Найти в Дзене

Хвалынск. По своему имени ставший побратимом Каспийского моря

«Любой город в чём-то можно сравнить с посаженным деревом, рост и величие которого во многом будет зависеть не только от того на какой почве оно произрастает, но и как за ним ухаживают и как берегут его» Большинство городов и поселений в России с момента своего появления сохранили свои изначальные имена, но, как известно, есть немало и таких, которые в процессе своего существования по тем или иным причинам их изменили. Так произошло и с саратовским городом Хвалынск, стоящим на берегу реки Волги, впадающей в Каспийское море. При этом упоминание о Каспийском море в самом начале этой заметки совершенно не случайно и о чём ещё будет сказано ниже. До 1780 года город Хвалынск был небольшим селом, называвшимся Сосновый Остров. В свою очередь это село было приемником сторожевого поста-поселения Сосновка, сооружённого стрельцами из так называемой тогда «плавной рати» или стрельцами, плававшими по рекам на небольших плоскодонных парусно-вёсельных судах. Пост-поселение Сосновка стрельцы постро

(продолжение серии заметок «Малоизвестные города России»)

«Любой город в чём-то можно сравнить с посаженным деревом, рост и величие которого во многом будет зависеть не только от того на какой почве оно произрастает, но и как за ним ухаживают и как берегут его»

Большинство городов и поселений в России с момента своего появления сохранили свои изначальные имена, но, как известно, есть немало и таких, которые в процессе своего существования по тем или иным причинам их изменили. Так произошло и с саратовским городом Хвалынск, стоящим на берегу реки Волги, впадающей в Каспийское море. При этом упоминание о Каспийском море в самом начале этой заметки совершенно не случайно и о чём ещё будет сказано ниже. До 1780 года город Хвалынск был небольшим селом, называвшимся Сосновый Остров. В свою очередь это село было приемником сторожевого поста-поселения Сосновка, сооружённого стрельцами из так называемой тогда «плавной рати» или стрельцами, плававшими по рекам на небольших плоскодонных парусно-вёсельных судах. Пост-поселение Сосновка стрельцы построили на заросшем соснами волжском острове, названным по этой причине Сосновый в 1556 году в годы правления царя Ивана IV или Ивана Грозного для защиты южных рубежей российского царства от возможных неожиданных нападений со стороны сохранившихся боевых отрядов недавно покорённого Астраханского ханства и контроля за судами идущими из Каспийского моря Волжским торговым путём далее по Волге, в том числе для остановки и задержания так называемых в те времена судов «воровских» казаков.

Так мог выглядеть сторожевой пост на берегу реки в шестнадцатом веке. Панорамы города Хвалынска в наше время.

Кстати сказать, пост-поселение Сосновка был создан даже намного ранее поста-поселения с именем Саратов, который появился только в 1590 году, но со временем, как известно, стал центральным городом Саратовского наместничества, затем Саратовской губернии, а ныне Саратовской области.

Нижнее Поволжье, в которое входили земли начиная от астраханских до будущих саратовских земель, для Руси в те времена имело, даже можно смело сказать, стратегическое значение. Именно из-за обладания землями Нижнего Поволжья и случилась начатая Османской империей первая в истории России Русско-турецкая война 1568-1570 годов, увенчавшаяся победой русских войск.

В 1606 году пост-поселение Сосновка из-за постоянных весенних паводков был перенесён с острова Сосновый на правый берег Волги, при этом он получил статус села под именем Сосновый Остров.

-2

Остров Сосновый на фотографии пятидесятых годов прошлого века (в 1967 году после завершения строительства Саратовской ГЭС и появления Саратовского водохранилища остров Сосновый полностью погрузился в волжские воды).

В семнадцатом веке, несмотря на множество исторических событий произошедших в России начиная от Смутного времени и перехода в 1613 году державной царской власти от представителей княжеского рода Гостомысло-Рюриковичей к представителям боярского рода Романовых до казачье-крестьянского бунта 1667-1671 годов возглавляемого Степаном Разиным, жители села Сосновый Остров в основном вели тихую провинциальную жизнь и занимались теми привычными делами, которые они вели и ранее, а именно рыболовством, выращиванием зерновых культур, разнообразных овощей и их торговлей, в том числе на традиционных весенних и осенних сельских ярмарках.

