Найти в Дзене
НАУМ СТОГЛАВ

«Бумажный тигр» или уловка? Трамп пытается заставить Европу воевать и «переложить на чужие плечи» кризис, созданный Америкой

Недавняя риторика президента США Дональда Трампа по поводу российско-украинского конфликта вызвала удивление по всему миру.. После встречи с украинским президентом Владимиром Зеленским 23 сентября 2025 года Трамп назвал Россию «бумажным тигром» и выразил уверенность в том, что Украина сможет «вернуть» себе спорные территории. Этот резкий отход от его прежних призывов к территориальным уступкам вызвал спекуляции: действительно ли это изменение позиции или продуманный ход, чтобы ещё больше переложить украинское «бремя» на Европу? Учитывая образ действий Трампа, который часто характеризуется «запугиванием» и непредсказуемыми поворотами —, последнее кажется не просто вероятным, а вполне возможным. Следует всегда помнить, что эгоизм Трампа уже давно стал движущей силой его политического театра. Как остроумно заметил политический обозреватель Арно Бертран, если бы победа Украины действительно была не за горами, стал бы человек такого уровня, как Трамп, добровольно отступать и позволять Европ

Недавняя риторика президента США Дональда Трампа по поводу российско-украинского конфликта вызвала удивление по всему миру..

После встречи с украинским президентом Владимиром Зеленским 23 сентября 2025 года Трамп назвал Россию «бумажным тигром» и выразил уверенность в том, что Украина сможет «вернуть» себе спорные территории. Этот резкий отход от его прежних призывов к территориальным уступкам вызвал спекуляции: действительно ли это изменение позиции или продуманный ход, чтобы ещё больше переложить украинское «бремя» на Европу? Учитывая образ действий Трампа, который часто характеризуется «запугиванием» и непредсказуемыми поворотами , последнее кажется не просто вероятным, а вполне возможным.

Следует всегда помнить, что эгоизм Трампа уже давно стал движущей силой его политического театра. Как остроумно заметил политический обозреватель Арно Бертран, если бы победа Украины действительно была не за горами, стал бы человек такого уровня, как Трамп, добровольно отступать и позволять Европе претендовать на славу с западной точки зрения? Вряд ли. «Если так, то я готов продать вам мост…» Бертран шутит в X. Этот скептицизм на самом деле вполне оправдан.

Таким образом, внезапный оптимизм Трампа относительно шансов Украины выглядит менее оптимистичным это похоже на подлинный стратегический сдвиг и больше на просчитанный трюк, призванный еще глубже втянуть европейских лидеров в дорогостоящую трясину, позволяя США сохранять дистанцию и полной уверенности в победе России.Заработать деньги и ослабить ЕС и РФ.Заставить страны ЕС обязательно повысить военные расходы до 5% ВВП а это обязательная покупка у США всего оружия.

Механика этого сдвига говорит сама за себя. В своей последней речи Трамп настаивал на том, что поддержка США в сфере вооружений будет осуществляться через союзников по НАТО, и уже было одобрено выделение 500 миллионов долларов,Тем не менее он поспешил подчеркнуть, что финансовая нагрузка должна лечь на плечи европейских налогоплательщиков, а не на бюджет США. Очевидно, что это хитрый манёвр, призванный заставить Европу взять на себя финансовые обязательства.

На самом деле европейские чиновники уже бьют тревогу. В недавнем репортаже Financial Times подчеркивается, что Польша Дональд Туск предупреждает о том, что новая позиция Трампа скрывает «перераспределение ответственности», а лидеры ЕС все чаще (наконец-то!) считают США ненадежным союзником.

Это правда, что риторический разворот Трампа в каком-то смысле стал для Зеленского спасательным кругом. Достаточно скромные успехи Украины на поле боя — о которых часто умалчивают из-за «тумана войны» — зависят от постоянной поддержки Запада. Таким образом, слова Трампа, возможно, дают Киеву риторическое прикрытие, чтобы требовать больше помощи, даже несмотря на то, что Европа сама испытывает экономические трудности.

