Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: шестой вселенский собор. Разгром монофелитства.

Автор: Hoomkeen Успешное отражение арабской осады Константинополя в 678 году позволило империи заключить мир с арабами, боевые действия прекратились и в Азии, и в Африке. Муавия, предчувствуя смерть, прилагал все силы к передаче титула халифа по наследству своему сыну - попирая все традиции молодого исламского государства. Взятые им со всех клятвы, розданное золото, верные люди на постах губернаторов провинций, всё это не поможет - Халифат скатится во вторую фитну, и арабам долгое время будет не до греков. Но после десятилетий поражений и отступлений Римская Империя не могла даже и мечтать о реванше. Их столица была спасена в значительной степени географическим положением и греческим огнем, с помощью которого флот греков не дал заблокировать город во время осады. Император Константин Погонат прилагал все усилия чтобы хоть как-то удерживать в руках те города, которые были разбросаны по Средиземноморью и ещё признавали власть империи. Империи требовались деньги и солдаты. Но не только ко

Автор: Hoomkeen

Успешное отражение арабской осады Константинополя в 678 году позволило империи заключить мир с арабами, боевые действия прекратились и в Азии, и в Африке. Муавия, предчувствуя смерть, прилагал все силы к передаче титула халифа по наследству своему сыну - попирая все традиции молодого исламского государства. Взятые им со всех клятвы, розданное золото, верные люди на постах губернаторов провинций, всё это не поможет - Халифат скатится во вторую фитну, и арабам долгое время будет не до греков.

Но после десятилетий поражений и отступлений Римская Империя не могла даже и мечтать о реванше. Их столица была спасена в значительной степени географическим положением и греческим огнем, с помощью которого флот греков не дал заблокировать город во время осады. Император Константин Погонат прилагал все усилия чтобы хоть как-то удерживать в руках те города, которые были разбросаны по Средиземноморью и ещё признавали власть империи. Империи требовались деньги и солдаты. Но не только количество воинов и денег определяет устойчивость страны - восточные провинции легко перешли под власть арабов из-за многовековой религиозной распри, конец которой пробовали положить ещё в 451 году на IV соборе в Халкидоне. Монофизитство, осужденное тогда решением собора, так и не исчезло и два последующих века доминировало в Египте, Сирии и Палестине.

Монофелитство, попытка императора Ираклия примирить два непримиримых направления в объяснении писания, было плохо воспринято и на востоке, и на западе, но упорно насаждалось императорами и Константинопольскими патриархами. В борьбе с монофелитством успел пострадать не только знаменитый Максим Исповедник, но и один из Римских Пап - св. Мартин.

Если раньше Константинополь решал проблему Египта, где монофелитов было на порядок больше чем халкидонян, то теперь, после потери восточных провинций, ситуация в корне изменилась. Бегущие от арабского завоевания жители востока прибывали в западные провинции и столицу, полностью католические города империи, принося с собой не бывавшие тут религиозные распри. В столице, кроме Константинопольского патриарха, жили также патриархи потерянных провинций - согласно делению церкви, Иерусалимский, Александрийский и Антиохийские. Ну, или их временные представители/заместители вдовствующих кафедр.

Три из пяти патриархий христианства попали под власть халифата.
Три из пяти патриархий христианства попали под власть халифата.

Возможно империя всё ещё надеялась, что как с персами, наступит время и арабское нашествие схлынет обратно в пески, но постепенно временная эвакуация восточных кафедр в столицу превращалась в постоянное пребывание их в столице. Без восточных провинций монофелитство оказалось ненужным компромиссом перед исчезающей на территории империи религиозной доктрины. Оставшиеся монофизиты и монофелиты вносили больше сумятицу в общественную жизнь страны, так что император собрал собор, для того чтобы ещё раз попробовать завершить религиозные споры в своей стране.

Собор был организован очень серьёзно - проходило множество заседаний, слово предоставлялось всем сторонам конфликта. Сам император присутствовал на первых заседаниях как наблюдатель и организатор.

Прибыли представители христианства со всех уголков империи. Папа Римский Агафон, получивший приглашение прибыть на собор (отосланное другому папе, Домну) прибыть не смог, но прислал вместо себя трех представителей. Интересная деталь, показывающая состояние Рима в эти печальные годы - Агафон в сопроводительном письме отмечает, что он не смог найти для собора людей ученых, как того просил император. Науки и грамотность были в те годы на западе в жутком упадке. Однако папские представители отличались крепостью... своих убеждений и большой силой... веры, я надеюсь.

