В народных представлениях ребенок — не «маленький взрослый», а существо, еще стоящее в ином мире одной ногой. Он будто помнит дорогу, по которой пришел, и потому тянется к тайным тропам: разговаривает с теми, кого другие не видят, смеется ветру, плачет без причины и спит, словно летает. Для традиционной культуры это были не фантазии, а естественное состояние: пока ребенок мал, он ближе к потустороннему, чем к миру людей. Задача взрослых — бережно перевести его на нашу сторону, не спугнув удачи и не оборвав тонкую нить. Сон ребенка — словно плавание, и важно, чтобы «волна» несла его к дому, а не к лесным соседям. Имя часто давали не сразу: пока безымянный, он легче для духов; а имя — это якорь, привязывающий к роду и земле. Домовой считался первым «нянем» вне человеческой семьи: его угощали молоком и хлебной крошкой, чтобы он не пугал ночью и не щипал дитя за пятки. Но и другие силы не оставались в стороне. Русалки и лешие особенно «любили» невиничей и подростков-гуляк: потому детей не