Найти в Дзене

Суд в Ташкенте отклонил иск учителей к Министерству образования

Шайхантахурский межрайонный суд по гражданским делам вынес решение по иску группы учителей к Министерству дошкольного и школьного образования, полностью отказав в удовлетворении их требований. Педагоги оспаривали результаты квалификационной аттестации, которая является периодической процедурой для подтверждения и повышения профессиональной категории.

Судебное разбирательство, инициированное в апреле-мае 2025 года четырьмя преподавателями родного языка и литературы из разных регионов страны, завершилось 8 сентября. Заседание проходило в открытом формате под председательством судьи Гули Шукруллаевой. Истцы требовали от Научно-практического центра педагогического мастерства и международной оценки, структуры при министерстве, аннулировать итоги тестирования и провести его повторно. Кроме того, в исковом заявлении содержались требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 миллионов сумов для каждого педагога и возмещении судебных издержек.

В ходе процесса один из истцов, Н.М., отозвал свое заявление, которое было оставлено судом без рассмотрения на основании соответствующей статьи Гражданского процессуального кодекса. Таким образом, число участников дела сократилось до трех.

Позицию оставшихся истцов представлял адвокат Назиржон Хотамжонов, доверенное лицо одного из учителей, Аброра Камолова. Защита настаивала на многочисленных процедурных нарушениях. По словам адвоката, тестовые материалы, предложенные педагогам, были составлены с нарушением фундаментальных принципов тестологии, не обладали необходимой валидностью и не прошли должной научной экспертизы перед применением.

Среди ключевых аргументов истцов фигурировало утверждение о том, что после утренней сессии тестирования один из вариантов заданий оказался в свободном доступе в интернете. Это, по мнению заявителей, создало неравные условия и предоставило несправедливое преимущество тем, кто проходил аттестацию во второй половине дня. Также было указано, что апелляционные жалобы на результаты были рассмотрены формально - все педагоги получили идентичные по содержанию ответы, что свидетельствует об отсутствии индивидуального подхода к разбору их претензий.

Аброр Камолов, учитель из школы №1 Шерабадского района Сурхандарьинской области, лично поддержал в суде эти доводы. Он заявил, что многие вопросы не соответствовали стандартам, а в некоторых отсутствовал правильный вариант ответа, и ходатайствовал о проведении независимой экспертизы всех аттестационных материалов.

Представители Министерства дошкольного и школьного образования, в свою очередь, отвергли все обвинения. Юрист ведомства Ж. Алижонов пояснил, что данная аттестация не являлась обязательной, а проводилась для педагогов, желающих получить льготы и надбавки к заработной плате. Он заверил суд, что все тестовые вопросы прошли установленную процедуру экспертизы и были включены в базу данных в соответствии с регламентом. Апелляционная комиссия, по его словам, рассмотрела жалобы, но не нашла оснований для их удовлетворения. Весь процесс тестирования фиксировался на видео, и технических сбоев, способных повлиять на результат, зафиксировано не было.

По итогам аттестации, прошедшей 23 апреля 2025 года, Аброр Камолов набрал 62 балла, Ш.Р. - 82 балла, а Д.Э. - 60 баллов. Подав апелляции и получив отказ, педагоги решили искать справедливость в суде.

В эксклюзивном комментарии после оглашения решения Аброр Камолов сообщил о давлении, которое, по его словам, оказывалось на всех истцов. «После того как мы подали иск, началось давление со стороны областных и районных управлений. К некоторым коллегам приходили домой, беседовали с членами семьи, с директорами школ», - рассказал он. Камолов уточнил, что из-за этого психологического прессинга он остался единственным истцом, который лично участвовал в заседаниях до самого конца.

Педагог выразил категорическое несогласие с вердиктом. «Мы верили в справедливость, но суд не был справедливым, - заявил он. - Судья вынес решение без привлечения экспертов. Мы предлагали кандидатуры известных специалистов в области образования, но их отклонили. Ни один из восьми ключевых вопросов нашего иска по существу рассмотрен не был».

Адвокат Назиржон Хотамжонов подтвердил намерение обжаловать решение. «Мы полностью не согласны с решением суда первой инстанции. 30 сентября нами была подана апелляционная жалоба», - сообщил он. Теперь дело будет рассмотрено судебной коллегией по гражданским делам Ташкентского городского суда.

Система аттестации педагогических кадров в Узбекистане регулируется постановлением Кабинета Министров и является обязательной процедурой, которую учителя должны проходить каждые пять лет для подтверждения или повышения своей квалификационной категории, что напрямую влияет на размер их заработной платы.