Найти в Дзене

Южная Африка, богатая и бедная. Часть 2.

Национальная партия африканеров с момента прихода к власти начала проводить политику апартеида, резко ограничивающую права чёрного населения. Её конечной целью провозглашалось создание «Белой Южной Африки» (фактически все крупные города, экономические зоны страны и плодородные земли), а чернокожих предполагалось вообще лишить южноафриканского гражданства. Была принята расовая классификация всех граждан. Вводились раздельные школы и университеты, больницы и служба «скорой помощи», общественный транспорт, пляжи. Сегрегация распространялась также на пешеходные переходы и мосты, театры и кинотеатры, рестораны, гостиницы, парки, кладбища, общественные туалеты и такси.

Африканцы лишились избирательного права, свободы передвижения, права на смешанные браки. Если за рулём автомобиля находился белый человек, он не мог усадить на переднее пассажирское сиденье негра другого пола. Во многих городах чернокожим запрещалось выходить на улицу после заката. Они могли находиться в белых районах только при наличии специального пропуска, известного на африкаанс, как «домпас» - «паспорт дурака». Африканцы не могли нанимать белых на работу. Чернокожие полицейские не имели права арестовывать белых людей.

В 70-е годы прошлого столетия ЮАР расходовала на образование белого ребёнка в десять раз больше, чем чёрного. Закон об образовании прямо указывал, что чернокожим детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. Из 170 тысяч студентов высших учебных заведений в 1975 году 151 тысяча белые, 9 тысяч негры, 6 тысяч индийцы и 4 тысячи цветные.

Политика расовой дискриминации проникла не только в законодательство ЮАР, но и в её культуру. Идеология апартеида активно внедрялась в южноафриканское общество всеми возможными средствами: от прессы до искусства. Отсутствие полноценного общения также отдаляло людей разных рас друг от друга.

Богатейшие природные ресурсы, чрезвычайно дешёвые рабочие руки африканцев и многочисленное белое население сделали Южную Африку привлекательным местом для вложения капиталов. В страну хлынул поток иностранных инвестиций. ЮАР вошла в число развитых промышленных государств, занимая десятое место в капиталистическом мире. Начиная с 60-х годов прошлого века она производила в два раза больше электроэнергии и в шесть раз больше стали, чем вся остальная Африка вместе взятая. На долю южноафриканских компаний приходилось 43% всей добычи полезных ископаемых в Африке. Возникший в месте самого большого в мире месторождения золотой руды Йоханнесбург стремительно превратился в крупнейший город Южной Африки, в её деловой центр – город небоскрёбов. Правительство ЮАР признавало, что малооплачиваемый труд чернокожих является решающим фактором экономического успеха страны.

В Африке говорят: плохой суп долго не кончается. Режим апартеида был установлен в 1948 году и просуществовал до 90-х., но в результате кровопролитной борьбы потерпел крах. Смена политической системы произошла мирным путём. Таков ещё один парадокс этой удивительной страны. ЮАР – одно из немногих государств Африки, где не случалось государственных переворотов. После отмены апартеида все граждане, независимо от цвета кожи, получили равные права. Коренному населению открыли доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом.

Падение господства белого меньшинства не привело ЮАР к экономической и социальной катастрофе, как пугали африканерские националисты. Тем не менее произошёл экономический спад и резкий рост преступности и антисанитарии. Деловой центр Йоханнесбурга оказался фактически заброшен. Его небоскрёбы заселили бездомные, наркоманы и преступники. Экономическая активность города сместилась в населённый белыми район Сэндтон. Подобное произошло и в других крупных городах. Престижные районы превратились в подобие нищих африканских гетто. Уровень безработицы составлял 25-30%.

Несмотря на снижение показателей, Южно-Африканская Республика остаётся самым экономически развитым государством на Африканском континенте. По размеру ВВП страна занимает 33 место в мире. Снятие международных санкций вызвало приток инвестиций. Особенно бурно развиваются электроэнергетика, телекоммуникации и финансовая сфера.

Горнодобывающая промышленность – главная отрасль экономики ЮАР. Здесь добывается свыше 40 видов полезных ископаемых: медь, золото, уголь, марганцевые и железные руды, цинк, никель, серебро, олово, кобальт и пр. В Южной Африке находятся огромные запасы алмазов (порядка 20% от всех добываемых в мире) и примерно 50% золота. В её недрах сосредоточены промышленные запасы минералов: 91% мировых запасов марганца, 82% платиноидов, 58% хрома, 50% ванадия. На южном шельфе открыты небольшие месторождения нефти и газа.

Поскольку на большей части территории страны засушливый климат, только 15% её площади пригодно для ведения сельского хозяйства, однако ЮАР полностью обеспечивает внутренние продовольственные потребности, а также является одним из ведущих, а по некоторым параметрам и ведущим, поставщиков сельхозпродукции. Она экспортирует около 140 видов фруктов.

Основой конкурентоспособности ЮАР на мировых рынках по-прежнему является уникальное сочетание высокопрофессионального белого менеджмента и дешёвой чёрной рабочей силы. Но всё познаётся в сравнении. В ЮАР самый высокий в Африке средний размер оплаты труда: около 1500 долларов США. С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда составляет около полутора долларов США за час. Для сельскохозяйственных рабочих ставка немного меньше, ещё меньше для домашних работников. Но как говорят в Африке: струйка воды лучше, чем ничего, а две ноги лучше, чем одна.

К сожалению, в ЮАР по-прежнему существует расовое неравенство. Всё ещё высок уровень безработицы и, как следствие, уровень преступности. Белое население подвергается агрессии со стороны чернокожего большинства. Нападения приводят к тому, что ежедневно 500 белых южноафриканцев навсегда покидают родину. Очень остро стоит вопрос возвращения отнятых у африканцев земель. В результате политики апартеида миллионы людей были изгнаны со своих мест. При апартеиде 73 % земель находилось в руках белого населения, причём у европейцев сосредоточилась самая хорошая земля, а африканцам досталась наименее удобная и пригодная для развития. Процесс возврата земель тем, у кого её отняли, продвигается медленно в силу бюрократической сложности и запутанности.

История Южной Африки последних десятилетий приводит к выводу, а может быть, не стоило так спешить с радикальными реформами и идти по пути к демократическому обществу не так быстро? Здесь, как на дороге, в силу вступает золотое правило «Поспешай медленно». В общем, лучше быть в двенадцать у цели, чем полдвенадцатого в морге. Возможно, правильнее было бы отменять апартеид постепенно, шаг за шагом, для начала сделав упор на улучшение образования небелого населения. Малые знания – оковы, говорит африканская пословица. У образованных людей другие цели и перспективы в жизни, чем у необразованных. Может, тогда бы вместо опустившихся маргиналов в офисных небоскрёбах Йоханнесбурга сейчас находились бы чернокожие бизнесмены и клерки? А вы как думаете?

Не забудьте подписаться или поставить лайк, чтобы больше людей увидели этот канал. Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами.