Накануне днём проснувшаяся Этна в очередной раз решила сказать людям своё могучее "фи", выбросив в воздух столб дыма, пепла и разной другой радости. Всё это смешалось с растворённой в воздухе испарившейся водой, и устроило ночью небольшой "грязевой дождичек", разозливший хозяев машин (последние точно придётся мыть), любителей пляжного отдыха (спасатели поменяли зелёный флаг на красный, запрещающий заходить в воду), но обрадовавший таких, как мы с Чебурашкой (температура значительно упала, а солнце из-за облаков показывалось крайне редко).
Как же здорово, что всё это приключилось в аккурат в тот момент, когда мы с Чебурашкой топали по необозримым пространствам Селинунте, самого грандиозного археологического парка Европы, объединившего в себе артефакты сразу нескольких эпох: греческой, финикийской и византийской. В этом нет ничего удивительного, ведь, как я уже говорила, Сицилия на протяжении веков была островом, который хотели все. Об этом я уже писала:
Город был основан в VII веке до нашей эры греками, за короткое время став (за счёт географического положения, плодородных почв и смекалки жителей, которые первыми в мире догадались "приблизить" порт к центру острова) одним из самых процветающих греческих полисов Сицилии, хорошо известном во всей древней Греции. Во времена своего расцвета жители города вели успешную торговлю, за что они возносили хвалу богам-Олимпийцам в роскошных храмах, поражающих своими размерами даже нас с вами.
При этом, заметьте, у человечества на тот момент не было ни подъёмных кранов, ни электричества, ни даже шлифовальных машин. А вот амбиции и деловая хватка, подкрепляемые весомыми денежными средствами, явно присутствовали.
Считается, что свое имя античный город получил от слова, названия растения, которое в изобилии росло на склонах холма и его окрестностей - сельдерея. Иными словами, мы с Чебурашкой попали в "город сельдерея". Не знаю, как для вас, а у меня эта трава, прямо скажем, не входит в число любимых. Употребляю в пищу "через не хочу" в основном из-за его отрицательной калорийности. Видимо, в нашем роду не было древних греков от слова "совсем", для них это было особое растение. Есть версия, что головы олимпиоников-победителей венчали не лавровым, а именно венком из сельдерея. Им же украшали храмы и дома на праздники. Одним словом, жители города "сели" на золотую жилу и очень это ценили. Изображения растения были обнаружено на монетах, чеканившихся в городе и бывших в обращении в то время.
Как я уже написала, жившие здесь греки были ребята не промах. Город свой отстроили с размахом. В центре был устроен акрополь, обнесенный массивной стеной. Мастерство архитекторов и зодчих Селинунте поражает, построенные ими шедевры не уступали ярчайшим достижениям греческого искусства. Строили они поистине с колоссальным размахом. Остатки сборных деталей колонн (каждая это одна восьмая часть) поражают своей величиной.
И вот теперь самое интересное - во владении города находились две искусственные гавани, соединённые с морем широкими судоходными каналами, в которые могли заходить торговые суда. Это, с одной стороны, приближало порт к центру острова, а с другой служило надёжной защитой и кораблям, и находившимся на них товарам.
Греки очень неплохо жили в этом городе аж до начала V века нашей эры, но занятые процветанием и всем, что с ним связано, как-то не особо обратили внимание на финикийские фактории, находившиеся на том же острове. Как результат - в 408 году Селинунте был разгромлен карфагенянами (финикийцы - более широкое понятие, но люди одни и те же). Несколько десятков тысяч человек были либо уничтожены, либо обращены в рабство.
Несколько отвлекаясь от общей канвы повествования, хочу сказать, что мне всегда как-то особенно было жаль Карфаген, от которого римляне не просто камня на камне не оставили, но ещё и перепахали весь и солью засыпали, чтобы на этом месте никто и никогда жить не мог. Но ознакомившись (даже весьма поверхностно) с историей Селинунте и вообще с тем, как вели себя североафриканские пришельцы в Сицилии, чувство сожаления как-то стало уходить на второй план, а на смену ему в душу постепенно заползало какое-то пакостное злорадство: а вот не просто так всё было сделано, совсем не просто так.
