Найти в Дзене
АиФ-Омск

«Штурмана не было». Летавший на Ан-24 пилот оценил причины крушения в Тынде

Оглавление
   «Штурмана не было».
«Штурмана не было».

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал промежуточный отчёт по авиакатастрофе самолёта Ан-24, который 24 июля 2025 года выполнял рейс Хабаровск-Благовещенск-Тында. Тогда погибли 48 человек.

Оmsk.aif.ru обсудил промежуточные результаты расследования с руководителем аэродрома «Пушистый» на Сахалине, пилотом, летавшим на Ан-24 Дмитрием Третьяковым.

Пилоты ошиблись

Согласно выводам МАК, пилоты перед посадкой перепутали показания основных приборов.

Перед заходом на посадку лётчики ставят на радиовысотомере высоту круга. Так было и в этот раз. При этом самолёт не сел с первого раза — экипаж увёл воздушное судно на второй круг. Сработала сигнализация, на которую лётчики не обратили никакого внимания. Это стало понятно, изучив запись разговоров. Более того, перед третьим разворотом на посадку, перед тем, как выпустить шасси, была контрольная проверка высоты:

«Бортмеханик: "Задатчик РВ (радиовысотомера — ред.) на ВПР13". КВС: "60 (метров)". 2 пилот: "(Установлено) 60 метров"».

Однако на найденном после катастрофы приборе будут отображены совсем иные цифры — 45 метров. А ещё звуковым регистратором будет зафиксирована речевая информация от СРППЗ (системы раннего предупреждения приближения к земле — ред.): «Проверь высоту. Низко земля. Низко земл...».

Запись обрывается и на этом всё.

А штурман где?

«Ни одна авиакатастрофа не происходит по какой-то одной причине. То есть это всегда совокупность каких-то факторов. Их сочетание приводит к трагедии. Если ты просто ошибся в высоте, неправильно выставил её — это ещё не фатальная ошибка. А если ты ещё при этом оказался в местности, которую не знаешь — есть холмы, горы. Сбился с курса. Вот тогда и происходят катастрофы», — размышляет Дмитрий Третьяков.

Эксперт говорит, что самолёт Ан-24 изначально должен эксплуатироваться многоцелевым экипажем. В современных реалиях допускается летать без штурмана. Но Ан-24 сконструирован таким образом, что должно быть чёткое распределение обязанностей в экипаже. Каждый должен заниматься своим делом.

Командир и второй пилот должны заниматься управлением и радиообменом. Борт-механик, отвечает, грубо говоря, за выпуск шасси. А навигацией должен заниматься штурман. Но он сейчас не предусмотрен в составе экипажа. Потому его обязанности распределяются по имеющимся членам экипажа.

«Но у них работы и так достаточно много, потому что Ан-24 — это не современный же самолёт. Он достаточно сложный в управлении по нынешним меркам. Там нет вот этих дисплеев стеклянных, куда выводится вся информация, как на современных боингах, например. Там аналоговые приборы стоят, стрелочные. И их очень много. И нужно уметь распределять внимание. Но штурмана нет и возрастает нагрузка на экипаж.

Просто командир, как я посмотрел, имеет колоссальный опыт. Второй пилот из военных летчиков был. А штурмана у них не было. Заблудились они немножко, как я и предполагаю.

И ещё вполне вероятно, что они заходили на посадку по какой-то карманной GPS-ке. Да ещё выставили неправильную высоту», — продолжает пилот Третьяков.

Из его слов становится понятно, что в идеале управлять Ан-24 должны четверо, а по факту...

«В былые времена вообще пять летали. Был ещё и бортрадист», — уточняет эксперт.

Пилот Третьяков говорит, что всё сказанное им — его субъективное мнение, однако настаивает, что для безопасности полётов на старых самолётах экипаж должен быть более многочисленным.