Часть 5 - https://dzen.ru/a/aMu2-vAc2wseRRLv?share_to=link
Социалистическая 92
Построен в 1888 г
Гербер Александр Петрович 1904
Калашникова Ольга Федоровна 1908
Магдесиев Хугас Богдасарович 1915
Леонид Санкин: «Угловой дом на южной стороне. Принадлежавший сперва Александру Петровичу Герберу, а затем Хугасу Богдасаровичу Магдесиеву. Мы знаем, что его сын, Лусаген Хугасович Магдесиев, 21 января 1920 года был арестован, приговорен к ревтрибуналам при 11-м кавалерийском корпусе дивизии 1-й конной за контрреволюционную деятельность к высшей мере наказания. Но ввиду отмены смертной касти согласно постановлению Совнаркома, заключённой 5 лет в ростовскую тюрьму, дальнейшая судьба сына собственника этого здания нам неизвестна.»
https://www.youtube.com/watch?v=NOMoBNQb4lE
Герберг- первый еврейский купец, который поселился в Ростове-на-Дону при содействии войскового атамана М. И. Платова в 1817 году. 12
В делах городского архива, начиная с 1825 года, Герберг упоминается как торговец мануфактурой. 12
Сын Герберга Михаил был владельцем дома №33 на Большой Садовой улице, а внуки Роман и Александр — хозяевами этого дома вплоть до событий 1917 года
Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться в середине первого десятилетия 19 в. за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины, присоединенных к России после трех разделов Польши. По 6-й ревизской сказке Ростовского городского магистрата от 1811 г. здесь проживало 20 еврейских семей-мещан общей численностью не менее 150-200 человек. Первым еврейским купцом, поселившимся здесь в 1817 г. был Н. Герберг.
Важную роль играли евреи в деятельности Ростовского биржевого комитета в 1882-1917 гг. Немало евреев было также среди врачей, присяжных поверенных и их помощников. В городской думе интересы евреев в разные годы представляли И. Ф. Волкенштейн, Ф. О. Гнесин (ростовский раввин с 1863 по 1888 гг.), Г. Е. Коган, Я. М. Брайловский, Г. О. Луцкий, Х. Н. Герберг, А. Я. Фельдман и др.
https://web.archive.org/web/20090918062353/http://www.feor.ru/info/hi/id234/
Известный ростовский историк-краевед Михаил Краснянский упоминал о первом еврейском купце Н. Герберге (его потомки стали Герберами), которому войсковой атаман М. И. Платов разрешил, очевидно, не позднее 1817 года поселиться в Ростове-на-Дону. В делах городского архива, начиная с 1825 года, он упоминается как торговец мануфактурой.
Известно, что в 1836 году, при общей численности населения Ростова-на-Дону в 8 100 человек, еврейская община насчитывала всего 73 человек (7 купцов, остальные мещане), не считая членов семей. Через 10 лет ее численность достигла 289 человек
Появление евреев на Нижнем Дону, вероятно, относится к середине первого десятилетия XIX в. Известный ростовский историк-краевед М. 3. Краснянский упоминал о первом еврейском купце (Н.?) Герберге (его потомки стали Герберами), которому войсковой атаман М. И. Платов разрешил, очевидно, не полнее 1817 года поселиться в Ростове-на-Дону. В делах городского архива он упоминается как торговец мануфактурой, начиная с 1825 г. Его сын Михаил был владельцем большого дома на Б. Садовой, 33 (ныне в нем Управление МВД по Ростовской обл.). Его внуки Роман и Александр оставались владельцами дома до 1917 года.
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=173
Современный вид:
9. Улица Социалистическая 94. «Водолечебница и гостиница доктора И.Г. Рындзюна», кон. XIX в.
(снесен)
Здание построено в конце ХIХ века как доходный дом. В оформлении его использован кирпичный классицистический декор.
В композиции фасада преобладают две крайние раскреповки. Западная акцентирует въезд во двор. Раскреповки выделены двухъярусными коринфскими порталами, увенчанными над карнизом ступенчатыми аттиками с люкарнами. Основанием порталов служат массивные декоративные кронштейны, лопатки над которыми обработаны пирамидальным рустом.
Архитектурный облик здания формируют: неглубокая рустовка стен, наличники полуциркульных окон третьего этажа в виде лопаток и архивольтов, второго – контрналичниками, дугообразными сандриками, декоративные замки окон первого этажа, подоконные вставки двух нижних ярусов, эдикулы на окнах раскреповок, междуэтажный пояс с зубчиками над первым этажом, венчающий карниз и фриз с рядом декоративных кронштейнов и др.
В едином стиле с фасадом выполнены двухстворчатые филёнчатые полотна парадных дверей. Их полотна украшены резными фронтончиками с картушами, коринфскими колонками, розетками, профилированными окантовками и др.
Заменены полотна ворот, два балкона и два вновь устроены, разрушено завершение одного аттика.
Здание Г-образное в плане, трёхэтажное, с многоскатной крышей; кирпичное, с кирпичным декором.
Памятник архитектуры конца ХIХ века – доходный дом, отражает неоклассическое направление эклектики и стилистическое многообразие застройки исторического центра.
http://www.donvrem.dspl.ru/archPlaceArtText.aspx?pid=12&id=2798
СНЕСЕН
2013.
16. Социалистическая, 94
«Водолечебница и гостиница доктора И.Г. Рындзюна», кон. XIX в.
Первоначально снести здание собирались еще в 2009, но усилия ВООПИиК и нашего объединения тогда изменили ход событий и оно было повторно внесено в реестр объектов культурного наследия.
Спустя пару лет, дом был продан администрацией с торгов и попал в частные руки. По условиям продаж этот ОКН должен был реконструироваться в рамках утвержденного проекта реставрации.
В 2013 году его разобрали.
А вот дальше что-то пошло не так и на этом месте до сих пор пустырь с частичным остовом бывшей водолечебницы.
Что сейчас:
https://www.moyfasad.org/search?q=социалистическая
Матильда Борисовна Рындзюн (урождённая Райвич) — жена известного доктора медицины Ильи Рындзюна, основателя одной из первых водолечебниц в России в Ростове-на-Дону. 35
Матильда Борисовна окончила в Киеве математический факультет, но не стала заниматься математикой, а посвятила себя семье. 5
Некоторые факты из жизни Матильды Борисовны:
- В 1904 году участвовала в выборах уполномоченных городского кредитного общества и председательницы его правления — первая из женщин в Ростове. 4
- Владела доходным домом на улице Серафимовича, 89, построенным в 1913 году в стиле модерн. 1
- У Ильи и Матильды было три дочки и один сын. Самая младшая дочь стала заслуженным скульптором Советского Союза, а единственный сын Владимир был журналистом, заведовал ростовской добровольческой газетой «Жизнь», затем эмигрировал в Париж и сотрудничал с эмигрантской печатью. 1
Серафимовича, 89.
Доходный дом Матильды Борисовны Рындзюн.
1913 год.
Архитектор: Леонид Федерович Эберг.
Матильда Борисовна Рындзюн - жена Ильи Гилелеевича Рындзюн, известного врача, чья водолечебница, уже к сожалению снесенная, располагалась в трехэтажном доме как раз сзади этого.
https://vk.com/wall-5512294_132
Памяти Матильды Борисовны, ее мужа и дома. Послесловие.
Статья, название которой в титуле этой, ЗДЕСЬ
В течение уже многих лет в Ростове сносят старинные дома, среди которых есть уникальные здания, настоящие памятники архитектуры прошлых столетий. Законы нового времени позволяют теперь купить у государства практически любое строение и сделать с ним все, что заблагорассудится. Владелец может перестроить, надстроить и даже снести здание, состоящее в реестре памятников культурного наследия. А если очень хочется, то можно волшебным образом вывести его из реестра, как бы случайно поменяв адрес. Хорошо, если владелец сохранит, хотя бы его внешний облик, но, как правило, несчастное здание отдается на потребу бомжам и атмосферным осадкам на несколько лет, а потом, под предлогом крайней ветхости, сносится.
Так произошло с известным домом - водолечебницей Ильи Галилеевича Рындзюн на ул. Социалистической, 94.
Здание, построенное в конце девятнадцатого века, после отселения жильцов, довольно долго простояло бесхозным, горело, не то по заказу, не то случайно, отчего у него обвалились перекрытия.
Наконец было обнесено строительным забором и осторожно разобрано. Осторожно, потому что своей тыльной стороной оно примыкало к другому зданию, расположенному по ул. Серафимовича, 89, построенному уже в 1913 году известным архитектором Леонидом Федоровичем Эбергом.
Оно было пристроено и соединено внутренними лестницами с домом по ул. Серафимовича 91.
Вместе все три строения принадлежали Матильде Борисовне Рындзюн – жене врача Ильи Галилеевича, образовывали общий двор и по периметру соединялись друг с другом. Когда стали разрушать здание по ул. Социалистической 94, возникла угроза обрушения дома на Серафимовича 89, а за ним и дома 91. А в этих двух домах еще живут люди. Пришлось оставить кусок бывшей водолечебницы в качестве подпорки, теперь безобразно выглядывающей из-за забора.
Здание водолечебницы нуждалось в реставрации как памятник культурного наследия, но для чиновников, считающих подобные дома рухлядью, оно никакой ценности не представляло. Поскольку сразу снести его из-за волнения общественности не представлялось возможным, оставалось ждать, когда бомжи и стихии сделают свое дело. И сколько бы разговоров и споров на эту тему ни разгоралось, итог один – снос.
…А чиновница - специалист по охране памятников культуры охотно и подробно, рассказывала, как бюрократично продолжителен и волокитен процесс выявления и закрепления за строениями статуса «Памятника культурного наследия». Попутно она рассказала, почему приходится сносить здания, уже имеющие этот статус. Оказывается, проблема в том, что они очень ветхие, и в качестве примера привела снесенную в 2014 году водолечебницу Рындзюна, у которой обвалились перекрытия, умолчав при этом, сколько лет она простояла брошенной на произвол судьбы, словно все эти годы у нее не было хозяина. А потом она добавила, что и другое строение, когда-то принадлежавшее М. Б. Рындзюн, на ул. Серафимовича 89, кстати, уже являющееся памятником культурного наследия, тоже рухнет, когда на месте снесенной водолечебницы начнется строительство. А строительство не начнется, пока дома 89 и 91 тоже не будут снесены, т.к. их подпирает недоразрушенный кусок строения 94 по Социалистической улице. Другими словами, эти дома приговорены. И не имеет значения, состоят они в реестре памятников архитектуры или нет.
Непонятно, что заставляет властные структуры, вместо того, чтобы сносить строения, уже не имеющие признаков культурного наследия, которых еще предостаточно в центре Ростова, с упорством, достойным лучшего применения, разрушать памятники истории?
Рядом со зданием киностудии, помимо, незастроенных пустот, в соседнем квартале много одноэтажной застройки, совсем не украшающей одну из центральных улиц Ростова. Такое отношение к культуре родного города сопоставимо с вредительством, с которым необходимо жестко бороться.
Вредительство заключается не только в сносе исторических зданий. То самое заключение экспертизы о ветхости здания кинохроники попадет в итоге в анналы истории, осядет в архивных папках. И через несколько десятков лет краеведы, изучающие застройку Ростова 1950-х годов, найдут этот липовый документ и будут недоумевать, как здание той эпохи, за не очень большой срок, могло стать таким ветхим, что стало угрожать жизни и здоровью граждан.
Можно добавить еще памятники культурного наследия, обезображенные неумелой и непрофессиональной реставрацией. Отреставрированные до неузнаваемости, но оставаясь де-юре культурными памятниками, они перестают быть ими де-факто.
https://www.rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/pamjati_matildy_borisovny_ee_muzha_i_doma_posleslovie/1-1-0-402?ysclid=ma5vnwfakb371320852
Проливной дождь, зарядивший с утра 26 декабря ушедшего года, не помешал самым принципиальным доброхотам провести задуманную А|{цию прощания с архитектурным украшением Никольской улицы - трехэтажным старинным особняком на Социалистической, 94.
Участников акции, сочувствующих и просто зевак поили горячим чаем из старинного самовара на дровах и раздавали исторические сведения о доме, «откопанных» активистами объединения "МОЙФАСАД"в недрах ар}{ивов.
Не забывали и собирать подписи под петицией в Министерство культуры РО. Все голоса неравнодушных были прикреплены к заявке о повторном рассмотрении «историко-культурной ценности объекта» и отправлены в кабинеты Минкульта.
За самоварным столиком вместо бубликов антураж создавали разбухшие чемоданы, эмалированный чайник 50-х, растрепанная кукла. Это добро притащили энтузиасты, не побрезговавшие заглянуть в самое чрево дома.
Из самых ценных раритетов - винтажный кирпич с кJ|еймом ростовского завода Епифанова, из которого, собственно и сложена бывшая водолечебница Рындзюнов.
Выпив чайку и чего покрепче (поминки, такое дело…) народ вспомнил мистические истории, которые время от времени рассказывают про лечебницу. Якобы художницы из училища Грекова, писавшие фасад здания, видели в здешних окнах силуэты мужчины и женщины, одетых по моде конца XIX-го века. Фигуры призраков в старорежимных одеяниях являлись и припозднившимся прохожим. Родилась JIегенда, что водолечебницу охраняют старые хозяева – Матильда и Илья Рындзюны.
- А еще в этом доме обитают черная собака и черная кошка, - обронил фразу мужчина, подошедший к группе соболезнующих. Сказал, что живет здесь неподалеку, и подвел свой итог:
- Может быть, это Рындзюны в них превратились от жизни такой!
Организаторы движения «МОЙФАСАД» благодарят все}{, кто смог посетить импровизированные поминки уходящего века и внёс свою лепту в информационное освещение события.
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ
Здание, расположенное на Социалистической, 94, в конце XIX в. имело адрес: ул. Никольская, 92. По купчей, утверждённой старшим нотариусом Таганрогского окружного суда от Января, 18-го дня 1893 года, этот дом приобрела Матильда Борисовна Рындзюн.
М.Б. Рындзюн была супругой известного лекаря Ильи Гилелевича Рындзюна. Он родился, предположительно, в 1854 году. Окончив Императорскую Военно-медицинскую академию, в 1885 г. поселился в Ростове н/Д, где с этого времени начал частную медицинскую практику.
Матильда Борисовна была на 13 лет моложе мужа и родила ему трёх дочерей – Глафиру, Людмилу и Нину. Также, существует веское предположение, что у И.Г. Рындзюна был ещё и сын – Владимир Ильич Рындзюн, родившийся в 1897 г. и ставший, впоследствии, известным писателем и журналистом в белой эмиграции. Публиковался он под псевдонимом «А. Ветлугин», был секретарем и переводчиком Сергея Есенина и Айседоры Дункан, работал с А. Толстым.
В здании на Никольской Илья Гилелевич оборудовал собственную водолечебницу. В своем труде, изданном в Ростове в 1901 году, он отмечал, что лечение водой очень распространено на Западе, тогда как «в России, особенно в провинциальных городах, это лечение, к сожалению, не всякому известно и только в самое последнее время возникают то здесь, то там водолечебницы и санатории, где больные пользуются исключительно физическими способами лечения».
Многолетний опыт работы И.Г. Рындзюна на врачебном поприще и использование водных процедур при лечении разнообразных болезней, побудили сделать его следующий вывод: «там, где лекарства не помогают, может ещё помочь рациональная гидротерапия, но где последняя оказалась бессильною, ничто уже не поможет».
