Найти в Дзене
" Прялочка времени"

Явь, Навь, Правь: реальность или вымысел? Как древние славяне на самом деле видели мир

Трактовка трёх миров — тема, которую сегодня часто обсуждают в кругах родноверов, но, к сожалению, далеко не все подходят к ней с должным вниманием и исследовательским духом. Многие лидеры нынешних движений иногда упрощают и искажают суть, например, утверждая, что триада Явь, Правь и Навь — это тезис, синтез и антитезис, что едва ли было бы понятно древнему волхву. Однако подавляющее большинство простых последователей родноверия интуитивно склоняются к более аутентичной трактовке: Явь — вместилище нашего мира, Правь — мир светлых богов, а Навь — мир тёмных либо усопших предков. Всё же с терминологией возникают серьёзные вопросы. Правь
Достоверных свидетельств существования понятия «Правь» в традиционных древних источниках нет. Этот термин впервые появляется в «Велесовой книге», тексте, признанном подделкой начала XX века. Там же и возникает сама триада «Явь, Навь, Правь». Легко списать это на якобы искоренение истинного ведического наследия, но на деле древние колдовские традиции, в т

Трактовка трёх миров — тема, которую сегодня часто обсуждают в кругах родноверов, но, к сожалению, далеко не все подходят к ней с должным вниманием и исследовательским духом. Многие лидеры нынешних движений иногда упрощают и искажают суть, например, утверждая, что триада Явь, Правь и Навь — это тезис, синтез и антитезис, что едва ли было бы понятно древнему волхву.

Однако подавляющее большинство простых последователей родноверия интуитивно склоняются к более аутентичной трактовке: Явь — вместилище нашего мира, Правь — мир светлых богов, а Навь — мир тёмных либо усопших предков. Всё же с терминологией возникают серьёзные вопросы.

Правь
Достоверных свидетельств существования понятия «Правь» в традиционных древних источниках нет. Этот термин впервые появляется в «Велесовой книге», тексте, признанном подделкой начала XX века. Там же и возникает сама триада «Явь, Навь, Правь». Легко списать это на якобы искоренение истинного ведического наследия, но на деле древние колдовские традиции, в том числе заговорные практики, сохранились — и в них нет ни слова о Прави. Там часто встречается Верхний или Горний мир, но с различным и не всегда христианским контекстом.

Христианское влияние видится именно в термине «Правь», введённом, вероятно, Миролюбовым, сыном православного священника и бывшим студентом духовного училища из города Бахмут. Он же, вдохновившись индуизмом, стремился сблизить славянскую мифологию с ведическими традициями — откуда и возник монотеизм, приписанный древним.

Вывод: нет исторических оснований считать, что древние славяне называли Верхний мир «Правью» до появления «Велесовой книги». Даже её сторонники признают этот факт.

Явь
С этим словом ситуация получше: оно действительно знакомо предкам и использовалось ими. Однако «явь» — обычное слово, означающее «реальное», «то, что можно увидеть». Никакого космогонического смысла в нём не заложено.

Допустим, что можно представить средний мир с похожим названием — это уже скорее игра современных представлений, нежели исторический факт. Часто современным родноверам кажется, что их древние предки делили вселенную на три: Виртуал, Реал и Бездну, а некоторые и вовсе говорят о перемещениях между мирами по типу астральных путешествий.

Вывод: несмотря на знакомство с термином, «явь» не имела у древних космогонического значения.

Навь
Здесь ситуация ещё лучше, поскольку есть слово «навьи» — представители славянской мифологии, которые олицетворяют неуспокоенные души, блуждающие после смерти. Это не просто умершие, а определённый класс потусторонних сущностей, нередко вредоносных.

Поскольку эти «навьи» остаются здесь, не достигая покоя, назвать их местом «Навью» сложно — это скорее состояние, нежели территория.

Вывод: в мифологии наших предков Навь — это скорее образ душ, чем конкретное пространство.

В итоге можно сказать, что Явь — это просто реальность, Навь — жуткое потустороннее пространство, а Правь — скорее глагол «правь!», призыв к власти и управлению. Триада Явь, Навь, Правь как космогоническая модель впервые фиксируется в «Велесовой книге», известной только с XX века и признанной большинством учёных подделкой.

Безусловно, у древних славян существовала трёхчастная модель мира, вероятно более сложная и детализированная, как у многих других народов. Но традиционная терминология, связанная с Правью, является современной реконструкцией, основанной на спорных источниках и не имеющей под собой аутентичной основы.