Село Сосновый Остров находилось рядом с так ныне называемыми Хвалынскими горами, в которых содержалось множество полезных природных ископаемых, таких как мел, гипс, глины, кварцевые пески и известняки, что способствовало развитию у жителей Хвалынска местных народных промыслов и строительного дела. Население села Сосновый Остров медленно и постепенно росло, в том числе за счёт переезда в него жителей соседних деревень.

-3

Хвалынские горы в разное время года (они образовались в Мезозойскую эру, где-то двести пятьдесят миллионов лет назад и имеют наибольшую высоту до трёхсот семидесяти метров. На Приволжской возвышенности выше их только Жигулёвские горы. В 1994 году в районе этих гор был создан Хвалынский национальный парк).

В период казачье-крестьянского бунта Степана Разина его войско, сформировававшееся на донских землях, весной 1670 года пошло походом на земли Нижнего Поволжья и захватило Царицын, затем двинулось вниз по Волге и взяло Астрахань. Уверовав в свои силы, Степан Разин объявил о том, что идёт воевать на Москву, но не против царя Алексея Михайловича, а «бить» бояр-изменников, которые не дают ему править в интересах народа. Войско Степана Разина идя вверх по Волге к осени 1670 года захватило все встречавшиеся на пути поволжские сёла, поселения и города вплоть до Симбирска, в том числе летом того же 1670 года и село Сосновый Остров или будущий Хвалынск. Как и во всех сёлах, поселениях и городах захваченных войском Степана Разина в селе Сосновый Остров местная власть была заменена на так называемый казачий совет, представители которого бесплатно раздали жителям села все найденные продовольственные запасы у богатых сельчан и отменили все собираемые с них подати. Как известно, весной 1671 года войско Степана Разина царским войском было окончательно разбито, а сам Степан Разин и его брат Флор были пленены, доставлены в Москву, допрошены с пристрастием, то есть с применением пыток, после чего в начале июня 1671 года четвертованы на московской Болотной площади. Память о лихом казаке Степане Разине в Нижнем Поволжье, как известно, с той поры сохранилась у проживающих там людей в виде Утёса Степана Разина, который и в наше время привлекает к себе множество туристов.

-4

Карта походов войска Степана Разина. Утёс Степана Разина на Волге (это самый первый рисунок утёса, сделанный в 1838 году художниками братьями Григорием и Никанором Чернецовыми). Утёс Степана Разина в наши дни (он находится в Саратовской области недалеко от села Белогорское на границе с Волгоградской областью. По легенде именно на нём в начале лета 1670 года какое-то время стоял лагерь Степана Разина).

В восемнадцатом веке жители села Сосновый Остров продолжали жить своей той же провинциальной жизнью, занимаясь, как и в прошлом семнадцатом веке, прежними привычными делами – рыболовством, выращиванием зерновых культур, разнообразных овощей, народными промыслами, строительством домов, проведением сезонных ярмарок.

В период казачье-крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачёва, развернувшегося в Российской империи в 1773-1775 годах и охватившего Оренбуржье, Южный Урал, Приуралье, Западную Сибирь, Среднее и Нижнее Поволжье, каких-либо документальных данных о стоянии в Сосновом Острове войск Емельяна Пугачёва не имеется, но при этом нельзя исключать, что отдельные жители села Сосновый Остров вполне могли примкнуть в те годы к пугачёвцам.

-5

Территория Российской империи, охваченная Пугачёвским бунтом или Пугачёвщиной.