Сами карфагеняне развалили в городе всё, что могли, но были строения, которые не удалось раскатать даже им, а уж на что были мастера. Всё объяснялось просто - размеры были просто гигантскими. Их можно было разрушить, но стереть с лица земли - весьма проблематично.
Кстати, некоторые завеватели здесь осели. Правда, ни храмы, ни театры, ни форумы их не интересовали. После них остались только остатки домов, весьма примитивных, если честно. Какие-то лилипутские развалинки на руинах великанских строений. Не уничтожили захватчики только остатки крепостных стен. По всей вероятности, решили, что ещё пригодятся. Как в воду глядели - довольно скоро нашлись те, кто готов был это сделать.
Уничтожению с энтузиазмом поспособствовали римляне во время Первой Пунической войны, когда снесли до основания всё, что могло использоваться карфагенянами в качестве базы. С тех пор на развалинах некогда великого города возникали поселения, но говорить о том, что они хоть отдалённо напоминали тот древний, блистательный Селинунте, увы, не представляется возможным.
Последние попытки человечества хоть как-то оживить это место были в буквальном смысле похоронены в VIII веке нашей эры (уже византийский период), когда возникшая на месте города небольшая деревня, была уничтожена землетрясением. Больше Селинунте не возрождался, если, конечно, не считать его нынешнего существования в виде археологического парка.
Теперь к личным впечатлениям.
Первое. В Силинунте поражает своими масштабами всё: 270 гектаров исторической зоны говорят сами за себя. Прибавьте к этому поражающие размерами храмы, остатки крепостной стены (частично восстановлена). Самое невероятное впечатление на меня произвели сохранившиеся части капителей и колонн, которые жители города заготовили для нового храма, но установить не успели.
Второе. Невероятные виды как на море, так и на окружающие поля, оливковые и эвкалиптовые рощи и посадки пробкового дерева.
Третье. Прекрасно организованное передвижение по этой громадине. Можно идти пешком (это мой вариант, просто обожаю ходить по полям, вспоминая археологическую молодость), можно взять на прокат велосипед (дороги есть, крутите педали совершенно спокойно), а можно ехать на автопоезде от одной достопримечательности к другой.
Четвёртое. Отлично организованная система информирования "диких" (не охваченных экскурсиями) туристов. Для них масса информационных стендов, табличек и справочного материала по куар-коду. Языки - итальянский и английский.
Пятое. Виртуозно вплетённая в исторический пейзаж выставка широко известного скульптора Стефано Бомбардьери, о которой я непременно напишу отдельно, потому как реально заинтересовала.
О том, что не понравилось, тоже напишу позднее, не хочу смазать впечатление от действительно качественно организованного археологического парка.
Как несостоявшийся археолог (был такой эпизод в моей жизни) хотела бы особо подчеркнуть мастерство и корректное отношение к историческому наследию (при таких громадных объёмах работ!) осуществлявших раскопки специалистов и виртуозно выполненные ими реконструкции, без которых здесь явно не обошлось (было бы смешно полагать, что после столь тяжёлой судьбы город мог представлять собой что-то ещё, помимо развалин). Одним словом, высший пилотаж.
Надеюсь, я смогла передать силу воздействия артефактов некогда существовавшей здесь невероятной цивилизации.
По логике вещей здесь надо бы разместить ссылки на материалы о том, как я изучала историю или хотела заниматься археологией, но одна незадача, я об этом пока не написала, а из всех студенческих воспоминаний оказались только эти. Первое про то, как, кто и чему нас учил:
А это про нашу жизнь в общежитии среди чужого идеологического контента:
Ещё про Селинунте: