Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Они сочиняли прекрасную музыку, находясь в заключении

Владимир Микошо родился 26 декабря 1897 года в уездном городе Валка Лифляндской губернии (Российская империя). Окончил Киевскую (1916) и Московскую (1929) консерватории. В 1920-е годы работал дирижером в кинотеатре «Колосс», который располагался в Большом зале Московской консерватории, а также в Центральном доме Красной Армии. В 1930-х годах преподавал в Московской консерватории, был дирижёром московского концертного ансамбля «Персимфанс», руководил Малым симфоническим оркестром Мосгоркино. Когда началась война, Микошо вступил в народное ополчение, организовал военный оркестр и стал капельмейстером при 1-м стрелковом полку 8-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (Краснопресненского района). Осенью 1941 г. в боях под Ельней Смоленской области попал в плен, из которого несколько раз пытался бежать. Последний побег в 1943 году оказался удачным, но... в итоге был арестован под Курском и по приговору Военного трибунала войск НКВД в Курской области осуждён по статье 58-1б УК РС
Оглавление

Начало - ЗДЕСЬ:

Статья из рубрики - "Имена, преданные забвению".

Владимир Владимирович Микошо

В.В. Микошо
В.В. Микошо

Владимир Микошо родился 26 декабря 1897 года в уездном городе Валка Лифляндской губернии (Российская империя). Окончил Киевскую (1916) и Московскую (1929) консерватории. В 1920-е годы работал дирижером в кинотеатре «Колосс», который располагался в Большом зале Московской консерватории, а также в Центральном доме Красной Армии. В 1930-х годах преподавал в Московской консерватории, был дирижёром московского концертного ансамбля «Персимфанс», руководил Малым симфоническим оркестром Мосгоркино.

Когда началась война, Микошо вступил в народное ополчение, организовал военный оркестр и стал капельмейстером при 1-м стрелковом полку 8-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (Краснопресненского района). Осенью 1941 г. в боях под Ельней Смоленской области попал в плен, из которого несколько раз пытался бежать. Последний побег в 1943 году оказался удачным, но... в итоге был арестован под Курском и по приговору Военного трибунала войск НКВД в Курской области осуждён по статье 58-1б УК РСФСР (измена Родине) на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. В Воркутинском лагере В.В. Микошо был дирижёром в профессиональном «Музыкально-драматическом театре комбината Воркутауголь МВД СССР». Сочинял музыку к спектаклям. Освободившись из лагеря в 1951 году, жил и работал в Воркуте. Потом перебрался в Сыктывкар, где преподавал в Сыктывкарском музыкальном училище.

В.В. Микошо написал музыку (большую часть - в лагере) к спектаклям «Солнечный дом», «Женихи», «Собака на сене», «Овод», и др., к детским спектаклям - «Золушка», «Аленький цветочек», «Снежная королева» и др.; музыку к водевилям «Девушка-гусар», «Муж всех жён», «Дочь актёра», и др. Автор музыки к песням «Шахтёрская» и «Песня шахтёра» (1948).

В 1958 году Микошо был реабилитирован и смог переехать в Москву к семье. 

Умер в 1991 году в Москве на 94-м году жизни.

5. Михаил Иосифович Носырев

М.И. Носырев
М.И. Носырев

Михаил Носырев родился 28 мая 1924 года в г. Ленинграде. Окончив 10 классов при Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, в 1941 году был принят без экзаменов в консерваторию.

Во время войны Михаил Носырев остался в блокадном Ленинграде, играл на скрипке в оркестрах, оставшихся в осаждённом городе. Он участвовал в составе оркестра Ленинградского радиокомитета в легендарной премьере «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Был также дирижёром в Ленинградском театре музыкальной комедии.

В 1943 году 19-летний Михаил Носырев был арестован по доносу одной из преподавательниц консерватории органами НКВД и приговорён к расстрелу по «контрреволюционной» 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР. Ему вменялось в вину ведение дневник «антисоветского содержания», изъятого при обыске. В нем Носырев писал о блокаде, голоде, холоде и умерших от этого людях...[1]

В ожидании расстрела юноша провел месяц, после чего ему объявили, что смертную казнь заменили 10 годами лагерей. Наказание отбывал в Воркуте. Там Михаилу Носыреву посчастливилось устроиться в театр скрипачом, затем он стал концертмейстером и дирижёром, начал сочинять музыку. Занимался оркестровыми аранжировками, а также сочинением музыки для театральных постановок. Воркута заменила ему и консерваторию, и аспирантуру, и композиторский факультет.

После освобождения из лагеря М.И. Носырев работал дирижером в Сыктывкаре, в Коми республиканском театре драмы. В 1958 году был приглашен на работу дирижёром Воронежского государственного театра музыкальной комедии[2].

М.И. Носырев - автор четырех симфоний, трех инструментальных концертов. Он написал музыку к трем балетам. Один из них - «Песнь торжествующей любви» по одноименной повести Ивана Сергеевича Тургенева - не сходил со сцены оперы и балета почти 20 лет.

