Предлагаю вниманию читателей интервью с заводчицей тибетских терьеров и бобтейлов Светланой Поповой, где она поделится историей создания своего питомника «Волшебный Сейд», а также расскажет много интересного о тибетцах, староанглийских овчарках и о жизни с ними на далеком севере.
- Светлана, когда я зашла на страничку вашего питомника в ВК, то с удивлением узнала, что ваш город Мончегорск. Это же где-то за полярным кругом? Расскажите, пожалуйста, как вы решились заняться разведением собак в столь неожиданном месте.
- Да, еще несколько лет назад я действительно жила на Крайнем Севере, в Мурманской области, где и завела свою первую собаку, а затем зарегистрировала питомник. Изначально участие в выставках и, тем более, породное разведение в мои планы не входило.
У меня тогда был в жизни непростой период, мне нужно было восстановиться после продолжительной болезни, и я искала компаньона для себя, чтобы как можно больше двигаться и иметь для этого стимул. Мне всегда нравились крупные лохматые собаки. Поэтому я выбирала между бриаром и комондором.
Но потом мне попалась Энциклопедия пород собак, на страницах которой я впервые увидела бобтейла (староанглийскую овчарку). И, хотя в жизни эту породу я никогда не встречала, сразу же влюбилась в нее и стала подыскивать щенка.
В одном питомнике мне отказали, решив, что у меня недостаточно опыта, а вот у заводчиков Евгении и Виктора Петраковых из «Пушистого волшебства» никаких вопросов не возникло, и я с радостью отправилась в Москву за своей будущей питомицей.
Так в июле 2005 года у меня появилась Барышня, дома – Хасси. А через четыре месяца к нам присоединился Боярин, родной брат Барышни.
Понятно, что вязки между ними были невозможны, но обе собаки были чудо как хороши и внешне, и по характеру. Поэтому я решила, что нам стоит поучаствовать в выставках. И не ошиблась.
Боярин и Барышня за свою выставочную карьеру завоевали немало титулов, неоднократно побеждали в конкурсе пар.
В 2008 году Барышня впервые стала мамой, и тогда же я зарегистрировала свой питомник «Волшебный Сейд». День рождения питомника мы празднуем 1 августа.
- Я правильно понимаю, что собаку вы выбирали по картинке? Не боялись, что порода не подойдет вам по характеру? Да и по внешнему виду сразу было ясно, что уход за шерстью будет непростой. Подозреваю, что за полярным кругом очень нелегко найти не только кинолога и грумера, но и косметику для собак. Как справлялись?
- По поводу отсутствия рядом нужных специалистов вы несколько заблуждаетесь.
В Мурманской области очень развита кинология. И даже в таком небольшом городке, как Мончегорск, есть свой кинологический клуб, который был основан еще во времена ДОСААФ. Так что при необходимости найти хорошего кинолога мне бы не составило труда.
К счастью, никаких проблем с воспитанием бобтейлов у меня не возникло. Их спокойный, покладистый нрав, ум, интеллигентность не дали мне повода усомниться в правильности моего выбора. К тому же, эти собаки оказались отличными няньками для детей и щенков и помогали мне следить за подрастающим поколением.
С грумерами было чуть посложнее, поскольку в регионе отсутствовали специалисты, работающие о староанглийскими овчаркам. Так что уходу за шерстью и хендлингу я в первую очередь училась у заводчиков моих бобтейлов, Евгении и Виктора, с которыми у меня сразу сложились теплые дружеские отношения.
Они подробно консультировали меня по телефону, а несколько раз я даже специально ездила в Москву, чтобы взять у них уроки мастерства.
Эти люди научили меня не только правильному уходу за питомцами, но и выставочному этикету, поделились секретами работы в ринге, за что я очень им благодарна.
А косметику можно было приобрести во время выездов на выставки или заказать доставку.
Но все равно, мне, как новичку, показы своих собак на первых порах давалось нелегко.
- «Волшебный Сейд» – откуда такое название? Оно как-то связано с севером?
- В Мурманской области есть Сейдозеро, в окрестностях которого встречаются гигантские валуны, установленные на три небольших камня-ножки. Это и есть сейды - культовые сооружения северо-европейских народов, в частности, саамов. На саамском «сейд» означает «священный», а в регионе под этим словом подразумевается большой камень.
Кроме того, в названии присутствует еще и привязка к питомнику «Пушистое волшебство». Так что вместе получился «Волшебный Сейд».
- А как у вас появились тибетские терьеры? Откуда вы вообще о них узнали?
- О тибетцах мне рассказали заводчики бобтейлов. Представители этой породы, выведенной в монастырях Тибета, запали мне в душу, но я долго не могла себе позволить их завести.
