Сегодня стиральная машина есть в каждом доме, никого не удивляет, покупается в любом магазине техники. А в СССР автоматическая стиральная машина была роскошью.
Одной из самых популярных была «Вятка-автомат», за которую нужно было выложить три средние зарплаты. Перед покупкой - получить справку из ЖЭКа о том, что проводка в квартире выдержит прожорливый итальянский аппетит к электричеству. И да, итальянский - потому что под привычным русским названием «Вятка» скрывалась самая настоящая Ariston, собранная в Кирове по лицензии.
Давайте вспомним историю «Вятки-автомат» - как итальянская машинка стала советской мечтой и что с ней случилось после распада СССР.
Причем тут итальянцы
До «Вятки» советские граждане стирали либо руками, либо с помощью полуавтоматических машин типа «Малютки» - в них нужно было самому заливать воду, переключать режимы и отжимать белье вручную. Полноценные автоматы в стране не производились.
Хотя попытки были. Даже выпускалась автоматическая машина «Волга-10». Но проект свернули через два года - советские квартирные электросети просто не выдерживали мощного потребления тока. В домах старой постройки стояли алюминиевые провода, не было УЗО, а автоматы защиты срабатывали слишком медленно. «Волга-10» регулярно вышибала пробки по всему подъезду.
К середине 1970-х стало ясно: чтобы делать настоящие стиральные машины-автоматы, нужно покупать западные технологии. В 1974 году Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР купило у итальянской компании Merloni (позже ставшей Indesit) лицензию на производство стиральной машины-автомат Ariston моделей 1972 года.
Для запуска производства потребовались масштабные вложения: строительство нового цеха на Кировском заводе «Электробытприбор», поставка и отладка производственного оборудования, закупка 300 тысяч комплектов запчастей для старта, налаживание производства и логистики у смежных предприятий в СССР и странах Варшавского договора.
Строительство нового цеха растянулось на пять лет. И только в 1979 году производство было готово выпускать первые советские автоматические машинки.
Первые стиральные машинки «Вятка»
В 1980 году была выпущена пробная модель «Вятка-Автомат-12» - первая советская стиральная машина-автомат. Цифра «12» означала количество программ, как и у оригинальной модели Ariston. Хотя на самом деле полноценных последовательных программ было всего две, а «расширение» до 12 производилось за счет пропуска начальных операций при повороте ручки селектора.
За базовой моделью последовали «Вятка-автомат-14» и «Вятка-автомат-16». Все три модели представляли собой лицензионные копии разных машин Ariston одной линейки 70-х годов, но в различных комплектациях. Базовая «12» была основана на Ariston LB 120, модель «14» - на LB 150, а «16» - на Ariston LB 615, которая отличалась смотровым окошком над ручкой выбора программы и дополнительными кнопками.
Модель «16» выпускалась также в исполнении «Люкс» с передней панелью из шлифованной нержавеющей стали и дополнительным регулятором температуры.
Позже, в 1990 году, появилась модернизированная «Вятка-автомат-18» с обновленной лицевой панелью, регулятором температуры нагрева воды и круглыми кнопками дополнительных режимов.
От итальянского оригинала советская «Вятка» отличалась главным образом внешним видом. Если Ariston выпускались только в белом цвете, то кировские машины радовали разнообразием: красные, синие, коричневые, серые, черные - и даже в различных цветовых сочетаниях элементов. Лицевая панель, люк для белья и отсек для порошка могли быть разных цветов.
Цена вопроса
495 рублей - именно столько стоила «Вятка-автомат» в советском магазине. Для сравнения: средняя зарплата в СССР составляла тогда около 150-170 рублей. Получается, стиральная машина обходилась в три месячные зарплаты.
Позже цену снизили до 400 рублей, но это мало что изменило. «Вятка» считалась товаром роскоши, но даже имея деньги, купить машинку было непросто. В магазинах выстраивались очереди, а на черном рынке цена взлетала до заоблачных высот. По данным газеты «Московский комсомолец» за 1990 год, в Москве «Вятку» можно было купить за 1300 рублей, а в Эстонии - за 1500, при официальной заводской цене 530 рублей.
В некоторых магазинах требовали справку из ЖЭКа о том, что электропроводка в квартире соответствует нормам потребляемой мощности. Таким нормам отвечали только дома, построенные после 1978 года. Жители некоторых хрущевок и сталинок оставались со своими старыми машинками.
За что любили и почему ругали
Для советского человека «Вятка-автомат» была настоящим чудом техники. Загрузил белье, засыпал порошок, нажал кнопку - и машина сама делает всю работу: стирает, полощет, отжимает, даже воду нагревает. Никаких полуавтоматических «Малюток».
Качество стирки было на высоте для того времени благодаря мощному электромотору и ТЭНу. Дизайн европейский - даже спустя годы машина выглядела современно на фоне других советских приборов.
В целом машина была ремонтопригодной - электрокраны залива воды менялись, подшипники смазывались через специальные ниппели, насос слива имел отсек для очистки от мусора и катышков. Но главная беда «Вятки» - эмалированный стальной бак. При долгой эксплуатации и использовании отбеливателей эмаль повреждалась, начиналась коррозия, и машина текла. Ремонт бака требовал полной разборки, сварочных работ, пескоструйной обработки и повторной покраски. А когда машина выходила из строя, запчасти найти было почти невозможно из-за дефицита. Многие сломанные «Вятки» шли на разбор ради серебра в командоаппарате и меди в электродвигателе.
Были и другие проблемы. Машина потребляла 2,2 кВт электричества - для советских электросетей с алюминиевыми проводами это было серьезным испытанием. Весила больше 90 килограммов без упаковки. Доставить такую махину на пятый этаж было квестом. Расход воды тоже впечатлял не в лучшую сторону.
Куда пропала «Вятка»
Развал Союза стал началом новой эры для кировского завода. В 1992 году «Электробытприбор» превратился в производственно-торговую фирму «Веста» и попытался выжить в условиях рыночной экономики. Разработали новые модели, оптимизировали производство, но конкурировать с хлынувшими в страну западными машинами было тяжело.
В 1998 году «Весту» объявили банкротом. Казалось, история легендарной «Вятки» закончилась. Но нет - предприятие выкупили новые собственники, и завод продолжил работу.
Настоящее второе рождение бренда произошло в 2005 году, когда завод приобрела итальянская компания Candy - четвертый по величине производитель бытовой техники в Европе. Сумма сделки составила 15 миллионов евро. Интересно, что спустя 30 лет после покупки лицензии у Merloni, итальянцы снова оказались в Кирове, но уже как полноправные хозяева.
Новый владелец вложил в модернизацию 18 миллионов евро и, что удивительно, решил не хоронить бренд «Вятка», а развивать его дальше. Появились новые модели с женскими именами: «Вятка-Мария», «Вятка-Катюша», «Вятка-Аленка». Все они были основаны на технологиях Candy, но сохраняли узнаваемое русское имя. Однако к 2010 году компания постепенно отказалась от использования бренда «Вятка-Автомат». Именная серия стала последней для самостоятельного бренда «Вятка».
В 2018 году Candy поглотил китайский гигант Haier, и кировский завод стал частью китайской империи бытовой техники. Впрочем, производство стиральных машин в Кирове продолжается до сих пор, но уже под другими брендами. Например:
А вы помните «Вятку-автомат»? Может, кому-то довелось на ней стирать? Делитесь в комментариях, рассказывайте, какой была ваша первая стиральная машина и что используете сейчас. И не забудьте подписаться на мой телеграм-канал или канал в МАХ.