Начало - ЗДЕСЬ:
Статья из рубрики - "Имена, преданные забвению".
Владимир Владимирович Микошо
Владимир Микошо родился 26 декабря 1897 года в уездном городе Валка Лифляндской губернии (Российская империя). Окончил Киевскую (1916) и Московскую (1929) консерватории. В 1920-е годы работал дирижером в кинотеатре «Колосс», который располагался в Большом зале Московской консерватории, а также в Центральном доме Красной Армии. В 1930-х годах преподавал в Московской консерватории, был дирижёром московского концертного ансамбля «Персимфанс», руководил Малым симфоническим оркестром Мосгоркино.
Когда началась война, Микошо вступил в народное ополчение, организовал военный оркестр и стал капельмейстером при 1-м стрелковом полку 8-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (Краснопресненского района). Осенью 1941 г. в боях под Ельней Смоленской области попал в плен, из которого несколько раз пытался бежать. Последний побег в 1943 году оказался удачным, но... в итоге был арестован под Курском и по приговору Военного трибунала войск НКВД в Курской области осуждён по статье 58-1б УК РСФСР (измена Родине) на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. В Воркутинском лагере В.В. Микошо был дирижёром в профессиональном «Музыкально-драматическом театре комбината Воркутауголь МВД СССР». Сочинял музыку к спектаклям. Освободившись из лагеря в 1951 году, жил и работал в Воркуте. Потом перебрался в Сыктывкар, где преподавал в Сыктывкарском музыкальном училище.
В.В. Микошо написал музыку (большую часть - в лагере) к спектаклям «Солнечный дом», «Женихи», «Собака на сене», «Овод», и др., к детским спектаклям - «Золушка», «Аленький цветочек», «Снежная королева» и др.; музыку к водевилям «Девушка-гусар», «Муж всех жён», «Дочь актёра», и др. Автор музыки к песням «Шахтёрская» и «Песня шахтёра» (1948).
В 1958 году Микошо был реабилитирован и смог переехать в Москву к семье.
Умер в 1991 году в Москве на 94-м году жизни.
5. Михаил Иосифович Носырев
Михаил Носырев родился 28 мая 1924 года в г. Ленинграде. Окончив 10 классов при Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, в 1941 году был принят без экзаменов в консерваторию.
Во время войны Михаил Носырев остался в блокадном Ленинграде, играл на скрипке в оркестрах, оставшихся в осаждённом городе. Он участвовал в составе оркестра Ленинградского радиокомитета в легендарной премьере «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Был также дирижёром в Ленинградском театре музыкальной комедии.
В 1943 году 19-летний Михаил Носырев был арестован по доносу одной из преподавательниц консерватории органами НКВД и приговорён к расстрелу по «контрреволюционной» 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР. Ему вменялось в вину ведение дневник «антисоветского содержания», изъятого при обыске. В нем Носырев писал о блокаде, голоде, холоде и умерших от этого людях...[1]
В ожидании расстрела юноша провел месяц, после чего ему объявили, что смертную казнь заменили 10 годами лагерей. Наказание отбывал в Воркуте. Там Михаилу Носыреву посчастливилось устроиться в театр скрипачом, затем он стал концертмейстером и дирижёром, начал сочинять музыку. Занимался оркестровыми аранжировками, а также сочинением музыки для театральных постановок. Воркута заменила ему и консерваторию, и аспирантуру, и композиторский факультет.
После освобождения из лагеря М.И. Носырев работал дирижером в Сыктывкаре, в Коми республиканском театре драмы. В 1958 году был приглашен на работу дирижёром Воронежского государственного театра музыкальной комедии[2].
М.И. Носырев - автор четырех симфоний, трех инструментальных концертов. Он написал музыку к трем балетам. Один из них - «Песнь торжествующей любви» по одноименной повести Ивана Сергеевича Тургенева - не сходил со сцены оперы и балета почти 20 лет.
М.И. Носырев трижды представлялся к званию Заслуженного деятеля искусств РСФСР, но дальше Воронежского обкома КПСС документы не шли – из-за его судимости. Также дважды ему отказывали и в приёме в члены Союза композиторов СССР. Положительное решение было принято только в 1967 году – благодаря стараниям Дм. Шостаковича. А реабилитация состоялась только в 1988 году, через семь лет после смерти Носырева.
М.И. Носырев трагически ушёл из жизни 24 марта 1981 года. Похоронен в Воронеже на Юго-Западном кладбище.
