивался на собственных деньгах, наша финансовая модель должна быть очень устойчива». Он также отметил, что все игроки вынуждены инвестировать в автоматизацию и роботизацию, ожидая отдачи в среднесрочной перспективе.

-7

@Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)

Ценообразование: гибридные модели и персональные предложения

Единой стратегии ценообразования больше не существует. Ритейлеры в реальном времени настраивают гибридные модели, сочетая EDLP (низкие цены каждый день), High-Low (акции) и персональные скидки.

Юрий Семенов, генеральный директор сети «Дикси», отметил, что ритейл отходит от чистой модели EDLP или High-Low в пользу их гибкого сочетания:

«Универсального решения больше нет. Появляется гибрид. Часть категорий 100% надо переводить на EDLP, но часть категорий невозможно перевести, поскольку покупатель уже привык играть в эту игру». Он также отметил рост роли программ лояльности для персонального ценообразования.

Дмитрий Пачин, коммерческий директор сети «О'Кей», пояснил, что выбор модели зависит от конкретного товара, а не от категории в целом.

-8

Ася Балабай, генеральный директор «АШАН Ритейл Россия», подтвердила гибридный подход и силу акционного ценообразования:

«Клиент все равно любит перечеркнутую цену. Если он приходит в магазин и цена красная с перечеркнутым ценником, клиент на нее реагирует намного лучше».

Денис Сологуб, президент «Азбука вкуса», описал уникальную для «Азбуки» модель: «У нас в сети объем товаров на промо минимален. Наш клиент вообще не сильно ведется на снижение цены, он сразу подразумевает какой-то подвох. Ключевым каналом для стимулирования спроса является персональная коммуникация через приложение».

Ассортимент: битва за свежесть и уникальность, отступление нон-фуда

Единогласно спикеры признали, что стандартный нон-фуд (непродовольственные товары) проигрывает онлайн-каналам. Фокус смещается на свежие продукты, готовую еду, уникальные товары и категории, где важен тактильный опыт.

  Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?
Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?

Евгений Римский, директор по закупкам по качеству «ВкусВилл», сделал акцент на новинках:

«Наш потребитель очень любит новинки. Людям нравится пробовать что-то новое. Это определенное удовольствие».

В качестве примера успешной перезапущенной категории он привел заморозку, которая трансформировалась из категории пельменей в сегмент готовых блюд и полезных продуктов.

Денис Сологуб, президент сети «Азбука вкуса», раскрыл секрет успеха:

«Около 60% ассортимента – это уникальный продукт, половина – это наше собственное производство».

Он также привел пример грамотного мерчандайзинга: «Если в отдел овощи-фрукты поставить холодильник с замороженной ягодой, то она продается лучше, так как это соответствует логике покупателя».

Ася Балабай, генеральный директор «АШАН Ритейл Россия», добавила, что отказываться от нон-фуда не стоит, особенно от сезонных и импульсных товаров: «Нон-фуд самый высокомаржинальный. Гипермаркет «АШАН» по-прежнему силен в сезонных промо-предложениях».



Читайте также:
От дубайского шоколада до бабл ти: как тренды в соцсетях влияют на стратегии производителей продуктов питания

Локальные поставщики и «русская полка»: успехи и вызовы

Обсуждая готовящийся закон о квотах для российских товаров, ритейлеры отметили значительный прогресс локальных производителей в одних категориях и сохраняющиеся проблемы в других.

Юрий Семенов, розничная сеть «Дикси», привел положительные примеры:

«Крепкий алкоголь: здесь местные производители очень хорошо воспользовались ситуацией. Снеки: местные производители очень хорошо отработали и эту категорию».

  Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?
Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?

Он также выделил тренд на рост прямого импорта из Азии и развитие собственных торговых марок (СТМ).

Денис Сологуб и Алексей Григорьев указали на проблемы в винном сегменте. Денис Сологуб отметил: «Найти вкусный ассортимент российских вин было очень непросто. Проблема в том, что у винодела 200 бутылок в этом году, в следующем – 50 или 300. Нет стабильности качества ассортимента. И теперь у нас 20% ассортимента российских вин — некая наша инвестиция в российскую полку».

Алексей Григорьев добавил: «Когда потребитель видит российское вино, которое продается за 2-2,5 тысячи, а европейское — за 1-1,5, он делает выбор в пользу известного».

Ася Балабай, генеральный директор «АШАН Ритейл Россия», отметила, что закон еще не принят, и выразила надежду, что ситуация с качеством и объемами поставок отечественной продукции будет улучшаться.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что эпоха легкого роста завершилась. Успех в 2026 году будет определяться не масштабом, а эффективностью, гибкостью и глубинным пониманием изменившихся моделей потребления. Ритейлерам предстоит тонкая работа по настройке гибридных ценовых стратегий, оптимизации ассортимента под нужды конкретных домохозяйств и выстраиванию партнерских отношений с наиболее качественными поставщиками.

Благодарим пресс-службу международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow, которая прошла с 16 по 19 сентября, за предоставленные комментарии.

Эксклюзивно для NEW RETAIL