В 2001 году Алексей Юрьевич Архипов создал в составе Ростовского государственного университета Институт экономики и внешнеэкономических связей (ныне Институт туризма, сервиса и креативных индустрий), показав, как классический вуз может играть и побеждать на рынке коммерческих образовательных услуг. Два десятилетия спустя, в 2021 году, его дочь Татьяна Алексеевна Зотова возглавила в ЮФУ проектный офис программы развития, направив усилия на преобразование работы университета в соответствии с требованиями федеральной программы «Приоритет-2030».
Ответственны и уполномочены
«Моя жизнь — это моя работа. Моя работа — это университет», — далеко не каждый может сказать подобное, не кривя душой. Но никто не подумает усомниться в искренности этих слов, узнав, что их произнёс Алексей Архипов.
История Южного федерального университета богата именами выдающихся учёных и организаторов науки, но лишь немногие смогли оставить столь значительный след как Алексей Юрьевич. Мы нередко вспоминаем ректоров, проректоров и деканов середины XX века, на чью долю выпало сохранить университет в годы войны или больших государственных трансформаций. Но в новейшей истории ЮФУ тоже были моменты, от которых зависело будущее университета, и не последнюю роль в этом играли талантливые управленцы.
В 2001 году, когда российская высшая школа переживала сложный период трансформации, профессор экономического факультета Алексей Архипов основал Институт экономики и внешнеэкономических связей. Это было стратегическое решение — перевести часть образовательной деятельности на коммерческие рельсы в условиях сокращения бюджетного финансирования. Опыт руководства кафедрой мировой экономики и международных отношений на экономическом факультете ЮФУ поспособствовал пониманию глобальных трендов в образовании и науке, помог сформировать коллектив квалифицированных преподавателей, исследователей, экспертов.
В 2010-2012 годы Алексей Юрьевич работал в Южном федеральном университете проректором по экономике — ректор Владислав Захаревич поручил ему построить систему управления финансами в сложной и постоянно трансформирующейся структуре, какой был ЮФУ первые пять лет после объединения.
Но Алексей Архипов сделал нечто большее — он помог написать программу развития вуза, где предусмотрел и будущие вызовы, которые современный мир бросит классическому университету, и то, как университет сможет на них ответить — через технологическое предпринимательство, патенты на изобретения и коммерциализацию интеллектуальной собственности.
В 2021 году, когда университет стоял перед новым вызовом — участием в программе «Приоритет-2030», его дочь Татьяна Зотова приняла эстафету. Возглавив проектный офис программы, она взяла на себя ответственность за работу подразделения, сопровождающего переход университета на проектную логику федерального уровня. Её задача заключалась в комплексной поддержке преобразований, способствующих формированию исследовательского университета, управлению проектами с измеримыми результатами.
Отец и дочь, работая в разное время, решали схожие по сути задачи по адаптации университета к меняющимся условиям, сохраняя при этом его академическое ядро. Алексей Архипов стремился заложить экономические основы предпринимательского университета, Татьяна Зотова — занимается внедрением современных управленческих подходов, необходимых для конкуренции на федеральном уровне.
Их вклад в развитие ЮФУ — это не просто список достижений, а пример того, как семейные ценности, преемственность поколений и верность университету могут превращаться в конкретные результаты. Эта история показывает, что успех университета зависит не только от государственного финансирования или программ развития, но и от людей, готовых брать на себя ответственность.
Дети войны — родители династии
Алексей Юрьевич Архипов родился в 1954 году в семье строителей – выпускников Ростовского инженерно-строительного института (РИСИ). Его родители, Юрий Алексеевич Архипов и Алина Федосеевна Островская, принадлежали к поколению детей войны, чьи подростковые годы пришлись на страшный период немецкой оккупации Ростова-на-Дону.
Семейная история Архиповых-Островских хранит трагические страницы. Старшая сестра Юрия Алексеевича, Валентина, была угнана в Германию, но чудом выжила и вернулась после Победы.
