Найти в Дзене
Свободная Пресса

"С каждой проданной машины завод получает 40.000 рублей!". Соколов намекнул, какая реальная себестоимость Lada Granta

Оглавление

Интернет полнится мнениями:

«Вот раньше Granta стоила 300 тысяч — вот это была цена. А сейчас за такую же — почти миллион! Да вы что, с ума сошли? Себестоимость у неё 200 тысяч, остальное — жирный навар!».

И многие в это верят. Аргументы у комментаторов простые: машина дешёвая, ломается быстро, значит и стоит дёшево. А всё остальное, мол, накрутка ради наживы.

Но так ли это на самом деле?

Можно ли в 2025 году действительно собрать полноценный автомобиль за пару сотен тысяч? Давайте копнём глубже. Без эмоций — только факты, логика и экономика.

Себестоимость — это не только «железо»

Источник фото: https://110km.ru/art/proizvodstvo-lada-granta-menyaet-dislokaciyu-118034.html
Источник фото: https://110km.ru/art/proizvodstvo-lada-granta-menyaet-dislokaciyu-118034.html

Часто люди рассуждают просто: посчитали, сколько стоит металл, двигатель, колёса — вот и вся цена. Но если бы всё было так, то любую машину можно было бы собирать в гараже. На деле - совсем не так.

Себестоимость автомобиля - это сумма всех затрат, которые несёт завод. И речь не только о комплектующих. Туда входит зарплата инженеров, рабочих на сборке, охраны, уборщиц, бухгалтеров, сотрудников отдела снабжения. Это налоги, аренда помещений, оплата электроэнергии, отопления, воды, логистика, амортизация оборудования, расходы на краску, инструмент, обслуживание производственной линии.

Короче говоря, всё, чем живёт завод - входит в себестоимость каждой машины. И если в день с конвейера сходит 500 автомобилей, то весь комплекс расходов за сутки делится именно на эти 500 единиц. Условно говоря, за свет в цехе, где варят кузова, платит каждый покупатель Granta.

Сколько стоит хотя бы просто кузов?

-2

Давайте начнём с самого простого - голого кузова. То есть «скелета» машины без покраски, дверей, фар и прочего.

Весит он примерно 290–300 килограммов. Заводу металл обходится примерно в 40 рублей за килограмм — по крупнооптовым ценам. Перемножаем: чисто сталь на кузов — 120 000 рублей.

Но ведь на этом всё не заканчивается. Его ещё нужно вырезать, сварить, обработать антикором, загрунтовать, покрасить. А это — дополнительное оборудование, расходники, труд специалистов, рабочее время.

И это мы пока даже не подошли к двигателю, коробке передач, подвеске, салону, электрике.

Мелочей в машине не бывает - каждая стоит денег

Вот вы открыли дверь. Ручка - стоит денег, петля - тоже. Замок, доводчик, шумоизоляция, ограничитель, обшивка, электропроводка, кнопки стеклоподъёмников. А теперь представьте, что в любой детали, даже в самой мелкой - десятки элементов, поставщиков, операций.

Проводка в машине тянется на десятки метров, каждое соединение - это труд и расход. У двигателя - сотни компонентов, и каждый стоит денег. А как вам датчики? Сегодня даже в базовой комплектации машина оснащена множеством электронных «глаз» - от датчика температуры до кислородного зонда в выпускной системе.

Всё это - не дешёвые игрушки, а инженерные изделия, зачастую закупаемые за валюту. И таких - сотни.

А как же раньше Granta стоила 300 тысяч?

Это один из самых популярных аргументов: «Раньше же делали!». Да, делали. Но сравнивать цену 2012–2013 годов с сегодняшним днём - всё равно что сравнивать стоимость батона хлеба в СССР и сейчас.

В те времена доллар стоил по 30 рублей, инфляция была более-менее стабильной, логистика не страдала, комплектующие поступали бесперебойно. Сейчас - совсем другой ландшафт: курс нестабилен, цепочки поставок разорваны, импортные детали либо подорожали, либо вовсе недоступны.

А главное — само производство в России стало дороже, особенно с учётом локализации. Не говоря уже о росте цен на электроэнергию, логистику и налоги.

Что говорит руководство АвтоВАЗа?

-3

Глава компании, Максим Соколов, в одном из интервью заявил: на продаже Granta завод зарабатывает около 40 тысяч рублей.

Не верите? Давайте прикинем.

Сегодня базовая Lada Granta стоит примерно 900 000 рублей.

Из них:

  • около 40 000 уходит на логистику — доставить машину от Тольятти до дилера стоит немало, особенно в дальние регионы.
  • ещё примерно 40 000 — это заработок дилера, без которого продать машину официально невозможно.
  • остаётся 830 000 рублей. И если из этой суммы АвтоВАЗу остаётся 40 тысяч прибыли, значит, себестоимость производства составляет около 790 тысяч рублей.
Похоже на «обогащение»?

Часто пишут: «Сделайте Granta без АБС, без кондея, без всего — хотя бы за полмиллиона!» Но реальность такова, что её и так упростили до предела. Уже убрали всё, что не влияет напрямую на безопасность. Оставить меньше — это значит вернуться к уровню «Оки».

Да и с точки зрения законодательства — многое уже не уберёшь. Без АБС, например, машину в принципе нельзя продать на рынке. Нормы по выхлопам, пассивной безопасности, уровню шумов и даже по формам кузова — всё это регламентируется. Поэтому «вернуть цены 2012 года» — технически невозможно.

Интересно, что даже несмотря на всё это, Granta продолжает «обрастать» новыми опциями:

  • Климат-контроль,
  • Круиз-контроль,
  • И даже ESP (электронная система стабилизации курса).

Круто? Да. Но каждая такая функция требует новых блоков, сенсоров, проводки, софта, настройки. Это не просто «прикрутить кнопочку». Всё это — деньги. А значит, цена снова растёт. Причём не искусственно, а объективно.

А «отечественные» системы — это вообще про Россию?

Вот тут начинается интересное. Официально нам говорят, что ABS и ESP — теперь отечественные. Их делает компания ИТЭЛМА, молодцы.

Но если копнуть глубже, выясняется, что почти все «начинки» — китайские. Наше — только сборка. Почему? Потому что свои компоненты пока не производим, либо это получается дороже.

ИТЭЛМА планирует полную локализацию, но для этого нужно время, опыт, вложения. А пока — как есть. И, к слову, даже в этом виде наша система стоит дороже, чем аналог от Bosch, потому что мы делаем мало и только для себя.

Чем больше «нашего» — тем выше цена

Парадокс? Да. Кажется, что если делать в России, значит, должно быть дешевле. Но в реальности массовое импортное дешевле, чем локализованное российское. Потому что Bosch, Continental и другие — выпускают компоненты миллионами, экспортируют по всему миру, окупают R&D и оборудование масштабом.

А мы? Производим только под АвтоВАЗ, и только под один-два проекта.

Вот и выходит, что наша АБС стоит дороже немецкой, хотя собирается в Тольятти. Поэтому как только её в 2022 году вернули на Granta — она сразу подорожала на 40 000 рублей.

Даже такие мелочи, как резинки на двери, пластиковые заглушки, болты и гайки, — зачастую не российские.

Так что все разговоры про «Granta за 200 тысяч» — не более чем миф. В современных условиях, с учётом всех расходов, даже собрать нормальный скутер дешевле 100 тысяч трудно.

А что думаете вы? Верите ли вы, что АвтоВАЗ действительно не накручивает сверхприбыли? Пишите своё мнение в комментариях.