В 1780 году Указом императрицы Екатерины II село Сосновый Остров получило статус уездного города Саратовского наместничества и было переименовано в Хвалынск. Имеется несколько версий почему Хвалынск получил такое имя. По научной версии, выдвинутой в конце девятнадцатого века известным путешественником, учёным-естествоиспытателем и общественным деятелем Петром Семёновым-Тян-Шанским в его научных работах по географии России, город получил такое имя по названию кочевых племён хвалисов, обитавших в конце первого тысячелетия на приволжских землях прилегавших к Каспийскому морю, которое в силу этого в древней Руси называлось Хвалынским морем. По другой версии, больше похожей на историческую легенду, считается, что получением такого имени Хвалынск обязан императору Петру I. Как известно, император Пётр I в 1722-1723 годах совершал свой Персидский поход плывя со своим войском на речных стругах по Волге до Астрахани. Во время похода вниз по Волге, император Пётр I сделал короткую остановку у села Сосновый Остров и сошёл на берег. Хвалясь своим благополучием, жители села Сосновый Остров вывели ему навстречу козла с покрашенными золотой краской рогами. Император Пётр I от души рассмеялся и воскликнул: «Ну и хвальбуны же тут живут!».

В 1781 году уездный город Хвалынск получил и свой герб увенчанный золотой пятизубчатой короной, обозначавшей его принадлежность к Саратовскому наместничеству. На щите герба лазуревого цвета, символизировавшим Волгу, изображены две серебристого цвета стерляди, а в правом верхнем углу герба размещён ещё и вилообразный крест состоявший из трёх также серебристого цвета стерлядей, отражавший согласно геральдике, изобилие данной рыбы в том месте в Волге, на берегу которой и стоял Хвалынск.

-6

Герб Хвалынска 1781 года. Герб Хвалынска 1999 года (в его левом углу расположен герб Саратовской области и он же, города Саратова).

При этом надо сказать, появление изображения стерляди на гербе Хвалынска, не исключено, связано с тем, что сторожевой пост-поселение Сосновка на острове Сосновом, как и потом село Сосновый Остров возникшее в 1606 году на правом берегу Волги, располагались на землях пожалованных царём Иваном IV ещё в 1685 году московскому мужскому Чудову монастырю или Чудову монастырю, ведущим своё начало с 1365 года или со времён правления князя Московского, великого князя Владимирского и князя Новгородского Дмитрия Донского. Чудов монастырь находился ни где-нибудь, а в самом московском Кремле и по преданию именно волжская стерлядь, вылавливаемая вблизи села Сосновый Остров, регулярно поступала для царского стола и в трапезную монастыря. В 1699 году по Указу императора Петра I земли Чудова монастыря в районе села Сосновый Остров были приумножены и для их освоения в село Сосновый Остров переселили сотни крестьян из разных принадлежавших Чудову монастырю деревень.

-7

Чудов монастырь на открытке 1917 года (начальное название монастыря Великая Лавра или «Чудо». В нём крестили сыновей и дочерей царя Ивана IV, а после рождения – будущих царей и императоров Алексея I, Петра I и Александра II. В 1929 году Чудов монастырь был снесён, а на его месте вскоре был построен четырёхэтажный административный корпус, который, кстати сказать, в 2016 году был полностью демонтирован).

В девятнадцатом веке в начальные годы правления императора Николая I, а именно в 1826 году, в ходе проведения очередной в Российской империи административной реформы был составлен план города Хвалынска, в черту которого были включены несколько находившихся рядом селений, а сам город стал перестраиваться с появлением в нём прямых улиц, городских кварталов и центральной площади. Кстати сказать, с тех времён городские границы Хвалынска остались практически неизменными.

В конце июня 1837 года в девятнадцатилетнем возрасте цесаревич Александр, старший сын императора Николая I, находясь в годичной ознакомительной поездке по центральным, приволжским, уральским, сибирским городам и весям Российской империи в сопровождении поэта Василия Жуковского и наставника Константина Арсеньева, кратковременно побывал и в Хвалынске. А в своём дневнике Василий Жуковский, после отъезда из Хвалынска, оставил о Хвалынске такую короткую, но существенную для истории Хвалынска запись: «Довольно-таки опрятный город».

В то же девятнадцатом веке Хвалынск при молчаливом отношении уездной власти стал постепенно заселятся старообрядцами и ко второй половине девятнадцатого века Хвалынск стал своеобразным и довольно-таки значимым в Нижнем Поволжье и Среднем Поволжье старообрядческим центром.