Шведский музыкальный критик Пер Сканс писал:
«Когда несколько лет назад я впервые познакомился с музыкой Михаила Носырева, у меня рот раскрылся от удивления. И не только потому, что технический уровень этой музыки в смысле мелодии, гармонии, ритма и оркестровки является высочайшим, что находится в русле блестящей русской традиции в этом направлении, но и потому, что каждый аккорд носыревских партитур пронизывает глубокий драматизм. Я считаю чудом, что композитор смог писать такую музыку после всех испытаний судьбы, описанных в его биографии…».
Николай Гаврилович Парфёнов (3)
Николай Парфёнов родился 22 октября 1893 г. в г. Курске. В 1901–1910 годах обучался в Придворной певческой капелле, с 8 лет учился игре на арфе у Ф. Ф. Шоллара. В 1917 году окончил Московскую консерваторию по классу арфы у А. И. Слепушкина с большой серебряной медалью. С 1924 года - артист оркестра Большого театра (2-я арфа), с 1930 года - солист (1-я арфа). В 1925–1938 годах вёл класс арфы в Московской консерватории (с 1930 года - доцент). Н.Г. Парфёнову принадлежат сочинения для арфы (концерт с оркестром, пьесы, вариации на тему Корелли, баллада, Маленькая сюита, этюды, Элегия и др.);
соната для виолончели и арфы; романсы для голоса и арфы (на слова А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова); 11 прелюдий для фортепиано; многочисленные переложения и обработки произведений для ансамбля арф (дуэты, трио, квартеты).
20 июня 1938 года Н.Г. Парфёнов был арестован по сфабрикованному делу о его участии в «антисоветской группе», готовившей «террористический акт над руководителями ВКП(б) и советского правительства во время посещения ими Большого театра». Теракт заговорщики якобы собирались «приурочить ко дню 20-й годовщины Октябрьской революции». Н.Г. Парфёнов был приговорён 3 октября 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Реабилитирован посмертно в марте 1957 года.
К сожалению, почти все сочинения расстрелянного композитора утеряны, сохранились лишь «Маленькая сюита» (1938) и «Вариации на тему Корелли» (1935, изданы под редакцией К. Эрдели в 1959 году), а также единственная архивная запись, где Парфенов аккомпанирует на арфе С. Хромченко, который исполняет арию молодого цыгана из оперы С. Рахманинова «Алеко»...
Генрих Романович Терпиловский (3)
Генрих Терпиловский родился 23 ноября 1908 года в Новгороде в семье полковника Русской императорской армии. В 1930 году окончил музыкальный техникум, в 1931 году - Ленинградский сельскохозяйственный институт. В конце 20-х годов начал сочинять пьесы для джаз-банда Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева, в том числе «Джаз-лихорадка», «Варьете», «Иллюзион», «Блюз Моховой улицы». В 1932 году создал свой джаз-оркестр при кинотеатре Рабочей молодёжи.
В 1935 году Генрих Терпиловский был выслан в Алма-Ату как социально-опасный элемент (СОЭ), там тоже устроился работать руководителем оркестра в кинотеатре. 29 октября 1937 г. был арестован и 25 ноября того же года приговорен тройкой Управления НКВД по Алма-Атинской области по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская пропаганда) к 10 годам лишения свободы. 15 июня 1949 г. Особым совещанием МГБ СССР приговорен к ссылке. Освобожден в 1952 г. - "актирован по болезни". С 1953 года руководил в Перми эстрадным оркестром и народным театром музыкальной комедии во Дворце культуры им. Свердлова, а также другими музыкальными коллективами.
Г.Р. Терпиловский сочинил три балета, которые были поставлены в Перми и Горьком; «Уральскую рапсодию» (1955), симфонию «Амок» по мотивам новеллы Стефана Цвейга (1965). Написал 15 хоровых произведений, в том числе кантату «Урал» (1957), «Кантату о Перми» (1973). В его творческом портфеле более 100 песен и инструментальных пьес для эстрадных и джазовых коллективов.
В 1966 и 1967 годах Г.Р. Терпиловский был членом жюри международных фестивалей, проходивших в Таллине. В 1975–1980 годах - почётный гость на «Джаз-джэмбори» и «Варшавской осени».
Умер 16 июля 1988 года, похоронен на кладбище в г. Перми.
[1] Также были осуждены к ВМН за «антисоветскую пропаганду» его мать и отчим.
[2] Позднее театр преобразован в театр оперы и балета.
(3) Он есть в ранее упомянутом списке репрессированных музыкантов, но не указан как композитор.