— Галочка, ты что, совсем плохо себя чувствуешь? — спросила Лидия Михайловна у соседки по лестничной площадке. — Твоя Наташка звонила, говорит, ты уже третий день не встаешь.
— Да что там, — махнула рукой Галина Петровна. — Давление скачет, голова кружится. Возраст, знаешь ли.
— Ну так надо к врачу сходить, — посоветовала Лидия Михайловна.
— Врачи нынче... Только таблетки выписывают да деньги дерут.
Наташа тем временем собиралась к свекрови. Вчера разговаривала с ней по телефону, голос у Галины Петровны был слабый, жаловалась на недомогание. Сказала, что лежит уже несколько дней, кушать толком не может.
— Слушай, может, мне к твоей маме съездить? — предложила Наташа мужу Андрею за завтраком.
— А что случилось? — удивился тот.
— Да плохо ей вчера было, когда звонила. Голос совсем слабенький. Может, что-то серьезное?
— Мама вечно что-то придумывает, — отмахнулся Андрей. — То у нее сердце болит, то давление. А потом оказывается, просто внимания хочет.
— Андрей, не говори так! — возмутилась Наташа. — Она же твоя мать. И потом, женщина уже немолодая, может, правда что-то не так.
— Ладно, езжай, если хочешь, — согласился муж. — Только не таскай ей всякие деликатесы. У нее и так холодильник забит.
Наташа купила в магазине творог, кефир, бананы — все, что обычно рекомендуют больным. Подумала еще, не взять ли лекарства какие, но решила сначала послушать, что именно болит.
К дому свекрови добиралась почти час на автобусе. Галина Петровна жила в старом районе, в пятиэтажке без лифта. На третий этаж Наташа поднималась не спеша, пакеты с продуктами были тяжеловаты.
У двери остановилась, прислушалась. Из квартиры доносилась музыка. Негромкая, но отчетливая. Наташа удивилась — неужели свекровь радио слушает, лежа в постели?
Нажала на звонок. Музыка стихла не сразу, потом послышались шаги.
— Кто там? — спросил голос Галины Петровны. Голос, кстати, звучал вполне бодро, не как у тяжело больного человека.
— Это я, Наташа.
Замок щелкнул, дверь приоткрылась.
— Наташенька! — воскликнула свекровь. — Что ты тут делаешь?
Наташа с удивлением рассматривала Галину Петровну. Никаких признаков болезни не было и в помине. Свекровь стояла в красивом спортивном костюме, волосы аккуратно уложены, на щеках румянец.
— Как что? Ты же вчера говорила, что болеешь. Я продукты принесла, хотела узнать, может, врача вызвать надо.
— А... да, — замялась Галина Петровна. — Сегодня уже лучше стало. Проходи, проходи.
Наташа вошла в прихожую и тут же услышала шорох из комнаты, как будто кто-то торопливо убирает что-то или прячется.
— У тебя гости? — спросила она.
— Нет, что ты, — поспешно ответила свекровь. — Телевизор работает, наверное, ты это слышишь.
Но из комнаты определенно доносились приглушенные голоса, не телевизионные.
— Галина Петровна, а можно водички попить? — раздался женский голос из глубины квартиры.
Свекровь покраснела как школьница, застигнутая на месте преступления.
— Это... соседка зашла, — пробормотала она.
Наташа прошла в комнату и обомлела. Посреди гостиной стояли четыре женщины примерно одного возраста с Галиной Петровной. Все в спортивных костюмах, все слегка раскрасневшиеся и явно не от болезни.
— Ой, — пискнула одна из них, темноволосая с короткой стрижкой. — А мы думали, Галя, это твой Андрюша пришел.
— Девочки, знакомьтесь, — растерянно произнесла Галина Петровна. — Это моя невестка Наташа. Наташа, а это мои подруги — Людмила Васильевна, Роза Ильинична, Валентина Степановна и Нина Александровна.
Женщины поздоровались, но атмосфера в комнате была напряженная. Было ясно, что Наташа помешала чему-то, что не предназначалось для посторонних глаз.
— А что вы тут делаете? — прямо спросила Наташа, хотя и догадывалась.
— Мы... — начала было свекровь.
— Да что тут скрывать! — перебила ее Роза Ильинична, полная женщина с веселыми глазами. — Танцуем мы! И что в этом такого?
— Танцуете? — переспросила Наташа.
— А что, нельзя что ли? — встряла Людмила Васильевна. — Мы же не на дискотеке, дома, между собой.
— Конечно, можно, — опомнилась Наташа. — Просто... Галина Петровна, вы же говорили, что болеете.
Свекровь опустила глаза.
— Я не хотела обманывать. Просто... Андрей бы не понял.
— Что именно он не понял бы?