По мере прохождения собора количество епископов и их представителей росло, и доходило до 153, а основные задачи, поставленные перед собором императором были 1) тщательном исследовании учения монофелитов и 2) итоговом изложении православного учения.

-3

Основным защитником монофелитов вначале выступал Макарий, Патриарх Антиохийский. Первые заседания выслушивали его доводы, цитаты из трудов ученых богословов древности, где он находил подтверждения единой воле Христа. Далее епископы разбирали эти цитаты и решали, насколько они уместны как доказательства в пользу монофелитства. Заседания собора, между прочим, тянулись почти год.

Позиция Макария стала трещать, когда он начал цитировать деяния V Вселенского Собора. Участники собора обратили внимание, что документы, которые явно свидетельствовали в пользу монофелитства, были не пронумерованы, да и по почерку не соответствовали остальным страницам рукописи. Более того, обнаружились люди, которые узнали почерк монаха Георгия, ученика Макария. Дальнейшее расследование показало, что деяния собора какое-то время находились в руках пресвитера Стефания, тоже ученика Макария. Оба были найдены и сознались, что под руководством Макария ими был осуществлен подлог, вырваны часть документов и вставлены новые, с целью оправдать монофелитские доктрины.

Слово за слово, представители папы зачитали послание Агафона, Макарию, после цитирования многих Отцов Церкви, стали задавать вопросы - "Пусть боголюбезнейший Макарий объяснит, исповедует ли он два естественные хотения и два естественные действия в домостроительстве воплощения Христа Бога нашего?". Макарий уперся и был пойман на ереси.

Патриарха лишили омофора, а после анафемствовали, избрав на его место нового патриарха Феофана, который продолжил участвовать в соборе.

АНАФЕМА, как много в этом слове...
АНАФЕМА, как много в этом слове...

Но это был ещё не конец. Избавившись от главного защитника монофелитов (а Патриарх Константинопольский, начиная как сторонник монофелитства, поменял по ходу собора убеждения и примкнул к большинству), участники решили дать монофелитам шанс, и предложили любому защитнику этого учения выступить перед ними и предоставить доказательства верности своих убеждений. Император в этом уже не участвовал, в принципе все было уже понятно, кроме того на северные окраины империи откочевала часть булгар, и он занимался новой проблемой, свалившейся на несчастную страну.

Не знаю, как много людей пришлось выслушать в итоге на соборе, но известен случай монаха Полихрония. Тот принес собранию некие листы с изложением монофелитских доктрин в его понимании, и пообещал воскресить ими мертвого, совершив триумф веры. Нашелся мёртвец, на котором 12 часов лежали эти бумаги, а Полихроний молился, но в итоге признал, что что-то пошло не так. Но своих убеждений не сменил, за что был анафемствован.

Увы, оживлять людей бумажками не получилось. А жаль.
Увы, оживлять людей бумажками не получилось. А жаль.

В итоге собор наконец то вернулся к тому, что монофелитство было ошибкой и надо это исправить. Империя наконец-то стала религиозно едина, без провинций, активно не признающих столичный символ веры.

Наверное надо добавить, что спустя десяток лет был составлен список правил для священников, так называемые 85 апостольских правил, которые православные люди считают частью этого собора. На западе же, в Риме, эти правила противоречили сложившейся традиции (например правило, что в церквях нельзя было изображать Христа в виде агнца), так что там работали только 50 апостольских правил, ну и решения эти в Риме частью собора не признают.

Например, правило "не дерись". А ещё нельзя пить в корчме (если не путешествуешь)
Например, правило "не дерись". А ещё нельзя пить в корчме (если не путешествуешь)

Император проигрывает болгарам Фракию, а мы возвращаемся на запад. Радостные вести о победе истинной веры прибывают в Рим когда папа Агафон уже умер. Вообще в Риме, и так уже давно стоявшему призраком былого величия, в эти годы свирепствовала чума. Папы римские пару десятков лет не будут задерживаться более чем на год-два, потом престол опять будет пустовать почти год, ожидая решения из Константинополя. Мы покидаем Италию, где лангобардские короли всё ещё размышляют, оставаться ли им арианами или всё же принять римскую веру вслед за всеми соседями, и возвращаемся ближе к Парижу, посмотрим, что происходит у франков.

А вот что было до этого: История Европы 650-700гг

Наш телеграм-канал.