Помимо водной терапии, в лечебнице И.Г. Рындзюна применялось ещё и «светолечение»-путём особого воздействия на пациента лучей электрического света.
Медицинские методы Рындзюна были весьма новаторскими, а успешные результаты лечения привлекали в водолечебницу многих именитых горожан.
По рассказам краеведов, гидропроцедуры здесь принимал сам Антон Павлович Чехов, не раз наведывавшийся в Ростов к своему другу Льву Волкенштейну, жившему неподалёку в своём особняке по Казанскому переулку.
Дом лечебницы выстроен в типичном для города южнорусском эклектичном стиле с элементами фасадного декора из добротного кирпича местного завода Дмитрия Н. Епифанова и обильно украшен интерьерной лепниной. На каждом из трёх этажей размещались процедурные кабинеты, обогреваемые глазурованными печами заводов Данцигера, Будникова и Лисовского.
В июне 1902 г. гласный Ростовской н/Д городской думы А.Н. Пилипенко выступил с предложением «об установлении более правильного и соразмерного обложения канализационным в пользу города сбором частных лечебниц, водолечебниц, харчевень и проч.». В связи с этим, Илья Гилелевич обратился в думу с ходатайством «об оставлении за означенными водолечебницами права бесплатного пользования канализацией». Однако это ходатайство было отклонено, а с водолечебниц было решено взимать плату в размере 50 рублей в год за пользование канализацией.
В начале XX в., в связи с изменением нумерации домов, здание получило новый адрес: ул. Никольская, 94 и оценивалось в 10.500 рублей. Матильде Борисовне Рындзюн также принадлежало домовладение, примыкавшее с юга к её недвижимости по Никольской, 94. Оно имело адрес: ул. Казанская, 91 (ныне ул. Серафимовича).
Рядом, на Казанской, 89, находилось домовладение Г.Ш. Элькинда, который продал свой дом М.Б. Рындзюн за 17.000 рублей (по купчей от марта, 1-го дня 1912 года). С этого времени адрес домовладения стал следующим: ул. Никольская, 94 / ул. Казанская, 89 и 91. В 1915 году общее домовладение оценивалось уже в 36.200 рублей.
Вскоре, после покупки новых зданий М.Б. Рындзюн заложила своё домовладение В.И. Асмолову, а 06.07.1916 г. застраховала своё имение в Петроградском Обществе Страхований. Апреля, 10-го дня 1917 года Матильда Борисовна продала своё домовладение братьям Алексею и Георгию Ивановичам Корольковым – казакам Торгового Общества Войска Донского за 360.000 рублей.
При большевиках пространство здания поделили на жилые ячейки и приспособили, как это водилось, под коммунальное жильё. Дальнейшая судьба главы семейства и его жены пока не известна, однако…
… с этим домом связан ряд историй с мистическим уклоном. Так, после его расселения, в окнах снаружи (а также при обследовании его помещений) стали замечать некие странности. По рассказам не связанных друг с другом очевидцев, им виделись фигуры то мужчины, то женщины средних лет, в одеждах старорежимного фасона рубежа предыдущих веков. К сожалению, не удалось опросить бывших жильцов этого дома на предмет подтверждения или опровержения имеющейся информации. Если призраки существовали, то обязательно должны были быть замечены и проживающими здесь ранее…
До 2004-го здание числилось в охранном реестре Министерства Культуры РО как «выявленный объект истории и культуры» регионального значения. Однако, затем исполнительным органом этого же министерства было исключено из списков на охрану, фактически подписав ему смертный приговор.
С грустью остаётся добавить, что дом, переживший периоды лихолетья Гражданской и Великой Отечественной, к сожалению, не переживёт натиска жадных 2000-х. Ещё одна вырванная страница из ветхого тома истории старого города…
https://www.moyfasad.org/2009/?m=1
Памяти Матильды Борисовны, её мужа и дома...
