(продолжение серии заметок «Малоизвестные города России»)
«Любой город в чём-то можно сравнить с посаженным деревом, рост и величие которого во многом будет зависеть не только от того на какой почве оно произрастает, но и как за ним ухаживают и как берегут его»
Большинство городов и поселений в России с момента своего появления сохранили свои изначальные имена, но, как известно, есть немало и таких, которые в процессе своего существования по тем или иным причинам их изменили. Так произошло и с саратовским городом Хвалынск, стоящим на берегу реки Волги, впадающей в Каспийское море. При этом упоминание о Каспийском море в самом начале этой заметки совершенно не случайно и о чём ещё будет сказано ниже. До 1780 года город Хвалынск был небольшим селом, называвшимся Сосновый Остров. В свою очередь это село было приемником сторожевого поста-поселения Сосновка, сооружённого стрельцами из так называемой тогда «плавной рати» или стрельцами, плававшими по рекам на небольших плоскодонных парусно-вёсельных судах. Пост-поселение Сосновка стрельцы построили на заросшем соснами волжском острове, названным по этой причине Сосновый в 1556 году в годы правления царя Ивана IV или Ивана Грозного для защиты южных рубежей российского царства от возможных неожиданных нападений со стороны сохранившихся боевых отрядов недавно покорённого Астраханского ханства и контроля за судами идущими из Каспийского моря Волжским торговым путём далее по Волге, в том числе для остановки и задержания так называемых в те времена судов «воровских» казаков.
Так мог выглядеть сторожевой пост на берегу реки в шестнадцатом веке. Панорамы города Хвалынска в наше время.
Кстати сказать, пост-поселение Сосновка был создан даже намного ранее поста-поселения с именем Саратов, который появился только в 1590 году, но со временем, как известно, стал центральным городом Саратовского наместничества, затем Саратовской губернии, а ныне Саратовской области.
Нижнее Поволжье, в которое входили земли начиная от астраханских до будущих саратовских земель, для Руси в те времена имело, даже можно смело сказать, стратегическое значение. Именно из-за обладания землями Нижнего Поволжья и случилась начатая Османской империей первая в истории России Русско-турецкая война 1568-1570 годов, увенчавшаяся победой русских войск.
В 1606 году пост-поселение Сосновка из-за постоянных весенних паводков был перенесён с острова Сосновый на правый берег Волги, при этом он получил статус села под именем Сосновый Остров.
Остров Сосновый на фотографии пятидесятых годов прошлого века (в 1967 году после завершения строительства Саратовской ГЭС и появления Саратовского водохранилища остров Сосновый полностью погрузился в волжские воды).
В семнадцатом веке, несмотря на множество исторических событий произошедших в России начиная от Смутного времени и перехода в 1613 году державной царской власти от представителей княжеского рода Гостомысло-Рюриковичей к представителям боярского рода Романовых до казачье-крестьянского бунта 1667-1671 годов возглавляемого Степаном Разиным, жители села Сосновый Остров в основном вели тихую провинциальную жизнь и занимались теми привычными делами, которые они вели и ранее, а именно рыболовством, выращиванием зерновых культур, разнообразных овощей и их торговлей, в том числе на традиционных весенних и осенних сельских ярмарках.
Село Сосновый Остров находилось рядом с так ныне называемыми Хвалынскими горами, в которых содержалось множество полезных природных ископаемых, таких как мел, гипс, глины, кварцевые пески и известняки, что способствовало развитию у жителей Хвалынска местных народных промыслов и строительного дела. Население села Сосновый Остров медленно и постепенно росло, в том числе за счёт переезда в него жителей соседних деревень.
Хвалынские горы в разное время года (они образовались в Мезозойскую эру, где-то двести пятьдесят миллионов лет назад и имеют наибольшую высоту до трёхсот семидесяти метров. На Приволжской возвышенности выше их только Жигулёвские горы. В 1994 году в районе этих гор был создан Хвалынский национальный парк).