До них я пробовала поработать с пуделями. Красотка (Северный Вихрь Грация Морошка'С), черный большой пудель из «Северного вихря» - и поныне действующего питомника миниатюрных и той-пуделей, а также русских тоев Елены Майзеровой, собрала множество титулов, стала Лучшим пуделем 2010 года, но вязать ее я так и не стала. Порода оказалась не моя. Тем не менее, Красотка оставалась рядом со мной все 15 лет своей собачьей жизни.
Наконец, в 2017 году, когда у меня оставалось три бобтейла и пудель, я приобрела двух тибетских терьеров.
Сначала ко мне приехала Юма, а чуть позже к ней присоединилась Касси. А через год я взяла еще и взрослую отказницу Улю.
- С тибетцами пришлось проходить школу груминга заново?
- К счастью, у меня уже было достаточно опыта, тем более, что повседневный уход за ними мало чем отличается от ухода за староанглийскими овчарками. Это к выходу в ринг их нужно готовить по-разному – бобтейлов начесать, а тибетских терьеров, наоборот, пригладить. Но это уже, что называется, мелочи.
- Давайте еще немного поговорим о жизни за полярным кругом. У меня те края ассоциируются с хаски, маламутами, лайками… Вы же выбрали, мягко говоря, не самые популярные породы, о которых мало знают даже заядлые собачники. Насколько востребованы оказались на севере щенки бобтейла и тибетского терьера?
- Мало востребованы. За все время существования питомника только два щенка тибетского терьера и пять бобтейлов остались в Мурманской области. Впрочем, проблем с продажей щенков тоже не было. Все благополучно разъехались не только по стране, но и по миру.
- А полярный день и полярная ночь как-то влияют на развитие щенков, на распорядок дня животных?
- Никак не влияют. Собакам все равно. Единственное, во время полярной ночи я, уходя на работу, оставляла включенным свет, чтобы питомцы не сидели в темноте. В остальном все как у всех. Прогулки, игры, кормление… Лохматые собаки, конечно, больше любят зиму, в холодное время года им комфортнее, у них появляется густой подшерсток, поэтому им не страшен даже серьезный минус.
- А вам тоже по душе долгая зима?
- Я бы так не сказала. Именно потому, что устала от слишком продолжительного зимнего периода, в 2020 году решилась на переезд и теперь вместе с питомцами живу в Тверской области.
- Насколько легко собаки привыкли к жизни на новом месте?
- Все освоились очень быстро, хотя я везла с собой и малышей, и старичков. Конечно, какое-то время на ушло на то, чтобы адаптироваться, но для моих животных важнее, чтобы рядом была я, а где мы все вместе будем жить, уже не столь существенно.
- Значит, теперь, чтобы приобрести в вашем питомнике щенка, не нужно ехать за ним или доставлять его за тридевять земель. Стали ли вы в связи с этим чаще получать потомство от своих собак?
- Нет. Я никогда не стремилась к большому количеству вязок. Ни тогда, когда у меня в разведении были две породы, ни сейчас, когда временно в племенной работе участвуют только тибетские терьеры. Скажу больше, все мои задействованные в вязках суки давали за жизнь не больше двух пометов.
- Насколько я понимаю, финансово это совершенно невыгодно. Я уже молчу про энерго- и трудозатраты при выращивании щенков. Какой тогда смысл в данной затее?
- Смысл в сохранении и улучшении породных качеств. Мне интересно заниматься подбором пар. Кроме того, я убеждена, что совсем не обязательно быть супер-чемпионом, чтобы оказаться хорошим производителем.
Иногда от двух не самых титулованных собак можно получить очень интересный помет, поэтому я не боюсь экспериментировать и учитываю не столько заслуги в рингах, сколько наследуемые факторы – здоровье, анатомическое строение, окрас, структуру шерсти, характер…
Ждать какой-то прибыли, разумеется, мне не приходится, особенно с учетом того, что я не продаю щенков, не прошедших полный курс вакцинации, то есть, все они находятся у меня минимум до 2,5 месяцев, а это, соответственно, дополнительные расходы на содержание и прививки. Возможно, кому-то и удается разбогатеть на продаже животных, но это точно не я.
- А кто из ваших собак завоевал больше всего титулов? И есть ли у вас любимчики?
- Что касается титулов, то тут мне сложно провести четкую границу. У разных моих собак разные достижения. Количество выездов на выставки и ранг мероприятий тоже разнятся.
Например, тибетский терьер Мира (Volshebnij Seyd Baelsali Simia Ruadari) стала Интерчемпионом.
А дочка Барышни, бобтейл Алмазная Крошка, оставшаяся в питомнике, всегда выходила в бесты, за исключением 2-3 выставок за всю карьеру.
Опять же, многие представители «Волшебного Сейда» продолжают выставочную карьеру, поэтому могут добавить еще множество титулов к уже завоеванным.
Точно так же я не могу назвать кого-то своим любимчиком. Хотя отмечу, что Виива, бобтейл, порой удивляет меня в хорошем смысле этого слова. Можно сказать, что она помогает мне управлять питомником и является моей правой рукой.
