Современные машины напичканы электроникой, умеют выходить в интернет, синхронизироваться с телефоном и т. д. Вместе с удобством пришли новые риски — теперь угонщики действуют не ломом, а вредоносным кодом. В России число кибератак на автомобили выросло на 20%.
Сколько-сколько?
За первые восемь месяцев 2025 года в стране зафиксировали 328 кибератак на автомобили. Для сравнения, годом ранее таких случаев было 262. Взломщики чаще всего используют уязвимости Bluetooth и облачных сервисов, чтобы дистанционно управлять машиной, разблокировать двери, запускать двигатель или даже блокировать автомобиль. Иногда хакеры вмешиваются в работу датчиков и систем автопилота, «ослепляя» машину, повышая риск аварий
«Как правило, целью является вымогательство. Хакер способен получить полный доступ к данным водителя и управлению транспортом. Начиная с того, что он, во-первых, сможет скачать и узнать все ваши треки, что вы делаете, где вы находитесь, до управления автомобилем. Владелец, когда он сталкивается с подобным, приходит, машина открыта, и его кто-то начинает шантажировать, — рассказал руководитель центра «Угона.нет» Алексей Курчанов.
«Киберпреступники иногда взламывают функции по подписке, чтобы пользоваться платным функционалом бесплатно», — отметил руководитель направления кибербезопасности транспортных средств АО «Глонасс» Владимир Педанов.
Под ударом именно современные авто
Старые машины без сложных бортовых систем хакерам неинтересны. Средний возраст автопарка в России превышает 14 лет, и более 70% машин в стране старше десяти лет. Они защищены от кибератак просто потому, что у них нет встроенных каналов связи.
Зато «умные» автомобили становятся настоящей мишенью. Электроника уязвима, а многие производители пока не научились быстро устранять ошибки в программном обеспечении.
«Некоторые западные концерны вроде Audi, Mercedes-Benz, BMW и Volvo ещё два года назад отключили владельцам доступ к части функций, и это во многом спасло их от взлома», — отметил Алексей Курчанов.
Чаще всего угоняют автомобили марок Kia, BMW, Hyundai, Renault, Toyota и Lexus, по данным страховщиков. Эти машины востребованы на рынке запчастей. Популярны также китайские бренды Geely и Chery.
Как защититься?
Программное обеспечение современных машин часто не имеет базовых инструментов киберзащиты. Вскрыть китайский автомобиль с помощью дубликата ключа или удалённого доступа можно меньше чем за минуту.
«Дополнительные контрзащиты, которые именно защищают штатную систему защиты. Такая функция доступна даже при установке сигнализации. У автовладельца имеется метка, он отходит на метров 10, и у него штатная система перестаёт полностью работать. То есть даже если злоумышленник имеет готовый ключ, сигнализация не даёт машине слушать родной ключ», — объяснил руководитель «Лаборатории авторской защиты от угона» Андрей Кондрашов.
Отметим, что установку таких систем следует доверять только специализированным центрам, которые занимаются именно защитой от угона, а не просто продажей сигнализаций.
Действует ли страховка?
Сегодня ОСАГО и каско не предусматривают отдельного покрытия рисков от кибератак. Однако если в результате взлома произойдёт ДТП или угон, ущерб может быть компенсирован по стандартным условиям.
«На горизонте 5–10 лет с развитием самоуправляемых автомобилей рынок может увидеть рост прецедентов и, как следствие, ввод покрытия кибератак в страховое покрытие. Но сегодня такое покрытие будет скорее красивыми буквами в полисе, чем защит», — пояснил директор по корпоративному страхованию брокера Mains Владимир Андрюкин.
Пока же ответственность ложится на производителей, которые обязаны внедрять средства защиты в программное обеспечение автомобилей.
А что делать водителям?
Эксперты советуют не полагаться только на штатные системы. Стоит отключать интернет-соединение в машине, устанавливать дополнительные иммобилайзеры и сигнализации, а также пользоваться услугами специализированных центров по защите от угона.
Кибератаки на автомобили пока остаются точечной проблемой, но опасаться всё же стоит. Чем «умнее» машина, тем выше риск попасться в руки хакеров.