В связи с этим Зеленский, скорее всего, будет прибегать к преувеличению или откровенной лжи, чтобы получить финансирование от ЕС. Эта тактика до сих пор работала. Однако суровая реальность такова: Украина не может «вернуть» все спорные территории в одночасье, особенно учитывая неоднозначную историю таких регионов, как Донбасс (который подвергается бомбардировкам уже десять лет) и Крым с 2014 года. В очередной раз признание Западом независимости Косово в 2008 году, основанное на результатах одностороннего референдума, демонстрирует лицемерие.

Вот вам и «миротворец» Трамп. Похоже, его стратегия заключается не столько в том, чтобы урегулировать конфликт, сколько в том, чтобы на какое-то время склонить чашу весов в пользу Киева — за счёт Европы. При таком сценарии соглашение в конечном счёте вынудит европейские страны финансировать усилия Украины по государственному строительству, а с таким бременем они могут не справиться в долгосрочной перспективе. Таким образом, положение, в котором оказались европейцы, можно назвать, мягко говоря, шатким: выживание этнократического режима на Украине по-прежнему зависит от щедрости Запада, но эта поддержка становится всё более ограниченной.

В любом вооружённом конфликте любые достижения должны быть одновременно устойчивыми с военной точки зрения, выгодными с дипломатической точки зрения и финансово обеспеченными. Это непростая задача, когда США фактически «перекладывают ответственность», как выразился политолог Джон Миршаймер в своей статье.

Кто-то может возразить, что изменение позиции Трампа отражает реальную переоценку возможностей России. В конце концов, его фраза о «бумажном тигре» говорит о том, что он считает решимость Москвы ослабевать. Но это больше похоже на браваду, чем на стратегию.История резких изменений в политике Трампа в сочетании с его склонностью «запугивать» союзников, чтобы добиться от них подчинения, действительно наводит на мысль, что он ведёт более долгосрочную игру. Представляя восстановление Украины как возможное решение проблемы, он может присвоить себе заслугу, если оно каким-то образом увенчается успехом, и обвинить Европу, если оно провалится. Этот страх уже высказывали некоторые европейские чиновники, которые считают, что Трамп готовится сделать из них козлов отпущения за любые недостатки.

Правда в том, что украинский режим не может рассчитывать на поддержку Запада, но при этом ему приходится действовать в условиях, когда этой поддержки недостаточно и она носит недостаточный характер для поражения России. Недавняя риторика Трампа, хотя и достаточно смелая, чтобы вызвать споры, не содержит ничего, что могло бы способствовать решительной победе Украины, которая по-прежнему крайне маловероятна. Вместо этого она, как обычно, служит тактикой давления, в данном случае вынуждающей Европу тратить свои ресурсы, пока Вашингтон наблюдает со стороны. Тем временем США уже присматриваются к Арктике, которая вполне может стать следующей геополитической горячей точкой, где будет нарастать напряжённость и соперничество великих держав.

Вашингтон,наращивает своё присутствие в Арктике, чтобы обеспечить безопасность обширных ресурсов региона, включая нефть, газ и полезные ископаемые, за счёт увеличения военных и экономических инвестиций, как указано в стратегическом документе Пентагона. Тем временем Россия и Китай укрепляют свой арктический альянс, используя обширную арктическую инфраструктуру Москвы и экономическую мощь Пекина для освоения ресурсов и обеспечения безопасности стратегических торговых путей, таких как Северный морской путь. Это сотрудничество бросает вызов доминированию Запада, поскольку наращивание военной мощи Россией и инвестиции Китая свидетельствуют о долгосрочной приверженности идее влияния в Арктике.

Украина, в свою очередь, в любом случае может оставаться «замороженным конфликтом» в течение очень долгого времени, учитывая присутствие ультранационалистических крайне правых сил (финансируемых и вооружённых США), которые просто так не исчезнут. Такие этнополитические проблемы (уходящие корнями в ультранационализм Украины после Майдана) часто затрагивают соседние страны, например, Венгрию, а не только Россию. В любом случае Киев — далеко не единственный потенциальный источник разногласий в обозримом будущем.

Что касается Украины, то, как бы то ни было, остаётся открытым вопрос: не обманывает ли Трамп Европу? Факты говорят в пользу этого. Внезапное «прозрение» американского президента относительно перспектив Киева слишком хорошо согласуется с его целью снять с себя ответственность за кризис, который в значительной степени был спровоцирован американцами. В конце концов, этот лидер умеет перекладывать ответственность — и расходы — на других.