Напомню читающим эту заметку, что к старообрядцам на Руси относились и сегодня относятся те российские христиане, которые не приняли проводимую в 1653-1655 годах, не без одобрения правящего тогда на Руси царя Алексея Романова, патриархом Никоном реформу Русской христианской церкви, направленную на возвышение Русской христианской церкви во всём христианском мире и своеобразному желанию Русской христианской церкви превратить Москву в христианском мире в так называемый «Третий Рим». В России внедрение в ходе церковной реформы патриархом Никоном богослужения по примеру греческой христианской обрядности, установление единообразных правил церковной жизни, исправление церковных книг, содержащих много ошибок и искажений текстов в сравнении с греческими оригиналами, замена при крестном знамении двуперстия на троеперстие, а земных поклонов – поясными, привело в конечном итоге к расколу в Русской христианской церкви и появлению старообрядцев. Яростные гонения на старообрядцев начавшиеся в ходе и после завершения патриархом Никоном реформы Русской церкви, к началу девятнадцатого века постепенно стали затихать и все те старообрядцы, которые ещё не покинули Россию и не разъехались по всему миру, стали её верными согражданами.

Старообрядцы в окрестностях Хвалынска основали ряд мужских и женских монастырей, а в городе развернули несколько иконописных мастерских, свято соблюдая при написании икон традиции заложенные в этом деле ещё в первые столетия появления христианской религии. Среди старообрядцев, поселившихся в Хвалынске, было немало купцов, в основном, третьей гильдии. Именно благодаря им в Хвалынске появились первые двухэтажные кирпичные дома, часть улиц и центральная площадь были выложены камнем, перестроена речная пристань, появилась двадцатишести метровая кирпичная пожарная каланча, водонапорная башня, проложен водопровод с колонками, которыми пользовались городские жители. В Хвалынске, где проживало не более десяти тысяч человек, были возведены шесть церквей, в том числе старообрядческие, а в его окрестностях появились и старообрядческие женские и мужские монастыри.

-8

Виды Хвалынска на фотографиях последних десятилетий девятнадцатого века. Старообрядческий женский монастырь в Черемшанах недалеко от Хвалынска.

Открылись в Хвалынске и многочисленные мастерские, а в 1867 году на основе одной из таких мастерских был создан и небольшой судоремонтный заводик, названный по фамилии его владельца Алексеевским. Единственное, чем был обижен Хвалынск в том промышленном для России девятнадцатом веке, так это тем, что при строительстве в 1871 году железной дороги Тамбов-Саратов, её ответвление от города Аткарска дошло только до города Вольска. В дальнейшем эта железная дорога из Вольска была продолжена на Сызрань минуя Хвалынск, а ближайшая железнодорожная станция стала находится, как и ныне, где-то в тридцати километрах от Хвалынска.

-9

О городе Хвалынске в Российской империи до 1892 года, ручаюсь, мало кто знал. Российскую «известность» ему принёс так называемый «холерный бунт», случившийся в нём в том году в ходе эпидемии холеры в России в 1892-1895 годах. Холера, начавшаяся в Нижнем Поволжье, вскоре охватила всю европейскую территорию Российской империи. Несмотря на все усилия уездной власти, число умерших от холеры в Хвалынске росло с каждым днём, и какие-то невыясненные подстрекатели обвинили в этом городского врача Александра Молчанова, якобы не принявшего достаточных мер для нераспространения в городе холеры. Часть разъярённых жителей Хвалынска, чьи родные умерли от холеры, ворвались в уездную больницу и с особой жестокостью растерзали несчастного врача Александра Молчанова. Об этом стало известно в Санкт-Петербурге и все столичные газеты, как говорится, на первых полосах описали все ужасы произошедшего в Хвалынске убийства ни в чём ни повинного врача.

В двадцатое столетие Хвалынск вошёл также тихо и незаметно, как и в предыдущее до этого века. В городе к тому времени имелось всё необходимое для осуществления его повседневной деятельности. А сохранившиеся фотографии дают нам сегодня наглядное представленные об облике Хвалынска тех лет.

-10

Февральские события произошедшие в Российской империи, а затем и октябрьские события в России, приведшие в конечном итоге к коренным политическим и социальным изменениям в стране, из-за малочисленности в небольшом провинциальном Хвалынске представителей партии большевиков и других политических партий, не сильно отразились на укладе жизни как самого города, так и большинства его жителей.

