Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Как народные конфеты превратились в крупный бизнес. История купцов Леновых

Оглавление

Сегодня о тех людях, кто стоял у истоков бренда, ставшего позже фабрикой “Рот Фронт”

В годы, когда Москва заново отстраивалась после пожара 1812 года, житель Замоскворечья Сергей Ленов радовал жителей и гостей древней столицы сладостями. Дела шли в гору, в 1826-м он открыл свою маленькую мастерскую по производству карамели. Он варил леденцы, сам же возил их на ярмарки, площади, чтобы быть кстати для народа праздного и веселящегося. Каждый день он перерабатывал 80 килограммов сахара. Много? Для начала — более чем. Для Сергея Ленова это была вершина бизнеса, но он и не подозревал, что будет дальше. Сын Антип поддержал вектор развития бизнеса.

Но главная страница этой сладкой истории началась спустя 60 лет, когда дело перешло к его внуку, Георгию Антиповичу Ленову, и его жене Екатерине Сергеевне.

Вот тут-то все и завертелось. Если всем известные кондитеры Абрикосовы и фирма «Эйнем» работали для элитного общества, ублажая его изысканный вкус шоколадными раковинами и изысканными бисквитами, то Леновы поняли: будущее — за массовым потребителем. За тем самым народом, которому его дед когда-то продавал леденцы. Народ ел сладости всегда и вряд ли когда-то прекратит, а у богачей, пойми поди, что завтра в моду войдет.

-2

Как жена превратила лавку в империю Леновых

Говорят, что все решило хорошее приданое Екатерины Сергеевны. Так это или нет — не известно точно. Но именно она, если верить материалам статей историков МГУ, стала мотором всего предприятия. Именно супруга Ленова начала скупать соседние участки в Замоскворечье, чтобы расширить производство. Это она, в конце концов, убедила зарегистрировать «Торговый дом Г.А. и Е.С. Леновы», где ее имя стояло наравне с мужним.

Под ее началом фабрика обрастала новыми этажами, паровыми машинами и даже собственной электростанцией. У них 52 лампочки горели в цехах, пока большая часть Москвы еще сидела при керосиновых лампах. К 1895 году у них работало 68 человек, а через несколько лет — уже больше двухсот.

Технологическая модернизация (паровой котёл, локомобиль, собственная электростанция к 1898 г.) была нацелена не на соответствие моде, а на снижение себестоимости и увеличение объёмов. Это позволило к 1912 году нарастить выпуск продукции до 1 тыс. тонн в год при обороте в 444,7 тыс. рублей.

Леновы производили всё: от знаменитых «атласных подушечек» и карамели «Народная» до шоколада и мармелада в виде звездочек и крестиков.

-3

Дуэль с гигантами. Как Леновы завоевывали рынок

Леновы действовали умно. Пока конкуренты соревновались в изысканности упаковки, они играли на объемах и ценах. Их оптовый прейскурант 1890 года — это настоящий гимн массмаркету. Удержание себестоимости и цены продажи были главными приоритетами. Например, себестоимость производства карамели и пастилы была значительно ниже, чем у шоколадных конфет, что делало их идеальным продуктом для массового рынка

Они предлагали мелким лавочникам из глубинки немыслимую по тем временам роскошь: прислать товар наложенным платежом. Работали по предоплате. Оплатил только десятую часть? Получай целый вагон конфет, остальное отдашь потом. Естественно, что вести бизнес региональные торговцы предпочитали именно с Леновыми.

Их реклама в газетах была простой и гениальной: крупно писали «ТОРГОВЫЙ ДОМ Г.А. и Е.С. ЛЕНОВЫ» иногда добавляли «ШОКОЛАД, КОНФЕТЫ».

Реклама в Коммерсанте начала 20 века
Реклама в Коммерсанте начала 20 века

Никаких лишних слов. Просто уже само имя играло на них. Они даже выпустили специальные «Юбилейные» конфеты к 300-летию Дома Романовых, выпускали к юбилею Бородинского сражения — вот вам и патриотизм, и маркетинг.

А еще они были хозяевами с лицом. Когда на фабрике случались пожары (а они случались, в 1915 и 1917 годах выгорали цехи дотла), они не бросали рабочих. А в мае 1917 года, когда производство из-за дефицита сахара встало совсем, они выплатили всем 1400 работникам… двухмесячное жалованье вперед.

Хотя, что-то как-то слишком сладко получается. Но это на бумаге. По факту идилии никакой вовсе не было. Начало 20 века - эпоха больших потрясений. Рабочие бастовали: в 1905-м, в разгар первой революции, а потом и в июле 1914-го, когда 850 человек просто остановили работу.

Бывали проблемы и на других направлениях: банки подавали иски на тысячи рублей за просрочки по векселям — обычная практика для растущего бизнеса, который постоянно вкладывал в развитие.

-5

Взлет и падение. Как все закончилось

К 1916 году они были четвертыми в России после Абрикосовых, «Эйнема» и «Сиу». Их годовой оборот составлял фантастические 5 миллионов рублей, а прибыль — 220 тысяч. Они строили новый четырехэтажный корпус на 1200 работников и купили себе фруктовый завод под Курском, чтобы быть независимыми от поставщиков.

Но тут Первая мировая развернулась неудачами и дефицитом, а затем грянули две революции 1917 года. Георгий и Екатерина умерли до крушения империи. Они не увидели падения своего бизнеса. Были похоронены на кладбище Донского монастыря.

Георгий Ленов
Георгий Ленов

Самые сложности пришли уже на период их сына, Николая Ленова. Фабрику еще во времена Временного Правительства, в августе 1917-го, выкупили за 1.8 млн рублей — сумма откровенно небольшая, напрашивается мысль о захвате бизнеса, но это не так и важно, уже после Октябрьской Революции производство было национализировано.

И сразу же началось. В советской прессе Леновых стали называть «нещадными эксплуататорами», припоминая и старые забастовки, и выдумывая новые истории. Говорили, будто Екатерина Сергеевна самолично насильно женила рабочих друг на друге — теперь уже не проверишь, где правда, а где выдумка нового времени. Их имя старались стереть, а дело — переименовать. Что и случилось: фабрику переименовывали, имена основателей исчезли навсегда.

Загадка исчезновения Леновых

А дальше - загадка. Во всех почти источниках, статьях про эту династию, можно прочесть, что Леновы покинули страну еще до Революции. Но вместе с тем, легко отыскать документы о том, что их сын, Николай Георгиевич, который стал во главе дела после смерти отца, был арестован в 1938 году. Его обвинили в шпионаже, вредительстве и контрреволюционной деятельности. Приговорен был к относительно небольшому сроку - 3 года лагерей. Видимо вышел, раз умер только в 1952-м, реабилитирован был позже посмертно. Но тогда кто покинул страну и были ли у дети у этого Николая Ленова? В одном из материалов нашел вскользь упоминание Николая Николаевича, возможно сын, который и уехал, но больше никакой информации нет. Если что знаете - напишите, очень уж интересно.

-7

А фабрика, которую они основали жива до сих пор. Только мы знаем ее под другим названием — «Рот Фронт». Разворачивали оттуда карамельку и в советские годы, и в наши дни, но никто не вспомнит Сергея Ленова, его внука Георгия и ту самую Екатерину Сергеевну, которая сделала из семейной лавки империю, которую съели сначала война, а потом революция.

Спасибо за прочтение, лайк и комментарий. Отдельное спасибо тем, кто поддерживает канал.