В период казачье-крестьянского бунта Степана Разина его войско, сформировававшееся на донских землях, весной 1670 года пошло походом на земли Нижнего Поволжья и захватило Царицын, затем двинулось вниз по Волге и взяло Астрахань. Уверовав в свои силы, Степан Разин объявил о том, что идёт воевать на Москву, но не против царя Алексея Михайловича, а «бить» бояр-изменников, которые не дают ему править в интересах народа. Войско Степана Разина идя вверх по Волге к осени 1670 года захватило все встречавшиеся на пути поволжские сёла, поселения и города вплоть до Симбирска, в том числе летом того же 1670 года и село Сосновый Остров или будущий Хвалынск. Как и во всех сёлах, поселениях и городах захваченных войском Степана Разина в селе Сосновый Остров местная власть была заменена на так называемый казачий совет, представители которого бесплатно раздали жителям села все найденные продовольственные запасы у богатых сельчан и отменили все собираемые с них подати. Как известно, весной 1671 года войско Степана Разина царским войском было окончательно разбито, а сам Степан Разин и его брат Флор были пленены, доставлены в Москву, допрошены с пристрастием, то есть с применением пыток, после чего в начале июня 1671 года четвертованы на московской Болотной площади. Память о лихом казаке Степане Разине в Нижнем Поволжье, как известно, с той поры сохранилась у проживающих там людей в виде Утёса Степана Разина, который и в наше время привлекает к себе множество туристов.
Карта походов войска Степана Разина. Утёс Степана Разина на Волге (это самый первый рисунок утёса, сделанный в 1838 году художниками братьями Григорием и Никанором Чернецовыми). Утёс Степана Разина в наши дни (он находится в Саратовской области недалеко от села Белогорское на границе с Волгоградской областью. По легенде именно на нём в начале лета 1670 года какое-то время стоял лагерь Степана Разина).
В восемнадцатом веке жители села Сосновый Остров продолжали жить своей той же провинциальной жизнью, занимаясь, как и в прошлом семнадцатом веке, прежними привычными делами – рыболовством, выращиванием зерновых культур, разнообразных овощей, народными промыслами, строительством домов, проведением сезонных ярмарок.
В период казачье-крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачёва, развернувшегося в Российской империи в 1773-1775 годах и охватившего Оренбуржье, Южный Урал, Приуралье, Западную Сибирь, Среднее и Нижнее Поволжье, каких-либо документальных данных о стоянии в Сосновом Острове войск Емельяна Пугачёва не имеется, но при этом нельзя исключать, что отдельные жители села Сосновый Остров вполне могли примкнуть в те годы к пугачёвцам.
Территория Российской империи, охваченная Пугачёвским бунтом или Пугачёвщиной.
В 1780 году Указом императрицы Екатерины II село Сосновый Остров получило статус уездного города Саратовского наместничества и было переименовано в Хвалынск. Имеется несколько версий почему Хвалынск получил такое имя. По научной версии, выдвинутой в конце девятнадцатого века известным путешественником, учёным-естествоиспытателем и общественным деятелем Петром Семёновым-Тян-Шанским в его научных работах по географии России, город получил такое имя по названию кочевых племён хвалисов, обитавших в конце первого тысячелетия на приволжских землях прилегавших к Каспийскому морю, которое в силу этого в древней Руси называлось Хвалынским морем. По другой версии, больше похожей на историческую легенду, считается, что получением такого имени Хвалынск обязан императору Петру I. Как известно, император Пётр I в 1722-1723 годах совершал свой Персидский поход плывя со своим войском на речных стругах по Волге до Астрахани. Во время похода вниз по Волге, император Пётр I сделал короткую остановку у села Сосновый Остров и сошёл на берег. Хвалясь своим благополучием, жители села Сосновый Остров вывели ему навстречу козла с покрашенными золотой краской рогами. Император Пётр I от души рассмеялся и воскликнул: «Ну и хвальбуны же тут живут!».
