Мы провели десятки интервью с гидами и тревел-агентами и выяснили, что главные их боли – это профессиональное выгорание и стеклянный потолок в доходах. Решение – переход в новую профессию, которая становится трендом. Объясняем, что такое travel-дизайн, и как он помогает монетизировать уникальный опыт.
Кризис в тревел-индустрии: почему гиды и агенты перестают расти
В прошлый раз мы остановились на том, что из-за стремительной интеграции AI во все сферы туристического бизнеса значение и ценность коммуникации «человек-человек», а также личный опыт автора маршрутов путешествий – это то, что привлекает искушенных туристов и оправдывает в их глазах необходимость платить за туристическую услугу. В наше время сфера туризма наравне с другими подвержена моде и трендам, одним из которых является набирающий обороты популярности тренд на travel-design.
Работая над созданием нашего маркетплейса маршрутов путешествий, мы провели более 40 интервью с профессиональными гидами и тревел-агентами, работающими по всему миру с русскоговорящими туристами. Наша основная задача была выяснить, как они видят свое дальнейшее профессиональное развитие, какие боли и проблемы испытывают. Если обобщить все полученные ответы и собрать их в едином списке, то выглядеть он будет следующим образом:
- Дефицит впечатлений и рутина: нет новизны в предложениях для клиентов. Постоянная работа по отработанным маршрутам приводит к профессиональному выгоранию и, как следствие, снижению качества услуг;
- Нет времени на личную жизнь: на собственный отдых с семьей времени практически не остается. Жесткий график, постоянная доступность для клиентов и необходимость оперативно решать возникающие проблемы приводят к хронической усталости;
- Пробелы в экспертизе: многие признались, что не в полной мере владеют местными языками, им не хватает знаний специфических терминов на иностранном языке, а также культурно-исторических знаний и понимания бизнес-протокола;
- Потолок в доходах: большинство хотят больше зарабатывать, а для этого нужны более обеспеченные или более осознанные клиенты;
- Отсутствие продвижения: весь бизнес ведется в Интернете, никто специалистов централизовано не продвигает, у всех есть потолок в продажах, накопленный пул клиентов, выше которого не прыгнуть, нет ярких прорывов в интересных новых направлениях;
- Незнание, как расти: не знают, как перепрыгнуть стеклянный потолок в продажах, в силу отсутствия навыков и образования не занимаются ни развитием бизнеса, ни кастдевом.
Рождение гипотезы: кто спасет уставших экспертов?
Отсюда родилась гипотеза. Мы предположили, что туристические агенты и профессиональные гиды, действующие индивидуально, не имеют достаточных возможностей для увеличения продаж и перехода на другой уровень клиентов из-за недостатка знаний о новых направлениях и непонимания изменения настроений и новых потребностей взыскательных клиентов.
Все это не дает им возможности расти в доходе, изучая и обмениваясь опытом со своими коллегами. Плюс они перегружены, и им не хватает времени обеспечить себе тот уровень отдыха, который они создают своим клиентам. Анализируя эти проблемы, можно с уверенностью сказать, что профессия travel-designer представляет собой будущее туристической индустрии, предлагая решение многих из выявленных болевых точек.
Travel-дизайнер vs Тревел-агент: в чем ключевые отличия?
- Создание уникального, а не продажа стандартного. В отличие от тревел-агентов, фокусирующихся на бронировании стандартных туров, тревел-дизайнер создает уникальные и персонализированные маршруты. И при соблюдении обязательного условия постоянного или длительного проживания в стране или регионе предлагает клиентам новые впечатления и неизбитые направления, что критически важно для привлечения требовательной аудитории, пресыщенной стандартными предложениями.
- Глубокая экспертиза, а не поверхностные знания. Тревел-дизайнер – это не продавец туров и не гид, а носитель уникальных знаний и локальной экспертизы. Он обладает глубокими знаниями о культуре, истории, гастрономии и других аспектах конкретных регионов, что позволяет ему создавать аутентичные путешествия, удовлетворяющие потребность клиентов в погружении в среду и в культурном обогащении. Фактически, тревел-дизайнер закрывает пробел в языковых и культурно-исторических знаниях, выявленный у многих традиционных тревел-агентов.