— Ну как это... в нашем возрасте... танцы, — пробормотала Галина Петровна.
— Да ладно тебе, Галь! — воскликнула Нина Александровна, худощавая дама в очках. — Не стыдись так! Мы занимаемся, между прочим. Это полезно для здоровья.
— Занимаетесь? — заинтересовалась Наташа.
— Да! — охотно подхватила Валентина Степановна. — Уже полгода ходим в клуб. Там такие танцы разные изучают — и бальные, и народные, и современные даже.
— И зачем же вы здесь собираются, а не в клубе?
— Так сегодня же воскресенье, — объяснила Роза Ильинична. — А нам так понравилось, что мы решили и дома репетировать. Галя места больше всех имеет.
Наташа оглядела комнату. Действительно, мебель была сдвинута к стенам, в центре освободилось довольно много места.
— И давно вы этим занимаетесь?
— Полгода уже, — повторила Валентина Степановна. — Случайно узнали про этот клуб. Там в основном наш контингент собирается — от пятидесяти и старше. Очень хороший инструктор, молодой мужчина. Терпеливый такой.
— А что Андрей-то не знает? — спросила Наташа у свекрови.
— Знает, что в клуб какой-то хожу, — призналась Галина Петровна. — Но я сказала, что это кружок рукоделия.
— Зачем же обманывать?
— А ты не знаешь моего сына? — грустно улыбнулась свекровь. — Он скажет: в твоем возрасте пора думать о внуках, а не скакать как молодая.
— Да не скачем мы! — возмутилась Людмила Васильевна. — Мы культурно танцуем. Польку там, вальс.
— И румбу, — добавила Роза Ильинична. — Вчера румбу разучивали.
— Румбу? — удивилась Наташа.
— А что такого? — встряла Нина Александровна. — Красивый танец. И полезный, между прочим. Для позвоночника, для суставов.
— Девочки, а может, покажем Наташе? — предложила вдруг Валентина Степановна. — А то она думает, мы тут непонятно что вытворяем.
— Давайте! — обрадовалась Роза Ильинична.
— Не надо, — засмущалась Галина Петровна. — Наташа еще подумает...
— Что я подумаю? — искренне удивилась Наташа. — Наоборот, интересно посмотреть.
— Ну тогда... — Галина Петровна подошла к музыкальному центру. — Девочки, ставим румбу?
— Румбу! — хором согласились подруги.
Зазвучала ритмичная, но не слишком быстрая музыка. Четыре женщины выстроились в ряд и начали двигаться. Наташа с удивлением наблюдала за их движениями. Никакого смешного или нелепого в их танце не было. Наоборот — они двигались грациозно, слаженно, явно хорошо выучив движения.
— Красиво! — невольно восхитилась Наташа, когда музыка закончилась.
— Правда? — обрадовалась Галина Петровна.
— Очень красиво. И никто не выглядит смешно или неуместно.
— Мы старались, — с гордостью сказала Людмила Васильевна. — Инструктор говорит, у нас способности есть.
— А еще мы вальс умеем, — похвасталась Роза Ильинична. — И танго начали изучать.
— Танго? — ахнула Наташа.
— Аргентинское танго, — уточнила Нина Александровна. — Сложноватое, конечно, но очень красивое.
— А сколько вам лет, девочки, если не секрет?
— Мне шестьдесят два, — призналась Валентина Степановна.
— А мне шестьдесят пять, — добавила Людмила Васильевна.
— И что? — спросила Роза Ильинична. — Мы что, в могилу должны лечь? Пока ноги ходят, будем танцевать.
— Правильно, — согласилась Наташа. — А что, много народу в вашем клубе?
— Человек двадцать постоянно ходят, — рассказала Нина Александровна. — И мужчины есть, представляете?
— Мужчины тоже танцуют?
— Конечно! — засмеялась Галина Петровна. — Николай Петрович, например. Ему семьдесят, а как танцует! Лучше молодых.
— И Виктор Семенович, — добавила Валентина Степановна. — Правда, он помоложе, ему только пятьдесят восемь.
— А жены не против?
— У Николая Петровича жена тоже с нами ходит, — объяснила Роза Ильинична. — А у Виктора Семеновича жены нет, он вдовец.
— Интересно, — задумчиво произнесла Наташа. — А сколько стоят занятия?
— Совсем недорого, — сказала Людмила Васильевна. — Две тысячи в месяц. За восемь занятий.
— И что, весело там?
— Очень! — хором ответили женщины.
— Мы даже концерт готовим, — с гордостью сообщила Галина Петровна. — В Доме культуры будем выступать.
— Серьезно?
— Да! На День пожилого человека, — объяснила Нина Александровна. — Нам уже костюмы сшили.
— Какие костюмы?