В 1781 году уездный город Хвалынск получил и свой герб увенчанный золотой пятизубчатой короной, обозначавшей его принадлежность к Саратовскому наместничеству. На щите герба лазуревого цвета, символизировавшим Волгу, изображены две серебристого цвета стерляди, а в правом верхнем углу герба размещён ещё и вилообразный крест состоявший из трёх также серебристого цвета стерлядей, отражавший согласно геральдике, изобилие данной рыбы в том месте в Волге, на берегу которой и стоял Хвалынск.
Герб Хвалынска 1781 года. Герб Хвалынска 1999 года (в его левом углу расположен герб Саратовской области и он же, города Саратова).
При этом надо сказать, появление изображения стерляди на гербе Хвалынска, не исключено, связано с тем, что сторожевой пост-поселение Сосновка на острове Сосновом, как и потом село Сосновый Остров возникшее в 1606 году на правом берегу Волги, располагались на землях пожалованных царём Иваном IV ещё в 1685 году московскому мужскому Чудову монастырю или Чудову монастырю, ведущим своё начало с 1365 года или со времён правления князя Московского, великого князя Владимирского и князя Новгородского Дмитрия Донского. Чудов монастырь находился ни где-нибудь, а в самом московском Кремле и по преданию именно волжская стерлядь, вылавливаемая вблизи села Сосновый Остров, регулярно поступала для царского стола и в трапезную монастыря. В 1699 году по Указу императора Петра I земли Чудова монастыря в районе села Сосновый Остров были приумножены и для их освоения в село Сосновый Остров переселили сотни крестьян из разных принадлежавших Чудову монастырю деревень.
Чудов монастырь на открытке 1917 года (начальное название монастыря Великая Лавра или «Чудо». В нём крестили сыновей и дочерей царя Ивана IV, а после рождения – будущих царей и императоров Алексея I, Петра I и Александра II. В 1929 году Чудов монастырь был снесён, а на его месте вскоре был построен четырёхэтажный административный корпус, который, кстати сказать, в 2016 году был полностью демонтирован).
В девятнадцатом веке в начальные годы правления императора Николая I, а именно в 1826 году, в ходе проведения очередной в Российской империи административной реформы был составлен план города Хвалынска, в черту которого были включены несколько находившихся рядом селений, а сам город стал перестраиваться с появлением в нём прямых улиц, городских кварталов и центральной площади. Кстати сказать, с тех времён городские границы Хвалынска остались практически неизменными.
В конце июня 1837 года в девятнадцатилетнем возрасте цесаревич Александр, старший сын императора Николая I, находясь в годичной ознакомительной поездке по центральным, приволжским, уральским, сибирским городам и весям Российской империи в сопровождении поэта Василия Жуковского и наставника Константина Арсеньева, кратковременно побывал и в Хвалынске. А в своём дневнике Василий Жуковский, после отъезда из Хвалынска, оставил о Хвалынске такую короткую, но существенную для истории Хвалынска запись: «Довольно-таки опрятный город».
В то же девятнадцатом веке Хвалынск при молчаливом отношении уездной власти стал постепенно заселятся старообрядцами и ко второй половине девятнадцатого века Хвалынск стал своеобразным и довольно-таки значимым в Нижнем Поволжье и Среднем Поволжье старообрядческим центром.
Напомню читающим эту заметку, что к старообрядцам на Руси относились и сегодня относятся те российские христиане, которые не приняли проводимую в 1653-1655 годах, не без одобрения правящего тогда на Руси царя Алексея Романова, патриархом Никоном реформу Русской христианской церкви, направленную на возвышение Русской христианской церкви во всём христианском мире и своеобразному желанию Русской христианской церкви превратить Москву в христианском мире в так называемый «Третий Рим». В России внедрение в ходе церковной реформы патриархом Никоном богослужения по примеру греческой христианской обрядности, установление единообразных правил церковной жизни, исправление церковных книг, содержащих много ошибок и искажений текстов в сравнении с греческими оригиналами, замена при крестном знамении двуперстия на троеперстие, а земных поклонов – поясными, привело в конечном итоге к расколу в Русской христианской церкви и появлению старообрядцев. Яростные гонения на старообрядцев начавшиеся в ходе и после завершения патриархом Никоном реформы Русской церкви, к началу девятнадцатого века постепенно стали затихать и все те старообрядцы, которые ещё не покинули Россию и не разъехались по всему миру, стали её верными согражданами.