М.И. Носырев трижды представлялся к званию Заслуженного деятеля искусств РСФСР, но дальше Воронежского обкома КПСС документы не шли – из-за его судимости. Также дважды ему отказывали и в приёме в члены Союза композиторов СССР. Положительное решение было принято только в 1967 году – благодаря стараниям Дм. Шостаковича. А реабилитация состоялась только в 1988 году, через семь лет после смерти Носырева.

М.И. Носырев трагически ушёл из жизни 24 марта 1981 года. Похоронен в Воронеже на Юго-Западном кладбище.

Шведский музыкальный критик Пер Сканс писал:

«Когда несколько лет назад я впервые познакомился с музыкой Михаила Носырева, у меня рот раскрылся от удивления. И не только потому, что технический уровень этой музыки в смысле мелодии, гармонии, ритма и оркестровки является высочайшим, что находится в русле блестящей русской традиции в этом направлении, но и потому, что каждый аккорд носыревских партитур пронизывает глубокий драматизм. Я считаю чудом, что композитор смог писать такую музыку после всех испытаний судьбы, описанных в его биографии…».

Николай Гаврилович Парфёнов (3)

-3

Николай Парфёнов родился 22 октября 1893 г. в г. Курске. В 1901–1910 годах обучался в Придворной певческой капелле, с 8 лет учился игре на арфе у Ф. Ф. Шоллара. В 1917 году окончил Московскую консерваторию по классу арфы у А. И. Слепушкина с большой серебряной медалью. С 1924 года - артист оркестра Большого театра (2-я арфа), с 1930 года - солист (1-я арфа). В 1925–1938 годах вёл класс арфы в Московской консерватории (с 1930 года - доцент). Н.Г. Парфёнову принадлежат сочинения для арфы (концерт с оркестром, пьесы, вариации на тему Корелли, баллада, Маленькая сюита, этюды, Элегия и др.);

соната для виолончели и арфы; романсы для голоса и арфы (на слова А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова); 11 прелюдий для фортепиано; многочисленные переложения и обработки произведений для ансамбля арф (дуэты, трио, квартеты).

20 июня 1938 года Н.Г. Парфёнов был арестован по сфабрикованному делу о его участии в «антисоветской группе», готовившей «террористический акт над руководителями ВКП(б) и советского правительства во время посещения ими Большого театра». Теракт заговорщики якобы собирались «приурочить ко дню 20-й годовщины Октябрьской революции». Н.Г. Парфёнов был приговорён 3 октября 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован посмертно в марте 1957 года.

К сожалению, почти все сочинения расстрелянного композитора утеряны, сохранились лишь «Маленькая сюита» (1938) и «Вариации на тему Корелли» (1935, изданы под редакцией К. Эрдели в 1959 году), а также единственная архивная запись, где Парфенов аккомпанирует на арфе С. Хромченко, который исполняет арию молодого цыгана из оперы С. Рахманинова «Алеко»...

Генрих Романович Терпиловский (3)

-4

Генрих Терпиловский родился 23 ноября 1908 года в Новгороде в семье полковника Русской императорской армии. В 1930 году окончил музыкальный техникум, в 1931 году - Ленинградский сельскохозяйственный институт. В конце 20-х годов начал сочинять пьесы для джаз-банда Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева, в том числе «Джаз-лихорадка», «Варьете», «Иллюзион», «Блюз Моховой улицы». В 1932 году создал свой джаз-оркестр при кинотеатре Рабочей молодёжи.

В 1935 году Генрих Терпиловский был выслан в Алма-Ату как социально-опасный элемент (СОЭ), там тоже устроился работать руководителем оркестра в кинотеатре. 29 октября 1937 г. был арестован и 25 ноября того же года приговорен тройкой Управления НКВД по Алма-Атинской области по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская пропаганда) к 10 годам лишения свободы. 15 июня 1949 г. Особым совещанием МГБ СССР приговорен к ссылке. Освобожден в 1952 г. - "актирован по болезни". С 1953 года руководил в Перми эстрадным оркестром и народным театром музыкальной комедии во Дворце культуры им. Свердлова, а также другими музыкальными коллективами.

Г.Р. Терпиловский сочинил три балета, которые были поставлены в Перми и Горьком; «Уральскую рапсодию» (1955), симфонию «Амок» по мотивам новеллы Стефана Цвейга (1965). Написал 15 хоровых произведений, в том числе кантату «Урал» (1957), «Кантату о Перми» (1973). В его творческом портфеле более 100 песен и инструментальных пьес для эстрадных и джазовых коллективов.

В 1966 и 1967 годах Г.Р. Терпиловский был членом жюри международных фестивалей, проходивших в Таллине. В 1975–1980 годах - почётный гость на «Джаз-джэмбори» и «Варшавской осени».

Умер 16 июля 1988 года, похоронен на кладбище в г. Перми.

Джаз-Лихорадка (фокстрот Генриха Терпиловского) - "Аристократы". Пермский брасс-квинтет

[1] Также были осуждены к ВМН за «антисоветскую пропаганду» его мать и отчим.

[2] Позднее театр преобразован в театр оперы и балета.

(3) Он есть в ранее упомянутом списке репрессированных музыкантов, но не указан как композитор.