Со стороны матери, Алины Федосеевны, потеря была невосполнимой — её отец, Феодосий Александрович Островский, начальник шлюзовых сооружений на Дону, организовавший взрывные работы при отступлении советских войск, был арестован нацистами как коммунист и «пособник советского режима».
После ареста он не вернулся домой — вероятнее всего, был расстрелян во дворе ростовской тюрьмы вместе с другими узниками перед отступлением немцев в феврале 1943 года. Но его супруга, Грациана Владиславовна Островская, до конца жизни отказывалась признавать мемориал жертвам расстрела как место гибели мужа, храня надежду на его возвращение.
Юрий Алексеевич Архипов родом из Сибири. Потеряв отца в тридцатые годы, он с матерью и сестрой переехал в Ростов. После войны выбрал профессию строителя — его бригада специализировалась на возведении фундаментов. Под его руководством строились школы и жилые дома в районе площади Ленина и других районов Ростова. Со временем он стал директором крупного проектного института, пройдя путь от простого прораба до руководителя.
Алина Федосеевна — коренная ростовчанка, много лет проработала в управлении железных дорог на административных должностях. Практичная и организованная, она создавала в доме атмосферу спокойной доброжелательности.
В 1954 году родился их первый ребенок, сын Алексей. Через два года на свет появилась его младшая сестра. Дом всегда был полон книг, а еще с детства ребята видели разложенные по дому отцовские чертежи. Родители воспитывали детей собственным примером — ежедневным трудом, ответственностью и принципиальностью. В будущем их дочь получит профессию архитектора, а сын станет учёным-экономистом.
«Думаю, очень важно, что родители научили меня быть самостоятельным в принятии решений. А ещё – тому, что у каждого здания должен быть прочный фундамент. Мой отец в 60-е годы руководил строительством, возведением «нулевых циклов» многих ростовских жилых домов, школ. Может, это и не шедевры архитектуры, но надежные здания, прослужившие в итоге много лет людям, и с фундаментом там все в порядке», — вспоминал Алексей Архипов.
Семейные ценности Архиповых — образование, трудолюбие и ответственность — близки и их внучке, Татьяне Зотовой. Она вспоминала, что в большой семье Архиповых традиционно виделись на праздники и дни рождения, сохраняя связь между поколениями.
Лектор горкома, депутат горсовета, замдекана факультета
В школе Алексей проявил себя как способный и целеустремлённый ученик. Он увлекался историей, философией и политологией. Его одноклассники и учителя отмечали не по годам широкий кругозор и глубокий интерес к гуманитарным наукам. Уже тогда в нём проявилась та энциклопедичность знаний, которая станет его визитной карточкой в будущем.
«Он как-то очень осознанно выбирал свою специализацию, увлекался и в школе тем, что связано с историей, с политологией, с философией... В каком городе, месте не окажись, такое ощущение, что он все про это знает, везде ориентируется и многое может рассказать», — поделилась Татьяна Зотова.
В 1971 году Алексей поступил на экономический факультет Ростовского государственного университета, выбрав отделение политической экономии. Это было осознанное решение — его привлекала не просто экономика, а именно системное понимание экономических процессов в их связи с историей и политикой.
Студенческие годы стали для него временем интенсивного интеллектуального роста. Однокурсники вспоминали его как жизнерадостного и отзывчивого человека, всегда готового помочь другим. Но главное — он ярко проявил свои организаторские способности и научные интересы. Алексей Юрьевич возглавил студенческое научное общество экономического факультета, где под его руководством проводились дискуссии и исследования, выходившие за рамки учебной программы.
Уже после третьего курса произошло событие, определившее его личную жизнь. В Лиманчике, знаковом месте для многих университетских поколений, он встретил выпускницу РГУ по направлению «экономическая кибернетика» Людмилу Чередниченко, вскоре ставшую его женой.
