Найти в Дзене

Романсы и песни русских композиторов на стихи Л. В. Собинова. Часть 1. "Жизни сто лет мы втроём подарили"

Леонид Витальевич Собинов (7.06.1872 - 14.10.1934) был не только тенором, но и поэтом. И как посчитал писатель и историк театра Герман Викторович Поплавский, Собинов написал всего порядка 500 стихотворений. Часть из них уже давно опубликована в Интернете и отдельных биографических книгах (а также в академическом издании "Собинов" 1970-1972 годов) о певце, часть хранится в архивах РГАЛИ, Российского музея музыки, Отдела рукописей РНБ, онлайн-коллекциях ГЦТМ им. Бахрушина, Ярославского музея-заповедника, в домашних архивах И. Л. Собиновой-Кассиль, С. В. Плотникова и др. источниках. Коли Собинов стал плодовитым поэтом, возникает резонный вопрос: а были ли композиторы, которые обратились к его поэтическому наследию как к объекту для создания романсов и песен? Ответ прост: конечно, были и даже есть (среди ныне живущих композиторов есть один пример сочинения романса на стихи Леонида Витальевича). Правда, из крупнейших композиторов к достаточно "лёгким" по стилю стихотворениям Л. В. Собинова

Леонид Витальевич Собинов (7.06.1872 - 14.10.1934) был не только тенором, но и поэтом. И как посчитал писатель и историк театра Герман Викторович Поплавский, Собинов написал всего порядка 500 стихотворений. Часть из них уже давно опубликована в Интернете и отдельных биографических книгах (а также в академическом издании "Собинов" 1970-1972 годов) о певце, часть хранится в архивах РГАЛИ, Российского музея музыки, Отдела рукописей РНБ, онлайн-коллекциях ГЦТМ им. Бахрушина, Ярославского музея-заповедника, в домашних архивах И. Л. Собиновой-Кассиль, С. В. Плотникова и др. источниках.

Коли Собинов стал плодовитым поэтом, возникает резонный вопрос: а были ли композиторы, которые обратились к его поэтическому наследию как к объекту для создания романсов и песен? Ответ прост: конечно, были и даже есть (среди ныне живущих композиторов есть один пример сочинения романса на стихи Леонида Витальевича). Правда, из крупнейших композиторов к достаточно "лёгким" по стилю стихотворениям Л. В. Собинова никто не обращался. А вот создатели русских романсов, особенно в эпоху НЭПа, - безусловно, писали.

На стихи великого русского тенора, в общей сложности, писали романсы и песни не менее шести композиторов от эпохи НЭПа до конца 1990-х годов, а именно:

Михаил Михайлович Багриновский - "Элегия" (1911)

Борис Александрович Прозоровский - "Минареты"

Борис Леонидович Собинов (старший сын Л. В. Собинова) - "Мадридская цветочница", "Цветы на снегу", "Мадридская цветочница", "Цветы на снегу", "Апельсиновая даль", "Марион", "Гой ты, старая скифская баба..." (не окончен)

Виктор Иванович Садовников - "Элегия"

Яков Фёдорович Пригожий - "Жизни сто лет вы втроём подарили"

И наконец, в 1999 году на текст "Минаретов" свой романс написал учитель музыки и вокала из Ярославля Андрей Вадимович Виноградов (р. 24.06.1955). Первоначально он считал, что сумел "реконструировать" текст "Апельсиновой дали" Б. Л. Собинова по статье одного из местных краеведов, однако в апреле-мае 2025 года я перепроверил это утверждение по микрофильмам РГАЛИ и убедился в том, что нотный текст А. В. Виноградова почти что ничего общего с отображённой в микрофильме рукописью Бориса Леонидовича не имеет. Поэтому романс Виноградова будем считать отдельным произведением.

"Жизни сто лет вы втроём подарили" (Я. Ф. Пригожий)

Яков Фёдорович Пригожий написал свой романс "Жизни сто лет вы втроём подарили" ориентировочно в середине или конце 1920-х годов. Очевидно, что речь идёт о нескольких певцах Большого театра, которые в сумме к моменту создания произведения набрали суммарный сценический стаж в размере 100 лет. Был ли среди них Л. В. Собинов - история музыки умалчивает.

На удивление, это достаточно простой по фактуре романс для тенора (или сопрано/меццо-сопрано) с фортепиано, написанный в куплетной форме с незначительно усечённым (на один такт в конце первого периода) вариантом второй строфы. Каждый из двух куплетов написан в простой двухчастной безрепризной форме, в метрической структуре которой 1 метрический такт равен 2 графическим. Первый период является модулирующим из тоники (до минор) в доминанту (соль мажор). Каждый из куплетов предваряется четырёхтактным вступлением, образованным на сходных с основным тематическим материалом мотивах.

Жанровая природа романса "Жизни сто лет вы втроём подарили" простая - Пригожий наивно выбирает метроритмическую структуру вальса. Очевидно, что такая фактурная и метроритмическая манера должна была отразить салонный дух, для которого предназначалось исполнение этого романса.

В основе сюжета стихотворения Л. В. Собинова лежат не только похвалы певцам, имена которых не раскрываются, но и дружеское отношение к ним поэта, а также пожелание сохранить свой настоящий артистический дух, чтобы вся их карьера продвигалась как у настоящих деятелей искусства - без блата и без "всяких связей". Можно ли считать данное стихотворение тостом, к сожалению, точных исторических данных не сохранилось.

Шифр романса - РГАЛИ 864-1-214.

А какие ещё романсы на стихи Л. В. Собинова, не представленные в РГАЛИ, вам доводилось узнавать и изучать? Возможно, имена совсем не известные в плане композиторской деятельности, но мы не должны им уйти в забвение совсем.

#Романсы #Собинов #Стихотворения