Старообрядцы в окрестностях Хвалынска основали ряд мужских и женских монастырей, а в городе развернули несколько иконописных мастерских, свято соблюдая при написании икон традиции заложенные в этом деле ещё в первые столетия появления христианской религии. Среди старообрядцев, поселившихся в Хвалынске, было немало купцов, в основном, третьей гильдии. Именно благодаря им в Хвалынске появились первые двухэтажные кирпичные дома, часть улиц и центральная площадь были выложены камнем, перестроена речная пристань, появилась двадцатишести метровая кирпичная пожарная каланча, водонапорная башня, проложен водопровод с колонками, которыми пользовались городские жители. В Хвалынске, где проживало не более десяти тысяч человек, были возведены шесть церквей, в том числе старообрядческие, а в его окрестностях появились и старообрядческие женские и мужские монастыри.
Виды Хвалынска на фотографиях последних десятилетий девятнадцатого века. Старообрядческий женский монастырь в Черемшанах недалеко от Хвалынска.
Открылись в Хвалынске и многочисленные мастерские, а в 1867 году на основе одной из таких мастерских был создан и небольшой судоремонтный заводик, названный по фамилии его владельца Алексеевским. Единственное, чем был обижен Хвалынск в том промышленном для России девятнадцатом веке, так это тем, что при строительстве в 1871 году железной дороги Тамбов-Саратов, её ответвление от города Аткарска дошло только до города Вольска. В дальнейшем эта железная дорога из Вольска была продолжена на Сызрань минуя Хвалынск, а ближайшая железнодорожная станция стала находится, как и ныне, где-то в тридцати километрах от Хвалынска.
О городе Хвалынске в Российской империи до 1892 года, ручаюсь, мало кто знал. Российскую «известность» ему принёс так называемый «холерный бунт», случившийся в нём в том году в ходе эпидемии холеры в России в 1892-1895 годах. Холера, начавшаяся в Нижнем Поволжье, вскоре охватила всю европейскую территорию Российской империи. Несмотря на все усилия уездной власти, число умерших от холеры в Хвалынске росло с каждым днём, и какие-то невыясненные подстрекатели обвинили в этом городского врача Александра Молчанова, якобы не принявшего достаточных мер для нераспространения в городе холеры. Часть разъярённых жителей Хвалынска, чьи родные умерли от холеры, ворвались в уездную больницу и с особой жестокостью растерзали несчастного врача Александра Молчанова. Об этом стало известно в Санкт-Петербурге и все столичные газеты, как говорится, на первых полосах описали все ужасы произошедшего в Хвалынске убийства ни в чём ни повинного врача.
В двадцатое столетие Хвалынск вошёл также тихо и незаметно, как и в предыдущее до этого века. В городе к тому времени имелось всё необходимое для осуществления его повседневной деятельности. А сохранившиеся фотографии дают нам сегодня наглядное представленные об облике Хвалынска тех лет.
Февральские события произошедшие в Российской империи, а затем и октябрьские события в России, приведшие в конечном итоге к коренным политическим и социальным изменениям в стране, из-за малочисленности в небольшом провинциальном Хвалынске представителей партии большевиков и других политических партий, не сильно отразились на укладе жизни как самого города, так и большинства его жителей.