Их брак, заключённый в студенческие годы, оказался долгим и прочным, они стали не просто семьей, но и соратниками в работе, профессии.
«Главное приобретение в жизни — это моя семья, где ощущаешь взаимопонимание, возможность отдохнуть, посмеяться, поспорить и… вкусно поесть! К важным приобретениям я также отношу мою работу, друзей, коллег, учеников, мой круг общения», — говорил Алексей Архипов.
После окончания университета с отличием в 1976 году, Алексей Юрьевич начал преподавать политическую экономию и историю экономической мысли. Но его академическая карьера временно прервалась — на десять лет он ушёл на государственную службу. Сначала работал лектором горкома партии, а к середине 1980-х возглавил идеологический отдел.
Опыт государственной службы, включая работу депутатом Ростовского городского Совета народных депутатов в 1990-1993 годах, дал ему уникальное понимание практических механизмов управления экономикой. Но тяга к научной работе оказалась сильнее — в 1994 году он вернулся в университет уже в статусе старшего преподавателя, а затем стал заместителем декана экономического факультета.
Именно в это время он принял ключевое решение — посвятить себя академической карьере. В 1994 году он защитил кандидатскую диссертацию в Российской академии управления при Правительстве РФ в Москве, а всего через пять лет, в 1999 году — докторскую в родном РГУ.
Зачем нужны настоящие экономисты
Его возвращение в университет совпало со сложным периодом трансформации экономической науки в России. Старая система марксистской политэкономии рушилась, а новые подходы только формировались. Алексей Юрьевич оказался среди тех, кто не просто адаптировался к изменениям, а активно участвовал в создании современного экономического образования в стране. Его исследования всегда отличались системным подходом и вниманием к человеческому измерению экономических процессов.
Кандидатская диссертация, защищенная в 1994 году в Российской академии управления при Правительстве РФ, была посвящена проблемам экономического мышления. Архипов исследовал, как формируются ментальные модели экономического поведения, как идеи и концепции преобразуются в практические решения. Эта работа уже тогда показала его характерный подход: интерес не к абстрактным схемам, а к тому, как экономические теории живут в сознании людей.
Докторская диссертация 1999 года, выполненная уже в Ростовском государственном университете, развивала эти идеи на более фундаментальном уровне. Алексей Юрьевич изучал проблемы глобализации экономического развития, анализируя, как мировые процессы влияют на национальные экономические системы. Его особенно интересовала тема многополярности мирового хозяйства и места России в этой системе.
В сферу его научных интересов входили проблемы субъективного в экономике, роль экономического образования и мышления, вопросы глобализации и многополярности мировой экономики. Под его руководством сформировалась научная школа, сосредоточившаяся на таких понятиях как: глобализация и многополярность мировой экономики, субъективное в экономике, роль экономического мышления, образования.
«Россия обладает двумя возможностями: или быть сильной экономически и политически, большой, значимой в мире, или… никакой. Её не будет просто! Рассыплется по княжествам, часть окажется у могущественных соседей. Но ведь есть ресурсы, интеллектуальные в том числе, возможности, технологии. Нужно так выстраивать экономическую политику страны, чтобы все могли достойно жить. Основа такой экономики – предпринимательство. Если ты сам создал с нуля, или возродил, продолжил какое-то дело, основал фирму, предприятие – да, это замечательно. Так развивается вся экономика, общество. Но, если человек оказался рядом с «кормушкой» во время раздачи, фирмы зарегистрированы в офшорах, чтобы налоги не платить у себя в стране, то, конечно, такие факты вызывают недоумение и раздражение у людей. Для нас главное не просто «догнать» развитые страны, а найти свое место, прорывные технологии, добиться первенства в ряде отраслей, особенно высокотехнологичных. Это дело бизнеса, но без поддержки государства невозможно в наших условиях обеспечить этот прорыв. И современное российское государство начинает постепенно это осознавать и действовать в этом направлении», — писал Алексей Архипов.
Профессор Архипов стал автором более 260 научных и научно-методических работ. Особое значение он придавал работам, связанным с экономическим образованием. В соавторстве с коллегой Евгением Митрофановичем Мартишиным он разрабатывал учебники по экономике для разного уровня — от школьного до высшего образования. Эти работы были новаторскими для своего времени: они предлагали доступное изложение основ экономической грамотности, объясняя такие понятия как рынок, спрос и предложение, инвестиции через понятные примеры и жизненные ситуации.
«Я впервые встретился с Алексеем Юрьевичем на экономической конференции. Его глубокие научные знания произвели на меня сильное впечатление. В тот момент я искал научного консультанта для своей докторской диссертации и предложил ему сотрудничество. Он согласился, и через два года совместной работы я успешно защитил диссертацию. Если вернуться к вопросу практического применения научных трудов, то безусловно, органы исполнительной власти нередко обращаются к работам ученых. В частности, при обновлении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области региональное министерство экономического развития опиралось на фундаментальные экономические исследования. Кроме того, наши экономисты часто обращаются к трудам Алексея Архипова, посвященным мировой экономике», — рассказал ученик Алексея Архипова, министр экономического развития Ростовской области Павел Павлов.
Предназначение ученого-экономиста Алексей Юрьевич видел в том, чтобы создавать интеллектуальные основы для реальных экономических преобразований. Он считал, что экономист должен не просто описывать действительность, но и предлагать пути ее улучшения. В его понимании, хороший экономист — это своего рода «инженер экономических систем», способный проектировать и строить работающие механизмы хозяйствования.
Особое внимание он уделял проблеме экономического образования, считая, что оно должно начинаться с детского возраста. По его мнению, понимание базовых экономических принципов нужно формировать так же системно, как и грамотность — через последовательное обучение, адаптированное к разным возрастам.
Под его руководством защищены 32 кандидатские диссертации, в том числе аспирантов из Германии, Камбоджи, Китая и Палестины. Он был научным консультантом пяти докторских диссертаций. Его ученики отмечали, что он умел видеть перспективные направления исследований и помогал выстраивать исследования так, чтобы они имели и теоретическую значимость, и практическую ценность.
В последний год жизни его особенно интересовала тема влияния пандемии на мировую экономику. Одна из его последних работ, написанная в соавторстве с коллегами из МГУ и Академии философии хозяйства, была посвящена анализу этих процессов в самом начале пандемии, когда её последствия еще только начинали проявляться. Научное наследие Алексея Юрьевича Архипова — это не только конкретные работы и теории, но и созданная им научная школа, и главное — выработанный им подход к экономике как к живой, развивающейся системе, требующей и глубокого теоретического понимания, и практической мудрости.
Высшая школа бизнеса ЮФУ: от ИЭиВЭС до ИТСКИ
В 2001 году, когда российское высшее образование переживало сложный период трансформации, Алексей Юрьевич Архипов основал Институт экономики и внешнеэкономических связей (ИЭиВЭС) РГУ. Это было смелое решение — создавать новую структуру в условиях нестабильности и недостатка финансирования.
Институт создавался как полностью внебюджетная структура. Первый набор составил всего 30 человек, но уже через несколько лет число студентов превысило 4000. Архипов сумел собрать команду единомышленников — преподавателей, которые были готовы работать в новых условиях и развивать современные образовательные программы.
Среди единомышленников была конечно и супруга директора института, Людмила Васильевна Архипова. Пока её муж занимался наукой, она прошла путь от сотрудницы Центра научной организации труда при университете, экономиста на физическом факультете и в НИИ механики и прикладной математики РГУ до ключевого администратора в созданном Институте внешнеэкономических связей.