Для организации в Хвалынске советской власти в него был отправлен питерский рабочий-большевик Василий Кирпичников, который нашёл в городе лиц сочувствовавших большевикам и вместе с ними 25 декабря 1917 года провёл первый уездный съезд Советов, который и установил в Хвалынске советскую власть, создав затем соответствующие властные органы. В городе из добровольцев, признавших советскую власть, был создан военный отряд численностью до двухсот человек вооружённый винтовками и пулемётами присланными из Сызрани, который вскоре после короткого боя захватил находившееся в то время в Хвалынске военно-топографическое училище и распустил, как говорится, всех его преподавателей и юнкеров на все четыре стороны, выдав всем им перед этим отпускные билеты на три месяца.

Весной 1918 года в Советской России началась Гражданская война, которая вскоре охватила всё Поволжье. Затронула она и Хвалынск. Так в середине июля 1918 года до десяти пароходов речной флотилии Белой армии подошли по Волге к Хвалынску, а севера к городу подступил вооружённый отряд чехословаков. Как известно, в марте 1918 года пленённые в ходе Первой мировой войны на российских фронтах чехословаки по Транссибирской магистрали были отправлены во Владивосток, чтобы из него на кораблях доплыть до Франции, а из неё добраться домой, в мае того же 1918 года подняли по всему транссибирскому пути следования вооруженный мятеж против советской власти и активно поддержали Белую армию.

Небольшой отряд Красной армии, не принимая боя покинул Хвалынск, и советская власть в городе была упразднена. Красноармейцы, посланные в конце июля из Саратова для освобождения Хвалынска, не сумели выбить белоармейцев из города. Хвалынск был освобождён от белоармейцев только в середине сентября 1918 года, а в октябре в Хвалынск на пароходе прибыл сам товарищ Троцкий, тогда занимавший должность Народного комиссара по военным и морским делам РСФСР. На митинге, организованным по этому поводу, Лев Троцкий выступил с пламенной речью, выразив ней благодарность красноармейцам за взятие Вольска и Хвалынска.

-11

Но советская власть после этого в Хвалынске продержалась недолго. Уже в конце сентября Хвалынск вновь был захвачен отрядами Белой армии и чехословаков, а через день после этого был освобождён наступавшими частями Красной Армии. Кстати сказать, в освобождении Хвалынска и соседних поволжских городов от белоармейцев, активное участие принимала и дивизия, командиром которой тогда был всем нам известный Василий Чапаев. В начале октября всё того же 1918 года советская власть в Хвалынске была окончательно восстановлена. При всём этом надо сказать, что положение советской власти даже после окончания Гражданской войны в 1920 году в Поволжье, как, впрочем, и во многих других регионах Советской России несколько лет было не таким уж и прочным. Только в 1920-1921 годах, то в одних, то в других селах, поселения, городах и губерниях Советской России против советской власти вспыхивали вооруженные выступления в основном крестьян и отдельных воинских частей, к крупнейшим из которых можно отнести восстание матросов в Кронштадте, бандитские рейды отряда под началом Нестора Махно по южноукраинским землям, крестьянские восстания в Чувашии, в Тамбовской губернии, возглавляемое Александром Антоновым и в Западной Сибири. В те же годы во многих центральных и приволжских губерниях бандитствовали и вооружённые отряды сформировавшиеся из остатков войск и отрядов Белой армии после их разгрома в ходе Гражданской войны и из тех крестьян, кто был против проводимой советской властью в сёлах и деревнях так называемой «продразверстки», в которой у них отнимали почти все запасы зерна, обрекая тем самым их семьи на голодное вымирание. Один из таких бандотрядов численностью где-то до трёхсот человек под началом атамана Фёдора Попова 17 апреля 1921 года захватил Хвалынск и творя грабежи домов и горожан удерживал город четыре дня. Выбитый из Хвалынска бандотряд Фёдора Попова в мае того же 1921 года в окрестностях Хвалынска был полностью разгромлен красноармейскими частями, а сам он был убит в одном из боёв.