Часть 2
В нём (в новом здании), как утверждают некоторые, располагались квартиры под сдачу на проживание и номера для, прибывающих на лечение лиц, в то время, как сама клиника была в доме на Социалке, то бишь Никольской. Это и был интересующий нас, последний адрес, который с 1896 года уже можно найти в справочниках тех лет. Клиника за это время сильно изменилась. От родильного приюта она перешла к новаторскому для того времени статусу электро- и водолечебницы. Каков был процент излечения клиентов это совсем другой вопрос, но клиника работала.
Доктор издал книгу – своего рода учебное пособие по вопросам своих лечебных методов…
Дата постройки дома не известна, как неизвестно и то, были ли в его жизни серьёзные переделки. Известно только, что накануне перевода сюда клиники хозяева провели в дом водопровод, из за чего им пришлось «повоевать» с городской думой по вопросам финансовых разногласий. Изображение дома встречается, по меньшей мере, на трёх открыточных видах старого Ростова.
а.
Здесь 2 из них. Изображения на них приблизительно поры 1900-го года. Открытки взяты мной, простите, не помню, откуда, скорее всего с «Молотка». Изображения на них почти одинаковы, но я разместил именно их, т.к. здесь имеется интересная деталь, очень красивая тонкость – некий купол на соседнем здании, не то установленный позже, чем на другом виде, не то наоборот, устраненный ко времени второй съёмки. В разное время в доме снимали комнаты и лица юридических профессий, и доктора других направлений работы (в основном стоматологи).
….. Прошли годы. Колесо истории безжалостно проехалось по судьбам многих. Рындзюны покинули свою Родину, а дом остался. Его разгородили на комнатки и с большим удовольствием забыли о медицинском его значении. В нём поселилась коммуналка и всё, что происходило дальше, только способствовало умиранию дома. Коммуналка – значит общее, а значит и ничьё. Дом ветшал, трещал, проседал… И наконец, был выселен. Вот уже лет 10 как он стоит совершенно одинокий и почти пустой. Его, сначала включив в реестр памятников городской архитектуры и культуры, некто оттуда же исключил, чем приговорил дом к гибели. Вот истинная цена слову административного работника, вот живая иллюстрация к тому, что бездействие, это тоже действие. Общественность возмутившись не дала сломать дом. Инициативой Ростовской секции ВООПИиК, движения «МойФасад» и рядовой, неРВАНОдушной общественности была проведена процедура прощания с «несносным домом» .
В то время ликом дома стал пыльный, забеленный многими слоями побелки лепной барельеф со стены внутри дома:
Хранитель дома, который не смог совладать с бездушием)
Несносным по причине его историчности и несносным для тех, кто, наверно не смог получить свой «материальный откат» за согласование его погибели. Кстати, господин, поставивший свою подпись на документе о сносе, хотите славы? Напишите под этой статьёй свой комментарий по этому вопросу, а лучше и подпишитесь своим настоящим именем и «слава» Вам будет обеспечена.
Акция произвела лишь половинный эффект. Дом выстоял, в открытую его ломать не стали, но пожар в нём устроили, затем закрыли стеной равнодушия и раскрыли его на распашку для любых злоумышленных действий. И дом начал умирать. Окончательно.
Вот вид его внутреннего двора в изменениях.
Левый вид появился на Темернике сразу после пожара в январе 2010 года, правый я сделал через год после пожара.
Дальше - больше.
Сегодня заброшенный вниманием дом перекосился на столько, что в нём упали ВСЕ лестничные марши,
В картинке выделено место, где остались видны крепежные закладные элементы маршей. Они целы, а разрушены именно сами лестничные пролёты.
Во дворе весьма показателен такой вид с явным сдвигом всего здания в сторону соседнего дома (Социалистическая 92)
https://m.ok.ru/group/52553098395842/topic/64706042836418?ysclid=ma5vxx355h969916207
В центре Ростова законсервируют старинное здание первой водолечебницы города
Один из корпусов уже снесён
Управление ЖКХ Кировского района Ростова объявило конкурс на разработку проекта консервации двух исторических зданий в центре города — доходных домов Галкина и Рындзюн. Максимальная стоимость контракта — 993 тысячи рублей.
