Найти в Дзене
Антикварное бюро

Что подарили Плевако: редкий предмет с историей и идеальный подарок юристу

Фёдор Никифорович Плевако — один из самых известных адвокатов в истории дореволюционной России. Его имя стало синонимом судебной речи, основанной не на сухих законах, а на живом человеческом чувстве справедливости. Его слушали как артистов в театре: зал замирал, когда он говорил, а присяжные плакали. Он умел делать главное — убеждать. Плевако родился в 1842 году в Троицке, окончил юридический факультет Московского университета. Уже в молодом возрасте его признали блестящим оратором. Он выигрывал процессы, где не было доказательств, где обвиняемого презирали, где, казалось, исход предрешён. Его речи становились притчами: короткими, человечными, пронизывающими. Он не боялся апеллировать к совести. Одно из самых известных дел — защита пожилой женщины, укравшей чайник. Плевако не оправдывал кражу, но его речь показала, почему она произошла: бедность, одиночество, невозможность жить. Суд оправдал женщину. Это дело стало примером его главного принципа: ставить на первое место человека, а не

Фёдор Никифорович Плевако — один из самых известных адвокатов в истории дореволюционной России. Его имя стало синонимом судебной речи, основанной не на сухих законах, а на живом человеческом чувстве справедливости. Его слушали как артистов в театре: зал замирал, когда он говорил, а присяжные плакали. Он умел делать главное — убеждать.

Фёдор Никифорович Плевако — российский адвокат, судебный оратор, действительный статский советник.
Фёдор Никифорович Плевако — российский адвокат, судебный оратор, действительный статский советник.

Плевако родился в 1842 году в Троицке, окончил юридический факультет Московского университета. Уже в молодом возрасте его признали блестящим оратором. Он выигрывал процессы, где не было доказательств, где обвиняемого презирали, где, казалось, исход предрешён. Его речи становились притчами: короткими, человечными, пронизывающими. Он не боялся апеллировать к совести.

Одно из самых известных дел — защита пожилой женщины, укравшей чайник. Плевако не оправдывал кражу, но его речь показала, почему она произошла: бедность, одиночество, невозможность жить. Суд оправдал женщину. Это дело стало примером его главного принципа: ставить на первое место человека, а не букву закона.

Современники называли его «митрополитом адвокатуры» и «гением слова». Историки отмечают: за всю карьеру он не проиграл ни одного крупного процесса. Защищал как простых людей, так и предпринимателей, в том числе Савву Мамонтова. Более двухсот дел — и каждое с внутренним убеждением, что истина важнее формы.

Памятник Ф. Н. Плевако в Троицке установлен в 2013 году на площади перед корпусом Троицкого филиала ЧелГУ.
Памятник Ф. Н. Плевако в Троицке установлен в 2013 году на площади перед корпусом Троицкого филиала ЧелГУ.

В память о Плевако установлены памятники в Троицке, Челябинске и Тамбове. Гильдия российских адвокатов учредила Золотую медаль его имени — за выдающийся вклад в развитие профессии. О нём пишут книги и очерки, его речи изучают в юридических вузах.

Золотая медаль имени Ф. Н. Плевако — одна из самых престижных наград российского адвокатского сообщества.
Золотая медаль имени Ф. Н. Плевако — одна из самых престижных наград российского адвокатского сообщества.

Но есть и менее известный факт: в 1880 году Плевако, предположительно, получил в дар бронзовую скульптуру. На основании выгравирована надпись:
«Фёдору Никифоровичу Плевако от В. А. Александрова 20/4 1880».
Согласно экспертной атрибуции, подарок мог быть сделан в благодарность за выигранное судебное дело — как это было принято в ту эпоху.

Гравировка на скульптуре «Фёдору Никифоровичу Плевако от В. А. Александрова 20/4 1880».
Гравировка на скульптуре «Фёдору Никифоровичу Плевако от В. А. Александрова 20/4 1880».

Автор скульптуры — французский мастер Жюль Моанье (Jules Moigniez), один из лучших анималистов XIX века. Его работы высоко ценятся на рынке антиквариата: он создавал бронзовых птиц, собак и, конечно, лошадей — выразительных, стремительных, живых. Именно такую — арабскую лошадь — получил Плевако.

Антикварная скульптура «Арабская лошадь». Автор: французский скульптор Жюль Моанье.
Антикварная скульптура «Арабская лошадь». Автор: французский скульптор Жюль Моанье.

Скульптура создана в Париже в 1870-х годах. Материал — бронза. Техника — литьё, чеканка, патинирование. Сохранилась авторская подпись и дарственная шильда. Глубокая патина, выразительные формы, тонкая детализация делают этот предмет редким образцом мемориального антиквариата. Сегодня скульптура сопровождается экспертной атрибуцией, подтверждающей её историко-культурную ценность.

Авторская подпись на скульптуре: Жюль Моанье (J. Moigniez).
Авторская подпись на скульптуре: Жюль Моанье (J. Moigniez).

Это не просто красивая вещь. Это предмет, в котором сохранилась память о времени, о человеке и о благодарности, выраженной в материальной форме. Такие объекты встречаются редко — с подписью, с адресатом, с историей.

Бронзовая лошадь, предположительно подаренная Плевако в 1880 году, хранилась в коллекции нашего антикварного бюро. Сегодня она уже нашла нового владельца — человека, который, как и её первый адресат, ценит силу формы, уважение к профессии и наследие прошлого.

Следить за другими предметами с историей и характером можно в нашем Telegram-канале https://t.me/antique_buro_moscow