В Нижнем Новгороде прошел XXV Рекламный форум, организованный Торгово-промышленной палатой Нижегородской области. Участники и эксперты рынка в течение двух дней обсуждали нынешние тренды, будущее отрасли и необходимые изменения в законодательстве.
Такие площадки, как рекламный форум, позволяют не только предпринимателям услышать власть, но и дают власти услышать бизнес, задают разумные рамки стремительному росту законодательных инициатив, — отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова.
На пленарном заседании эксперты форума обсудили нынешнее состояние рынка рекламы. По данным вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергея Веселова, объем рынка в целом по стране, по данным за первое полугодие 2025 года, вырос на 10% к аналогичному уровню прошлого года и достиг 267 млрд рублей.
Среди тенденций рынка эксперты выделили рост числа числа рекламных поверхностей в 50 крупных городах России, в первую очередь, цифровых экранов. За год их количество увеличилось на 50%. Растет и доля диджитал-сегмента в издательском деле. Кроме того, участники оценили и эффективность рекламы на разных площадках. Так, 70% пассажиров общественного транспорта обращают внимание на объявления, а 25% совершают покупку после просмотра. На радио рекламу замечают 70% слушателей, а 76% считают её полезной.
Кроме того, к обсуждению рекламных площадок вернулись позже. По данным, которые представила руководитель направления инфлюенс креативного агентства Blacklight Серафима Соловьева, не первом месте в 2025 году среди социальных сетей и блогосферы остается VK с охватом 76% пользователей, на втором – Telegram с охватом 74%. Отметила эксперт и то, что популярность удается сохранять YouTube и TikTok, аудитория которых является самой молодой и самой активной. Укрепляет свои позиции и Дзен, однако его пользователи старше.
Участники панельной дискуссии 4 сентября обсудили и тренды, и нововведения в законах. Директор клиентского сервиса оператора рекламных данных «МедиаСкаут» Наталья Сотская рассказала, какими профессиональными навыками должен обладать специалист по маркировке рекламы в 2025 году, а также уделила внимание инструкциям по настройке отчетности и пользованию инструментами автостатистики для компаний. Добавим, что и на следующий день участники вернулись к вопросам теневого рынка, государственного регулирования и саморегулирования отрасли.
Государство предлагает регулировать рекламу всё больше, но, строго говоря, не понимает, что регулировать. Не стоит надеяться на кого-то, кто решит проблему теневой экономики. Бизнес заинтересован в саморегуляции – потому что только внутри бизнеса могут генерироваться адекватные и актуальные решения, – отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.
Однако государство, со своей стороны, хочет «видеть», как происходит саморегулирование рынка, добавила начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.
Среди трендов рынка владелец компании AF-marketing Анна Федякина на пленарном заседании отметила усталость потребителей от прямой рекламы. По словам эксперта, реклама должна создавать яркие эмоции.
В первый день форума прошла также сессия «Коммуникации в креативной экономике. Креативная экономика как коммуникация» и торжественный приём в администрации Нижнего Новгорода.
Во второй день одной из тем обсуждения стали региональные бренды. Нижегородские эксперты рассказали об опыте создания бренда города. По словам первого заместителя директора АНО «Центр 800» Василия Мельникова, с 2019 года благодаря работе над образом Нижнего Новгорода существенно вырос турпоток, а Нижегородская область была признана «Регионом года» в 2023 году по версии Russian Creative Awards. Успешно продвигают бренд региона и туристические информационные центры (ТИЦ), а также цифровые сервисы – от виртуальных гидов до VR-технологий. Увеличение интереса к региону привело к развитию MICE-туризма в Нижнем Новгороде – отрасли делового туризма: конференции, выставки, корпоративные встречи и мотивационные мероприятия. Так, город вошел в топ-10 новых центров туризма в стране, и в топ-5 городов для делового туризма.
Важность формирования локальных культурных кодов и повышение интереса потребителей к местным брендам и брендам, транслирующим вечные ценности отметили остальные участники дискуссии. Директор по стратегии Radar и эксперт Ассоциации брендинговых компаний России Антон Грищенко высказался о том, что будет влиять на коммуникацию компаний в ближайшие 5-10 лет. По его мнению, бренды будут формировать устойчивые культурные коды и поведенческие паттерны с учетом тем семьи, заботы, справедливости, локальности и прагматичности.
Ранее поднятую тему о важности эмоций в коммуникациях в своем выступлении затронула директор по стратегии COMPASS Branding Agency и эксперт Ассоциации брендинговых компаний России Ирина Рябова. Она заметила, что бренды стали опираться на эмоции, на «новую искренность» - отказ от желания прятать слабости, что потребитель воспринимает как проявление внутренней силы. Так бренды становятся частью ценностей покупателей.