Это думающая собака, которая уверена, что все должно быть под ее контролем. Она знает всех остальных членов стаи по именам, следит за порядком. Если кто-то вдруг не сразу выполняет команду или пропадает из вида, она безошибочно определяет, кого нужно подтолкнуть в нужном направлении, и делает это.
А еще Виива отличный охранник (что бобтейлам не свойственно) и пастух.
Тибетские терьеры тоже могут получить рабочий сертификат по пастьбе, но, на мой взгляд, порядком уступают на этом поприще староанглийским овчаркам.
- А как выбираете будущих владельцев? Кому не продадите щенка ни при каких условиях?
- Жестких критериев отбора у меня нет. Все происходит на интуитивном уровне. И могу сказать, что за все время я ошиблась лишь однажды, когда мой выпускник оказался на улице, после чего вернулся ко мне.
Со многими владельцами, купившими у меня собак, я поддерживаю связь, поэтому за судьбу животных могу не переживать.
Не отказываю семьям с детьми и тем, у кого уже есть питомцы, ведь и бобтейлы, и тибетцы легко уживаются со всеми.
Не требую обязательного участия в выставках.
Более того, я уверена, что не все собаки должны идти в разведение.
Случается, что кто-то перешагивает верхний предел роста или не дотягивает до нижнего, имеет недостаточную пигментацию или неполный зубной ряд. Это не мешает питомцу жить счастливой собачьей жизнью, но закрывает путь к вязкам.
Поэтому, если человек не готов растить чемпиона (а это огромный труд, который по силам далеко не каждому), то я с удовольствием подберу ему щенка, который будет отлично чувствовать себя на диване рядом с любящим хозяином.
Самых перспективных, на мой взгляд, животных я оставляю в питомнике.
Кому точно не продам, так это тем, у кого живет множество самых разных собак. Это наводит на мысль, что люди плодят питомцев на продажу и хотят добавить в свой список еще одну породу.
- Раз уж вы упомянули так называемых плодильщиков, поделитесь, как вы относитесь к тому, что контроль над породным разведением планируется существенно ужесточить?
Не получится ли так, что заводчики окажутся между молотом и наковальней и будут вынуждены отказаться от своей деятельности, если с одной стороны появятся строгие ограничительные меры и заметно бьющие по карману штрафы, а с другой будут стоять зоозащитники со своим категоричным: «Не покупай, возьми питомца из приюта»?
- Я считаю, что контроль обязательно нужен. Селекционная работа – это то, что требует глубоких знаний, умения анализировать и просчитывать результаты вязок. Если этим будут заниматься все подряд, ничего хорошего породное собаководство не ждет.
Понятно, что дворняги никуда не исчезнут, и всегда будут находиться люди, нарушающие запреты или не способные уследить за своими питомцами, но подобные вещи не должны носить массовый характер. А уж конвейеры по производству щенков вообще не допустимы.
Отдельно хочу сказать про так называемые дизайнерские породы, которые сейчас входят в моду. К сожалению, там сложно предсказать, что вырастет из появившегося на свет щенка, не говоря уже о следующих поколениях. Эти животные имеют проблемы со здоровьем, часто погибают, прожив совсем короткую жизнь.
Но спрос рождает предложение, поэтому всевозможные метисы продаются «с документами» за огромные деньги, хотя ни стандарта, ни, тем более, официального статуса данные «породы» не имеют.
Так что еще раз повторю, я за то, чтобы деятельность питомников и заводчиков контролировалась.
- Совершенно с вами согласна. Что ж, давайте вернемся к тибетским терьерам. О чем обязательно предупредите потенциальных хозяев, когда будете рассказывать о породе?
- Объясню, что это эмоциональные, подвижные, активные собаки, к тому же довольно упрямые. Поэтому им крайне важно пройти хотя бы минимальный курс дрессировки, чтобы в дальнейшем и питомцу, и хозяевам было комфортно рядом друг с другом.
- Как можно с вами связаться, чтобы узнать, есть ли у вас щенки на продажу или уточнить какие-то моменты, касающиеся тибетских терьеров?
- К сожалению, сейчас у меня небольшие проблемы с интернетом, поэтому лучше звонить мне по телефонам +7 921 169-69-18 и +7 911 327-89-39 или отправить смс.
Тем более, что сейчас в моем питомнике ждут своих владельцев несколько тибетских мальчишек и девчонок, родившиеся 21 мая текущего года.
Если кому-то приглянулся один из малышей на фото, выходите на связь. С удовольствием расскажу о каждом и отвечу на все вопросы.
- Большое спасибо за интересное общение. Удачи вам и вашим питомцам!
Спасибо, что дочитали до конца. ЗДЕСЬ вы можете подписаться на мой канал, возможно, там есть еще что-то интересное для вас. И не забудьте поставить лайк, если статья вам понравилась.
Пожалуйста, будьте корректны в комментариях. Помните, мы в ответе за то, что говорим и пишем.