Для организации в Хвалынске советской власти в него был отправлен питерский рабочий-большевик Василий Кирпичников, который нашёл в городе лиц сочувствовавших большевикам и вместе с ними 25 декабря 1917 года провёл первый уездный съезд Советов, который и установил в Хвалынске советскую власть, создав затем соответствующие властные органы. В городе из добровольцев, признавших советскую власть, был создан военный отряд численностью до двухсот человек вооружённый винтовками и пулемётами присланными из Сызрани, который вскоре после короткого боя захватил находившееся в то время в Хвалынске военно-топографическое училище и распустил, как говорится, всех его преподавателей и юнкеров на все четыре стороны, выдав всем им перед этим отпускные билеты на три месяца.
Весной 1918 года в Советской России началась Гражданская война, которая вскоре охватила всё Поволжье. Затронула она и Хвалынск. Так в середине июля 1918 года до десяти пароходов речной флотилии Белой армии подошли по Волге к Хвалынску, а севера к городу подступил вооружённый отряд чехословаков. Как известно, в марте 1918 года пленённые в ходе Первой мировой войны на российских фронтах чехословаки по Транссибирской магистрали были отправлены во Владивосток, чтобы из него на кораблях доплыть до Франции, а из неё добраться домой, в мае того же 1918 года подняли по всему транссибирскому пути следования вооруженный мятеж против советской власти и активно поддержали Белую армию.
Небольшой отряд Красной армии, не принимая боя покинул Хвалынск, и советская власть в городе была упразднена. Красноармейцы, посланные в конце июля из Саратова для освобождения Хвалынска, не сумели выбить белоармейцев из города. Хвалынск был освобождён от белоармейцев только в середине сентября 1918 года, а в октябре в Хвалынск на пароходе прибыл сам товарищ Троцкий, тогда занимавший должность Народного комиссара по военным и морским делам РСФСР. На митинге, организованным по этому поводу, Лев Троцкий выступил с пламенной речью, выразив ней благодарность красноармейцам за взятие Вольска и Хвалынска.
Но советская власть после этого в Хвалынске продержалась недолго. Уже в конце сентября Хвалынск вновь был захвачен отрядами Белой армии и чехословаков, а через день после этого был освобождён наступавшими частями Красной Армии. Кстати сказать, в освобождении Хвалынска и соседних поволжских городов от белоармейцев, активное участие принимала и дивизия, командиром которой тогда был всем нам известный Василий Чапаев. В начале октября всё того же 1918 года советская власть в Хвалынске была окончательно восстановлена. При всём этом надо сказать, что положение советской власти даже после окончания Гражданской войны в 1920 году в Поволжье, как, впрочем, и во многих других регионах Советской России несколько лет было не таким уж и прочным. Только в 1920-1921 годах, то в одних, то в других селах, поселения, городах и губерниях Советской России против советской власти вспыхивали вооруженные выступления в основном крестьян и отдельных воинских частей, к крупнейшим из которых можно отнести восстание матросов в Кронштадте, бандитские рейды отряда под началом Нестора Махно по южноукраинским землям, крестьянские восстания в Чувашии, в Тамбовской губернии, возглавляемое Александром Антоновым и в Западной Сибири. В те же годы во многих центральных и приволжских губерниях бандитствовали и вооружённые отряды сформировавшиеся из остатков войск и отрядов Белой армии после их разгрома в ходе Гражданской войны и из тех крестьян, кто был против проводимой советской властью в сёлах и деревнях так называемой «продразверстки», в которой у них отнимали почти все запасы зерна, обрекая тем самым их семьи на голодное вымирание. Один из таких бандотрядов численностью где-то до трёхсот человек под началом атамана Фёдора Попова 17 апреля 1921 года захватил Хвалынск и творя грабежи домов и горожан удерживал город четыре дня. Выбитый из Хвалынска бандотряд Фёдора Попова в мае того же 1921 года в окрестностях Хвалынска был полностью разгромлен красноармейскими частями, а сам он был убит в одном из боёв.
