Найти в Дзене

Московская фабрика деревянных игрушек имени 9-го мая. Редкие игрушки Советского детства.

В прошлом году, мы рассказали Вам про деревянный легковой автомобиль Артели имени 9-го мая, это единственная игрушка в нашей коллекции этой артели: В дальнейшем, на базе артели была создана Московская фабрика деревянных игрушек имени 9-го мая. В 1950-1960-х годах этой артелью, а затем и фабрикой, было выпущено несколько разных вариантов деревянных автомобилей. К сожалению, до наших дней сохранились единицы ранних игрушек этих предприятий, а найти их в продаже практически нереально. Не удалось мне найти ни каталогов с продукцией этой фабрики, ни фотографий игрушек. В свободное время поиски продолжались и вот, в один прекрасный день, мне попалась статья из журнала «Новые товары» с рисунками игрушечных деревянных автомобилей Московской фабрикой деревянных игрушек имени 9-го мая. Этими рисунками мы и решили поделиться, вдруг у кого-то из Вас, уважаемые читатели, такие игрушки сохранились и Вы поделитесь с нами фотографиями. Игрушки фабрики смотрелись нарядно и привлекательно, окрашены о

В прошлом году, мы рассказали Вам про деревянный легковой автомобиль Артели имени 9-го мая, это единственная игрушка в нашей коллекции этой артели:

В дальнейшем, на базе артели была создана Московская фабрика деревянных игрушек имени 9-го мая. В 1950-1960-х годах этой артелью, а затем и фабрикой, было выпущено несколько разных вариантов деревянных автомобилей. К сожалению, до наших дней сохранились единицы ранних игрушек этих предприятий, а найти их в продаже практически нереально. Не удалось мне найти ни каталогов с продукцией этой фабрики, ни фотографий игрушек. В свободное время поиски продолжались и вот, в один прекрасный день, мне попалась статья из журнала «Новые товары» с рисунками игрушечных деревянных автомобилей Московской фабрикой деревянных игрушек имени 9-го мая. Этими рисунками мы и решили поделиться, вдруг у кого-то из Вас, уважаемые читатели, такие игрушки сохранились и Вы поделитесь с нами фотографиями.

Игрушки фабрики смотрелись нарядно и привлекательно, окрашены они были яркими красками в контрастных сочетаниях: черный цвет с белым, красный с желтым, белым и серым, голубой с синим и желтым и т. д. Кроме того, сборка деталей производилась специальными декоративными гвоздями с блестящими полукруглыми головками, в наши дни получившими название «мебельные». Все эти игрушечные автомобили, относились к категории игрушек-каталок, поэтому в передней части игрушек имелось металлическое кольцо для крепления шнурка, с помощью которого ребята могут возить их на улице. Игрушки интересны также тем, что многие детали автомобилей унифицированы, например, руль и колеса, что упрощало и удешевляло производство. Что ж, давайте посмотрим на эти игрушки:

«Лесовоз» - трехосный грузовик с открытой платформой-прицепом. На двухосной платформе укреплены четыре стойки-ограничителя, между которыми укладывается лесоматериал, Кабина грузовика съемная, с открывающимся капотом мотора. Задняя ось лесовоза и прицепа имеет «плавающее» крепление. Размеры игрушки: 610X155х140 мм. Планируемый выпуск в 1963 г. - 1000 штук. Ориентировочная цена 3 рубля 50 копеек.

Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.
Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.

Автомобиль с «ракетной установкой» представляет собой деревянный грузовик, на открытой платформе которого помещается съемная катапульта с ракетой. Размеры: 430х150х230 мм. В 1963 г. планировалось выпустить 2000 штук, цена 3 рубля.

Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.
Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.

Легковой автомобиль «Чайка» оборудован двумя сиденьями. Переднее и заднее стекла кабины были изготовлены из прозрачного оргстекла, а задний бампер и радиатор - из белой полированной жести. Крыша, багажник и капот мотора открывались. Размеры автомобиля: 450х170х110 мм. В 1963 году фабрика должна была выпустить 7000 игрушечных автомобилей. Цена 3 рубля 20 копеек.

Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.
Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.

Подобный автомобиль выпускали на нескольких фабриках, в том числе и на Московской фабрике «Звёздочка» и сохранилось их не мало, поэтому представить как он выглядел не сложно:

Фото автора.
Фото автора.

Открытый четырехместный автомобиль имел два сиденья из поролона. Крышка багажника откидывалась, а на капоте мотора, багажника и боковинках корпуса сделаны фигурные фанерные накладки, имитирующие фасонную выштамповку. Ветровое стекло прозрачное, из оргстекла. Размеры машины: 410х150х120 мм. Запланированный выпуск на 1963 г. - 400 штук. Ориентировочная цена 3 рубля.

Рисунок из открытых источников.
Рисунок из открытых источников.

Про упрощённый вариант этого автомобиля, сделанного артелью имени 9-го мая, Вы можете прочитать по ссылке в начале нашей статьи.

Фото автора.
Фото автора.

Предполагаю, что на Авито и «Мешке» сейчас продаются остатки этого игрушечного автомобиля, по крайней мере, кузов очень похож.

Фото с Авито.
Фото с Авито.

Каталка «Вертолет», был изготовлен из бука. Деревянные колеса укреплены на проволочном шасси. При движении игрушки, благодаря фрикционной передаче, верхний винт вертолета вращается. Удачно подобранное сочетание цветов придавали игрушке яркий и нарядный вид. Габариты вертолета: 350х180х130 мм. В 1963 г. планировалось выпустить 6000 штук. Ориентировочная цена 1 рубль 50 копеек.

Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.
Рисунок из открытых источников, восстановлен автором.

Похожий вертолет выпускали на Ленинградской фабрике деревянных игрушек:

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вот такие, на мой взгляд, весьма интересные игрушки выпускались на Московской фабрике деревянных игрушек имени 9-го мая.

  • Другие статьи про деревянные игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ

Спасибо за внимание!