Мирная жизнь в Хвалынске продолжалась, как во всём Советском Союзе до 22 июня 1941 года. Военные действия, развернувшиеся в советской стране в Великой отечественной войне против войск фашисткой Германии, не затронули Хвалынск напрямую, но, как известно, ниже по Волге с июля 1942 года по февраль 1943 года в Сталинграде шла грандиозная битва мирового значения, завершившаяся разгромом шестой фашистко-германской армии генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. Все приволжские города, включая и Хвалынск, в это время фактически превратились в прифронтовые города, помогая воинам-сталинградцам всем тем, чем они могли помочь.

Послевоенная жизнь Хвалынска мало чем отличалась от жизни таких же, как и он, небольших советских городков. В настоящее время в Хвалынске проживает где-то около четырнадцати тысяч человек. В городе бережно сохраняется наследие прежних веков, рядом с каменными домами девятнадцатого века и начала двадцатого века соседствуют и старые деревянные дома, украшенные разными резными кокошниками и пилястрами. Украшает Хвалынск и единственный в городе действующий с 1990 года пятиглавый с шатровой колокольней Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, освящённый ещё в 1914 году.

-12

Кстати сказать, пять из шести церквей, построенных и освящённых в Хвалынске во второй половине девятнадцатого века и в начале двадцатого века, были снесены в тридцатых годах прошлого века, в так называемые годы богоборчества.

А в одном из самых красивых двухэтажных особняков, построенных в Хвалынске в середине девятнадцатого века, находится ныне краеведческий музей. Ранее этот особняк принадлежал главе хвалынской старообрядческой общины купцу Михаилу Михайлову, а далее, по наследству перешёл одному из представителей рода всем нам известного писателя Александра Радищева Михаилу Радищеву, не только тогда городскому судье, но и местному краеведу. Именно благодаря ему и удалось спасти от растаскивания найденный под Хвалынском в 1903 году клад эпохи бронзового века. Ныне часть этого клада выставлена в Государственном историческом музее Москвы, а другая часть, в хвалынском краеведческом музее.

-13

Здание краеведческого музея в Хвалынске, открытого в 1899 году. Экспозиция его отдельных залов.

В этом же краеведческом музее Хвалынска выставлены и уникальные иконы, написанные в византийской манере начиная с шестнадцатого века, спасённые в двадцатых годах прошлого века из старообрядческих монастырей, находившихся тогда в пригороде Хвалынска.

-14

Как известно, Хвалынск является и родиной художника Кузьмы Петрова-Водкина. В 1912 году он написал свою самую значимую картину «Купание красного коня», которая принесла ему мировую известность. Кстати сказать, наброски к ней он подготовил в своём родном городе Хвалынске.

-15

Кузьма Петров-Водкин на автопортрете 1918 года (его годы жизни 1878-1939. Он известен ещё и тем, что 1930 году им была написана и затем издана автобиографическая повесть «Хлыновск». Причины, почему в её названии Кузьма Петров-Водкин так исказил имя своего родного города, так и остались неизвестными). Картина «Купание красного коня» (её размеры 160×186 сантиметров. В 1961 году она была выкуплена из частной коллекции и выставлена в Третьяковской галерее).

В Хвалынске сохранился деревянный домик 1896 года постройки, который Кузьма Петров-Водкин приобрёл для родителей в 1905 году. Сегодня в нём находится мемориальный музей его имени. Также в Хвалынске с 1960 года, в каменном доме постройки 1871 года, действует и Картинная галерея имени Кузьмы Петрова-Водкина. А в 2016 году в центре Хвалынска возле Картинной галереи был установлен и памятник художнику Кузьме Петрову-Водкину.

-16

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 19 сентября 2025 года.

Присоединяйтесь к чтению и других моих заметок. Подключайте к этому родных людей, друзей и знакомых!

-17

Мой канал «Феофан грек собиратель» в Дзене подключён к системе материальной поддержки авторов заметок. После входа в мой канал в окне «Поддержите автора» нажмите «Поддержать» и, как говорится, принимайте соответствующее решение!

Мои заметки выходят периодически по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для их распространения другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!