— Красивые такие, — мечтательно произнесла Валентина Степановна. — Для вальса — длинные платья. А для танго — черные, с красными вставками.
— И вы не боитесь выступать на публике?
— А чего бояться? — пожала плечами Роза Ильинична. — Мы же не на сцену Большого театра идем. В районном Доме культуры выступим, перед такими же, как мы.
— Наташенька, — вдруг сказала Галина Петровна. — А ты никому не расскажешь? Андрею особенно?
— Почему? — удивилась Наташа.
— Ну он же не поймет. Скажет, что в моем возрасте надо внуков нянчить, а не по танцам бегать.
— Галина Петровна, а почему вы думаете, что он не поймет? Может, он как раз обрадуется, что вы не дома сидите, а активной жизнью живете?
— Не знаю, — неуверенно протянула свекровь. — Он у меня консервативный. Считает, что женщина в возрасте должна быть степенной.
— Но вы же не на дискотеку ходите, а на культурные занятия, — резонно заметила Наташа.
— Так-то оно так, — согласилась Людмила Васильевна. — Но понимаешь, дорогая, дети нынче какие-то... Они думают, что после пенсии мы должны только внуков воспитывать да на лавочке сидеть.
— Да, — поддержала Роза Ильинична. — Моя дочка, когда узнала про танцы, так и сказала: мама, ты в своем уме? В твоем возрасте такими глупостями заниматься.
— А что глупого в танцах? — возмутилась Наташа.
— Вот и я говорю! — обрадовалась Нина Александровна. — Танцы — это красота, это здоровье, это радость.
— И общение, — добавила Валентина Степановна. — У нас там такая компания дружная собралась.
— Мы даже после занятий иногда в кафе идем, — призналась Галина Петровна. — Чай пьем, обсуждаем новые танцы.
— Замечательно! — искренне сказала Наташа. — По-моему, вы молодцы.
— Правда думаешь? — с надеждой спросила свекровь.
— Конечно! Лучше танцевать, чем дома болеть от скуки.
— А ты Андрею расскажешь?
— А вы хотите, чтобы я рассказала?
Галина Петровна задумалась.
— Знаешь что, — сказала она наконец. — Расскажи. Может, он и правда нормально отнесется.
— Обязательно расскажу, — пообещала Наташа. — И покажу, если хотите.
— Как покажешь?
— Ну, можно ведь снять на телефон, как вы танцуете. Пусть увидит, что тут ничего стыдного нет.
— Ой, а давайте! — воскликнула Роза Ильинична. — Снимем вальс!
— Девочки, а может, и правда не стоит прятаться? — задумчиво произнесла Людмила Васильевна. — Мы же ничего плохого не делаем.
— Конечно, не стоит, — поддержала Наташа. — Наоборот, можно гордиться. Не каждая женщина в вашем возрасте решится на такое.
— Ну тогда... — Галина Петровна включила другую мелодию. — Девочки, вальс!
Наташа достала телефон и начала снимать. Четыре женщины плавно кружились под музыку, и действительно выглядело это красиво и трогательно. Никакой пародии или комичности — настоящий танец, исполненный с душой.
— Какие вы молодцы, — повторила Наташа, когда съемка закончилась. — Андрей удивится.
— А может, он тоже захочет научиться? — мечтательно предположила Галина Петровна.
— Может быть, — улыбнулась Наташа. — Во всяком случае, попробовать стоит.
Женщины собрались уходить. Прощались долго, обсуждали завтрашнее занятие в клубе.
— Наташенька, спасибо тебе, — сказала Галина Петровна, когда они остались одни. — За понимание.
— Да за что спасибо? Вы живете полной жизнью, это замечательно.
— А то я уж думала, что секрет мой раскрылся, и теперь все меня осуждать будут.
— Наоборот, будут восхищаться, — заверила Наташа. — И правильно сделают.
Домой она ехала в прекрасном настроении. Вечером показала видео мужу.
— Не может быть! — изумился Андрей. — Это правда моя мама?
— Твоя. И как тебе?
— Честно? Здорово! Никогда бы не подумал, что она на такое способна.
— Вот видишь. А ты говорил, что она внимания хочет.
— Да уж, — почесал затылок Андрей. — Видно, я маму плохо знаю. А может, и нам попробовать?
— Танцы? — обрадовалась Наташа.
— А почему нет? Если пенсионеры могут, то и мы справимся.
И через неделю они уже втроем — Наташа, Андрей и Галина Петровна — стояли в танцевальном зале, слушая объяснения молодого инструктора.
— Сегодня начнем с простого вальса, — говорил он. — Раз-два-три, раз-два-три...
А Галина Петровна улыбалась и думала, как же хорошо, что больше не нужно врать и прятаться. И как замечательно, что в любом возрасте можно начать что-то новое.