С 1 ноября 2025 года в России вступает в силу масштабная реформа утилизационного сбора. Минпромторг уже опубликовал проект, из которого ясно: ставки утильсбора в очередной раз вырастут, а привычные льготы для физических лиц будут отменены. В нашей новой статье полный разбор изменений и советы экспертов из мира автолизинга, как снизить расходы на покупку автомобиля.
Что такое утильсбор и зачем он нужен
Утилизационный сбор — это платеж, который производители и импортеры обязаны внести перед получением ЭПТС за будущую утилизацию транспортного средства или спецтехники. Средства, полученные от утилизационного сбора, направляются в том числе и на поддержку отечественного автопрома.
👉🏼 Оставить заявку на лизинг российского автомобиля
Действующие правила утильсбора до ноября 2025 года
На данный момент физические лица могут ввозить одну машину в год по сниженной ставке: всего 3400 ₽ за автомобиль возрастом до трех лет и 5200 ₽ за машину старше трех лет. Эти льготы делают импорт подержанных иномарок для собственных нужд доступным и выгодным.
Цели реформы утильсбора: защита отечественного автопрома
Если для юридических лиц особой разницы нет, то для физических лиц эти изменения стали действительно радикальными. Минпромторг называет главной задачей новых правил – «устранение дисбаланса». Новая система должна поддержать российских производителей, ограничить поток подержанных иномарок и увеличить доходы бюджета.
Основные изменения утильсбора с 1 ноября 2025
Льготный утилизационный сбор, право на который имеют физические лица, для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания сохранится только для транспортных средств с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил.
Коммерческие ставки для физических лиц – конец льгот
С ноября 2025 года физические лица больше не смогут ввозить автомобили мощностью свыше 160 л.с. по льготным тарифам. На них будет распространяться коммерческая ставка иногда в сотни раз выше прежней. Импорт автомобиля «на физлицо» фактически утратит экономический смысл.
Таблица: старые и новые ставки утильсбора для автомобилей с ДВС
Объем ДВС от 1 до 2 литров
Объем ДВС от 2 до 3 литров
Утильсбор для электрокаров и гибридов
Рост популярности электротранспорта и гибридных автомобилей в России сопровождается обновлением ставок утилизационного сбора и на них. Минпромторг пересматривает коэффициенты с учетом затрат на последующую переработку аккумуляторов и электронных компонентов.
Новые значения утильсбора на электромобили и гибридных авто
Ниже приведена таблица с новыми ставками утильсбора для электромобилей и гибридов.
Как сэкономить на повышении утильсбора
Важно понимать, что новые ставки утильсбора действуют только для автомобилей, ввозимых для личного пользования. То есть на уже ввезенные машины они не распространяются, и их стоимость останется прежней с учетом ежегодной индексации ставки утилизационного сбора.
Покупка автомобилей до 160 л. с. и малолитражек
Один из самых простых способов сэкономить — выбирать автомобили с мощностью двигателя до 160 л. с. Для этих моделей сохраняется льготная ставка утилизационного сбора, что снижает общие расходы. Такой выбор особенно актуален при ограниченном бюджете на обновление автопарка.
Выбор российских и локализованных автомобилей как способ снизить расходы
Менее очевидный, но эффективный способ — отдавать предпочтение российским или локализованным авто. На них повышение утилизационного сбора сказывается в меньшей степени, что позволяет снизить дополнительные затраты.
Субсидия Минпромторга при лизинге российских автомобилей
Для юридических лиц и ИП доступна программа льготного лизинга, которая компенсирует часть расходов. Это делает покупку российских автомобилей через лизинг более выгодной и снижает финансовую нагрузку на бизнес. Такие меры позволяют эффективно оптимизировать расходы на обновление автопарка.
Утильсбор 2025: российские автомобили с субсидией Минпромторга
В 2025 году российский автопром предлагает действительно широкий перечень автомобилей, попадающих под условия программы льготного лизинга Минпромторга. Среди них есть также локализованные премиальные марки китайских автомобилей.
👉🏼 Оформить в лизинг электромобиль с субсидией Минпромторга
Москвич с субсидией Минпромторга
Москвич – один из примеров удачной локализации китайского бренда легковых автомобилей Jac. Кроме того, что Москвич унаследовал высокое качество материнской компании, его можно оформить в лизинг с субсидией Минпромторга 10%.
Электромобили в лизинг с субсидией до 35%
Кроме всем известных электромобилей эконом-класса Evolut, с 2025 года российскими стали считаться и локализованные Voyah Dream и Voyah Free. Их можно взять в лизинг с субсидией Минпромторга до 925 000 рублей. Это первый раз. когда субсидия распространяется на премиальные электрокары.
Вывод о повышении утильсбора
С ноября 2025 года покупка автомобиля на физлицо с мощностью свыше 160 л. с. перестает быть выгодной: коммерческий утильсбор сделает такую покупку слишком дорогой. Рациональный выход – лизинг на ИП или юридическое лицо с субсидей Минпромторга. Чтобы узнать, в какой лизинговой компании самые выгодные условия лизинга, оставьте заявку в лизинговом агентстве AFINOT.
Выпуски журнала о лизинге выходят каждый месяц. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующую статью.
Оригинал статьи опубликован в Журнале AFINOT на сайте afinot.ru