Согласно документам, подрядчику предстоит подготовить проект «первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий», которые будут направлены на сохранение доходных домов.
Оба исторических здания не так давно, в 2023 году, были признаны объектами культурного наследия.
Доходный дом врача Фёдора Галкина (Серафимовича, 87/38, лит. А, А1, А2) был построен во второй половине XIX века. Здание представляет особый интерес как образец архитектуры с композиционными приёмами и декором, характерными для эклектики. Фёдор Галкин был врачом по внутренним болезням.
Один из корпусов первой водолечебницы Ростова снесён
Доходный дом М. Б. Рындзюн на Серафимовича, 89, был построен в 1913 году в стиле модерн. Принадлежал дом Матильде Борисовне Рындзюн, жене известного доктора медицины Ильи Рындзюна.
Знаменитый врач, приехавший из Петербурга в Ростов, организовал в 1885 году лечебницу с водными процедурами, столь модными тогда в Европе. Для Ростова это было первое заведение такого рода. Сюда даже заезжал Чехов. В лечебнице занимались светолечением и водолечением больных. Сам доктор называл свои методы «рациональной гидротерапией», которая в Ростове того времени была абсолютно новым явлением.
Как писал «Эксперт-Юг», водолечебница имела несколько корпусов. Адрес первого – Социалистическая, 94. Это был трёхэтажный особняк, два этажа были выделены лечебнице, а на третьем проживала семья доктора — жена Матильда Рыдзюн и их дети. Но сохранить это здание не удалось.
А на Серафимовича, 89, находился второй корпус, который представлял собой четырёхэтажное здание, где проводили гидромассаж, лечебные оздоровительные ванны и светолечение. В этой лечебнице сохранился единственный дореволюционный лифт, вокруг которого идёт лестница.
К слову, семья Рындзюн была известна не только лечебницей. У Ильи и Матильды было три дочки и один сын. Самая младшая дочь стала заслуженным скульптором Советского Союза. Единственный сын Владимир был журналистом, заведовал ростовской добровольческой газетой «Жизнь», затем эмигрировал в Париж и сотрудничал с эмигрантской печатью.
Леонид Санкин: «А вот на этой месте и была водолечебница Рынзюна, о семье которого мы рассказывали вам во время экскурсии по Серафимовича по Казанской улице. Врача Ильи Рыдзюна. У Рыдзюна и его жены Матильды была водолечебница. Или как бы сейчас сказали, спа-курорт. Находилась она через дом. Отсюда, на бывшей Никольской, здание последние годы разрушено. Здесь, говорят, брал ванны чехов. А эти два дома принадлежали жене Родзюна Матильде Борисовне. Первый построен в 1910-е годы. В его оформлении использованы стилизованные элементы декора, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Второй дом построен в начале 20-го века. Также в его оформлении использованы элементы декора, характерные для неоклассического направления стиля модерн. Центральная раскреповка, завершенная прямоугольным атиком, оформлена лепным декором, венками и филенками. У Рыдзюнов было три дочери и сын. Владимир Рыдзюн после революции эмигрировал, стал писателем русского зарубежья, писал под псевдонимом Ветовогин. Позже переехал в Соединенные Штаты Америки, работал продюсером в Голливуде. И в одном из его фильмов снималась молодая тогда актриса Нэнси Рейган, будущая жена президента Соединенных Штатов Америки. Сестра Владимира Рыдзуна Нина Низ Гольдман, известный советский скульптор. Вот вы видите сейчас на фотографии ее скульптурную работу Александра Солженицына, которая наверняка могла бы украсить наш город. Внук Нис Вольтман, Денис Пекарев много лет работал на радио «Ватикан» и радио «Свобода».
https://www.youtube.com/watch?v=NOMoBNQb4lE
Современный вид:
Продолжение следует