- Персонализация, а не шаблон. Тревел-дизайнер всегда тщательно изучает потребности, интересы и стиль жизни клиента, чтобы создать путешествие, идеально соответствующее его запросам. Это позволяет предоставить более высокий уровень сервиса и удовлетворить даже самые взыскательные требования, в то время как обычные агенты часто предлагают "пакетные" решения, не учитывающие индивидуальные особенности.
- Высокий чек и преодоление потолка. За счет создания уникального маршрута путешествия (а по сути детального расписания на каждый день путешествия) тревел-дизайнер ориентируется на потребности взыскательных и искушенных путешественников и с помощью предельной кастомизации своей услуги легче преодолевает "стеклянный потолок" в доходах, создавая ценность, которую клиенты готовы оплачивать.
Travel-дизайн – это эволюция
На мой взгляд, тревел-дизайнер – это эволюция традиционной роли гида и тревел-агента. Она требует более глубоких знаний, обязательного длительного проживания на территории, навыков структурировать и администрировать маршрут путешествия, умения анализировать клиента и «кроить» под него картину путешествия.
Travel design – это особый подход к путешествиям, настроенный на индивидуальные предпочтения клиента, это тщательно продуманное и организованное приключение, вплоть до мельчайших деталей, это целая система,которая объединяет в себе элементы комфорта, эстетики и персонализации, чтобы создать неповторимый и запоминающийся опыт.
Именно такой подход позволяет удовлетворить потребности современного путешественника и обеспечить устойчивый рост и развитие бизнеса. В контексте всего сказанного, travel-design выглядит как очень перспективная альтернатива классическому тревел-бизнесу и эффективный инструмент дополнительной монетизации для гидов и фрилансеров. Тревел-дизайнер – это новая профессия на стыке сервиса, локальной экспертизы и культурной дипломатии. Ее ценность возрастает, потому что стандартные услуги более не интересны взыскательным клиентам. Профессия востребована, но слабо структурирована, нет прозрачных критериев качества, рейтингов, профессионального образования.
Как это работает в нашем Ателье маршрутов GeoCult?
- Заполнение брифа клиентом и онлайн встреча с выбранным тревел-дизайнером. Мы обсуждаем вкусы, предпочтения, опыт путешествий, ожидания от предстоящей поездки.
- Построение маршрута и расписания на каждый день путешествий, с внесением в маршрут описания каждой точки, геометок, рекомендаций от тревел дизайнера, интересных фактов и тд.
- Согласование маршрута и внесение необходимых корректив.
- Необходимое бронирование ресторанов, экскурсий, подтверждение броней и пр.
- Оформление всего маршрута в формате PDF, загруженного на гаджет заказчика или отправленного ему email.
- Необходимое администрирование путешествия в заранее оговоренном объеме.
Почему технологии не заменят travel-дизайнеров
В современным стремительно меняющемся цифровом мире многие уверены, что могут самостоятельно удовлетворить все свои потребности, связанные с путешествиями. С помощью нескольких кликов мы легко бронируем и покупаем авиабилеты, проживание, арендуем автомобиль.
Но именно в этом и заключается парадокс: чем проще становятся базовые операции, тем выше ценность уникальной человеческой экспертизы. Клиенты, уставшие от однообразия, ищут не просто услугу, а эмоцию и личное отношение.
Как я уже неоднократно убеждалась, в этом мире стандартизированных услуг нашему опыту путешествий очень сильно не хватает уникальных деталей, погружения в культуру и быт новой страны, возможности побыть и просто подышать в новом городе или регионе. Именно поэтому технологии не так скоро заменят тревел-дизайнеров, ведь именно они благодаря своему опыту местных жителей соединяют своих клиентов с сердцем и душой новой территории и превращают уникальный маршрут в историю путешествия.
P.S. Для гидов и тревел-агентов, которые чувствуют в себе силы и экспертизу для перехода на новый уровень, ждем в Ателье маршрутов GeoCult. Ознакомиться с проектом можно по ссылке в шапке профиля.