Читатели Библии в самом её начале сталкиваются с ощущением диссонанса, вызванного контрастом между грандиозностью актов Творения и последующими непонятными инструкциями по принесению жертв.
Начало книги демонстрирует мощь и величие Бога, создающего небо, землю, людей и животных. Однако далее текст сосредотачивается на практических аспектах религиозной практики и повседневной жизни.
К тому же акт творения человека происходит дважды…
Противоречие в Сотворении мира
Противоречие касается описания акта Творения в первых двух главах Книги Бытия. В первой главе рассказывается, что Бог создает мир поэтапно в течение шести дней, а на седьмой день отдыхает. Завершается акт творения созданием человека, что подчеркивает его особое положение как вершины творения.
Бытие 1:26 гласит: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Однако во второй главе опять происходит творение человека:
Бытие 2:7 гласит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». После чего Господь Бог создал рай и насадил разные деревья, в том числе дерево жизни и дерево познания добра и зла.
Таким образом, процесс творения во второй раз происходит как бы наоборот: человек, Адам, создаётся до сотворения растений и животных, и только в конце Бог творит из "ребра" Адама женщину, которую Адам называет Евой:
Бытие 2:18: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
То есть в первой главе Бытия мы видим космический порядок, Бог творит мир последовательно в течение шести дней, а на седьмой день отдыхает. Человек здесь является венцом творения.
Во второй главе создание Адама - это 7 стих. Создание Евы - 18 стих. Между ними - сотворение животных, растений и Эдемского сада.
Проблема противоречивости Библии связана с отождествлением двух различных образов Бога: Великого Абсолюта, известного как Всеотец, пославшего на землю своего сына и локального племенного божества израильтян — Яхве.
Их слияние породило путаницу и неясности в тексте. Единый Бог встречается в различных культурных и религиозных системах, включая зороастризм и космологические концепции первобытных обществ. Важно понимать, что Единый Бог, как создатель Вселенной, не принадлежит исключительно Израилю, а олицетворяет собой универсальный творческий принцип, общий для всех народов.
А вот Бог Израиля это родовое божество Яхве - кто-то его называет демоном-пустынником. Это он требует жертвы и уничтожает врагов иудаизма. А ещё он не терпит конкурентов – богов, которые были у каждого народа: Ваал, Молох, Хамос, Астарта, и Дагон у филистимлян, а у иудеев Яхве. Но сынам Израилевым почему-то очень нравились другие боги
И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; Нав.24:1
Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; Суд. 2:10.
У Абсолютного Бога Творца не было никаких конкурентов. Он послал Иисуса, чтобы тот объяснил народу Израиля, что они заблуждаются - но Иисус был распят и вряд ли услышан.
Таким образом еврейская мифология слилась с понятием о Едином Боге Творце, но считала при этом, что у каждого народа есть свой племенной бог.