Мирная жизнь в Хвалынске продолжалась, как во всём Советском Союзе до 22 июня 1941 года. Военные действия, развернувшиеся в советской стране в Великой отечественной войне против войск фашисткой Германии, не затронули Хвалынск напрямую, но, как известно, ниже по Волге с июля 1942 года по февраль 1943 года в Сталинграде шла грандиозная битва мирового значения, завершившаяся разгромом шестой фашистко-германской армии генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. Все приволжские города, включая и Хвалынск, в это время фактически превратились в прифронтовые города, помогая воинам-сталинградцам всем тем, чем они могли помочь.
Послевоенная жизнь Хвалынска мало чем отличалась от жизни таких же, как и он, небольших советских городков. В настоящее время в Хвалынске проживает где-то около четырнадцати тысяч человек. В городе бережно сохраняется наследие прежних веков, рядом с каменными домами девятнадцатого века и начала двадцатого века соседствуют и старые деревянные дома, украшенные разными резными кокошниками и пилястрами. Украшает Хвалынск и единственный в городе действующий с 1990 года пятиглавый с шатровой колокольней Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, освящённый ещё в 1914 году.
Кстати сказать, пять из шести церквей, построенных и освящённых в Хвалынске во второй половине девятнадцатого века и в начале двадцатого века, были снесены в тридцатых годах прошлого века, в так называемые годы богоборчества.
А в одном из самых красивых двухэтажных особняков, построенных в Хвалынске в середине девятнадцатого века, находится ныне краеведческий музей. Ранее этот особняк принадлежал главе хвалынской старообрядческой общины купцу Михаилу Михайлову, а далее, по наследству перешёл одному из представителей рода всем нам известного писателя Александра Радищева Михаилу Радищеву, не только тогда городскому судье, но и местному краеведу. Именно благодаря ему и удалось спасти от растаскивания найденный под Хвалынском в 1903 году клад эпохи бронзового века. Ныне часть этого клада выставлена в Государственном историческом музее Москвы, а другая часть, в хвалынском краеведческом музее.
Здание краеведческого музея в Хвалынске, открытого в 1899 году. Экспозиция его отдельных залов.
В этом же краеведческом музее Хвалынска выставлены и уникальные иконы, написанные в византийской манере начиная с шестнадцатого века, спасённые в двадцатых годах прошлого века из старообрядческих монастырей, находившихся тогда в пригороде Хвалынска.
Как известно, Хвалынск является и родиной художника Кузьмы Петрова-Водкина. В 1912 году он написал свою самую значимую картину «Купание красного коня», которая принесла ему мировую известность. Кстати сказать, наброски к ней он подготовил в своём родном городе Хвалынске.
Кузьма Петров-Водкин на автопортрете 1918 года (его годы жизни 1878-1939. Он известен ещё и тем, что 1930 году им была написана и затем издана автобиографическая повесть «Хлыновск». Причины, почему в её названии Кузьма Петров-Водкин так исказил имя своего родного города, так и остались неизвестными). Картина «Купание красного коня» (её размеры 160×186 сантиметров. В 1961 году она была выкуплена из частной коллекции и выставлена в Третьяковской галерее).
В Хвалынске сохранился деревянный домик 1896 года постройки, который Кузьма Петров-Водкин приобрёл для родителей в 1905 году. Сегодня в нём находится мемориальный музей его имени. Также в Хвалынске с 1960 года, в каменном доме постройки 1871 года, действует и Картинная галерея имени Кузьмы Петрова-Водкина. А в 2016 году в центре Хвалынска возле Картинной галереи был установлен и памятник художнику Кузьме Петрову-Водкину.
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 19 сентября 2025 года.
Присоединяйтесь к чтению и других моих заметок. Подключайте к этому родных людей, друзей и знакомых!
Мой канал «Феофан грек собиратель» в Дзене подключён к системе материальной поддержки авторов заметок. После входа в мой канал в окне «Поддержите автора» нажмите «Поддержать» и, как говорится, принимайте соответствующее решение!
Мои заметки выходят периодически по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для их распространения другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!