Голливуд — это конвейер. Но иногда в его шестеренках что-то ломается, и на свет появляется странный, никому не нужный проект. Продюсеры рвут волосы, режиссеры готовятся к забвению, а зритель вдруг валит в кассы. Давайте вспомним пять таких историй о гадких утятах, ставших золотыми гусями.
Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда
Star Wars (1977)
Юный фермер Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) находит дроидов с тайным посланием (Энтони Дэниелс и Кенни Бейкер). Он объединяется с рыцарем-джедаем Оби-Ваном Кеноби (Алек Гиннесс), контрабандистом Ханом Соло (Харрисон Форд) и его напарником Чубаккой (Питер Мейхью), чтобы спасти принцессу Лею (Кэрри Фишер) и бросить вызов Галактической Империи.
Джордж Лукас таскал свой сценарий по студиям, но никто не видел денег в «космической сказке для детей». Fox согласились со скрипом, отдав режиссеру права на мерчандайз — так они были уверены в провале. А он взял и смешал самурайские фильмы, вестерны и фэнтези, создав мифологию на века. Эффект «пожившей вселенной», где техника грязная и ломается, стал откровением на фоне стерильной фантастики 70-х. Это кино для тех, кто ищет в фантастике не только лазеры, но и вечный миф о борьбе добра со злом, рассказанный с мальчишеским задором.
Рокки
Rocky (1976)
Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) — боксер-неудачник из трущоб Филадельфии, подрабатывающий вышибалой у ростовщика (Джо Спинелл). Неожиданно ему выпадает шанс всей жизни: бой за титул чемпиона мира в тяжелом весе против непобедимого Аполло Крида (Карл Уэзерс), который выбрал его для шоу.
Сталлоне, тогда нищий актер, написал сценарий за три дня и продал его с условием, что сам сыграет главную роль. Продюсеры плевались, предлагали роль звездам, но он уперся. В итоге снимали за копейки, в массовке — родственники, а знаменитая пробежка по ступеням — партизанщина чистой воды. «Рокки» — это не столько про бокс, сколько про человеческий дух, про гимн «маленькому человеку» на фоне уставшей от поражений Америки 70-х. Фильм для тех, кто верит, что главный бой — это бой с самим собой, а победа — не всегда нокаут.
Маленькая мисс Счастье
Little Miss Sunshine (2006)
Дисфункциональная семья Гуверов на старом микроавтобусе отправляется через всю страну, чтобы их семилетняя дочь Олив (Эбигейл Бреслин) смогла поучаствовать в детском конкурсе красоты. В пути им предстоит столкнуться с поломками, ссорами и собственными комплексами.
Сценарий пять лет пылился на полках, студии считали его «слишком странным» и отказывались финансировать. В итоге независимый проект, снятый за 8 миллионов, собрал в прокате больше 100! Секрет — в гениальном балансе едкой сатиры на американскую мечту и искренней любви к своим персонажам-неудачникам. Вместо глянцевой истории успеха — гимн провалу и принятию себя. Фильм для циников с нежным сердцем, уставших от приторных голливудских сказок и готовых посмеяться над абсурдом бытия.
Челюсти
Jaws (1975)
На курортном острове Эмити появляется гигантская акула-людоед. Начальник местной полиции Мартин Броуди (Рой Шайдер), океанолог Мэтт Хупер (Ричард Дрейфусс) и ветеран-охотник на акул Квинт (Роберт Шоу) выходят в открытое море, чтобы выследить и уничтожить монстра.
Съемки превратились в ад: бюджет раздулся, актеры враждовали, а механическая акула по кличке «Брюс» постоянно тонула. Стивен Спилберг был на грани нервного срыва и увольнения. Отчаявшись, он решил почти не показывать монстра, нагнетая саспенс гениальной музыкой Джона Уильямса и операторской работой. Этот производственный кошмар породил первый летний блокбастер в истории и научил Голливуд, что ожидание ужаса страшнее самого ужаса. Идеальное кино для тех, кто ценит мастерски выстроенный саспенс и понимает, что монстр — не главное.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света
The Blair Witch Project (1999)
Трое студентов-кинематографистов (Хезер Донахью, Джошуа Леонард и Майкл С. Уильямс) отправляются в леса штата Мэриленд, чтобы снять документальный фильм о местной легенде — ведьме из Блэр. Они бесследно исчезают, а год спустя находят их видеокассеты. Фильм представляет собой монтаж этих «найденных» плёнок.
Снятый за гроши на любительские камеры, этот фильм стал феноменом благодаря первой в истории вирусной интернет-кампании. Создатели запустили сайт с фальшивыми полицейскими отчетами, убедив многих, что события реальны. Эффект документальности и полное отсутствие спецэффектов пугали до дрожи: воображение зрителя само рисовало монстров в темноте. «Ведьма» родила моду на жанр «найденной пленки» и доказала, что для настоящего ужаса не нужен бюджет, а нужна лишь идея. Фильм для ценителей хоррора, знающих, что скример — это дешевка.