Найти в Дзене

На всякий горький случай (Часть I)

«Существует только одно средство, необходимое для того, чтобы свести к нулю превосходство немцев в танках и тем самым коренным образом улучшить положение нашей армии. Оно, это средство, состоит не только в том, чтобы резко увеличить производство противотанковых самолётов, противотанковых ружей и орудий, противотанковых гранат и миномётов, необходимо строить побольше противотанковых рвов и всякого рода других противотанковых препятствий. В этом теперь задача. Мы можем выполнить эту задачу, и мы можем её выполнить во что бы то ни стало!»
(И. В. Сталин)

Противотанковые рвы, о которых говорил Сталин, были одним из внушительных препятствий на пути гитлеровских танковых армад.

В первые дни войны тысячи километров оборонительных рубежей были возведены вдоль Днепра и Березины. Быстрый маневр немецких танков был приостановлен рвами на пути на пути к Донецкому бассейну. Опоясали рвом Ленинград. Ускоренными темпами велись работы в районе Сталинграда. В приказах Государственного комитета обороны значились города Ярославль, Иваново, Рыбинск, Горький, Саратов.

Фашисты рвались к Москве, не исключая путь через город Горький. И уже 16 октября 1941 года было принято постановление Горьковского областного комитета коммунистической партии о строительстве на территории области оборонительных сооружений. Предстояло к 10 ноября на подступах к Горькому построить Горьковский оборонительный обвод, к 15 ноября – оборонительные рубежи по правому, на отдельных участках по левому берегам Волги, правому берегу Оки с обводом для обороны города Мурома.

Так, в октябре 1941 года началась гигантская работа по строительству оборонительных сооружений вокруг города Горького.

Развернулась масштабная стройка рубежа обороны на удалении 70-80 км от города – оборонительного рва, сплошной ломаной линией соединяющего населённые пункты Катунки-Пурех-Чистое-левый берег реки Клязьмы-Горбатов-Павлово-Заплатино-Шарголи-Оранки-Кудрино-Староселье-Татинец.

-2

«Враг не пройдет!» – так заявили горьковчане, самоотверженно трудившиеся на возведении рубежей обороны, они вышли на рытьё окопов, как бойцы выходят на передовую линию огня.

Вокруг Горького поздней осенью и в зимние холода за два месяца было вынуто двенадцать миллионов кубометров земли (этот объём составил 60% земляных работ Беломоро-Балтийского канала). Для строительства оборонительных сооружений было заготовлено около ста тысяч кубометров камня, 300 тысяч кубометров леса. На строительстве трудились более 350 тысяч человек, из них 150 тысяч горьковчан. Работа считалась секретной, о ней почти не писали и не фотографировали, поощряли тайно, поэтому даже в архивах сохранилось мало материала.

Противотанковый ров обычно был глубиной и шириной до четырёх метров.

Но оборонительное кольцо – это не только окопы, на всём протяжении рвов выкопаны стрелковые ячейки, установлены бетонные дзоты, пулемётные гнёзда под бетонными колпаками, по всем правилам фортификационного искусства выкопаны места для установки артиллерийских орудий, капониры для наших танков, наблюдательные пункты, в некоторых местах были «ежи». Сооружение оборонительной преграды было тщательно продумано вплоть до оборудования землянок.

А ещё шли противотанковые рвы почти параллельно правому берегу Волги от Городца до Васильсурска, поблизости от Оки до Мордовщикова (сегодня это часть Навашино) и далее до Шиморского в Выксунском районе.

Город Муром был полностью окружен окопами. Общая протяженность противотанковых траншей составила 1134 километра.