В сложные 1990-е годы, когда наука переживала кризис, она работала в бизнес-структурах, но с основанием ИЭиВЭС вернулась в университет и занялась организацией учебного процесса, набором студентов и развитием программ. Именно её усилиями во многом был налажен чёткий механизм работы института.
«Сильной стороной отца была способность создавать интересные команды, в каждом человеке видеть, в чем его сила, в чем его способность. Поэтому вокруг него всегда были яркие личности. Первый круг преподавателей ИЭиВЭС — те, кто точно верил, что это нужно, что это востребовано, что вложенные силы, время принесут отдачу в будущем. Поэтому это был такой узкий круг единомышленников, друзей, тех, кто доверял друг другу, и близких... начиналось вот с такого узкого круга, потом шире, шире, шире, включая экспертов федерального и международного уровня», — рассказала Татьяна Зотова.
Основной задачей института была подготовка специалистов для реального сектора экономики: международных экономистов, финансистов, специалистов по антикризисному управлению.
«Известны слова Александра III, что у России есть только два союзника: Армия и Флот. Я считаю, что наш главный союзник – активные, энергичные, творчески мыслящие люди, россияне, желающие блага своей стране, и прилагающие к этому все усилия. Предприниматели, инвесторы, управленцы, ученые, рабочие. Мне всегда было интересно общение с людьми, причем совершенно разными. Первое впечатление, конечно, важно, но многое проявляется в долгосрочной перспективе – знания, жизненная позиция, ответственность, профессионализм»,— делился Алексей Архипов.
В 2012 году институт был переименован в Высшую школу бизнеса ЮФУ. Это изменение отражало расширение направлений подготовки — добавились программы по международному туризму, гостиничному делу, сервису. Появились бюджетные места, чего раньше не было. Школа начала развивать программы МВА и проводить курсы повышения квалификации для действующих руководителей бизнес-компаний.
«В одном из своих интервью Алексей Юрьевич отметил: «Мне кажется, я всё сделал правильно». Эта лаконичная фраза, на мой взгляд, глубоко и точно характеризует его профессиональную траекторию, стратегические решения и основополагающие принципы. Алексей Архипов опережал время - создав институт в 2001 году, он внедрил инновационные для того времени методики обучения, которые значительно отличались от традиционных подходов. В основе новшеств лежала модульная система обучения, интегрированная с привлечением в качестве лекторов ведущих экспертов и предпринимателей из Ростова и области. Эти меры существенно повысили уровень вовлеченности слушателей в образовательный процесс и стимулировали их интерес к учебной деятельности», — рассказал Павел Павлов.
Следующая трансформация произошла уже после ухода Алексея Юрьевича из жизни. В 2023 году Высшая школа бизнеса была преобразована в Институт туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ.
«Алексей Юрьевич, даже уйдя работать в другое подразделение, до последних дней оставался членом Ученого Совета Института, принимал живое участие в делах подразделения, подсказывал, давал советы, строил совместные планы. Он умел создавать гибкие коллективы, и сегодня среди нашей команды есть те, кто начинал работать с ним с самого основания. Мы всегда вспоминаем его с большой теплотой, как нашего отца-основателя, который вдохнул жизнь во многие проекты. Для меня лично он всегда был образцом подлинной интеллигентности, особого интеллектуального склада, сторонником некой «мягкой силы» в управлении — силы, которая способна дать серьезной результат», — рассказал директор ИТСКИ ЮФУ Сергей Горяйнов.
Сегодня институт готовит специалистов для сферы гостеприимства, туристического менеджмента, event-индустрии и креативных отраслей экономики. Эти трансформации в целом соответствуют задумке Архипова, хотя и выходят за первоначальные рамки. Его ключевая идея заключалась в создании гибкой образовательной структуры, способной быстро реагировать на запросы рынка труда. Он всегда приветствовал практико-ориентированный подход и необходимость тесной связи с бизнес-сообществом.
Проректор предпринимательского типа
В 2010 году Алексей Юрьевич Архипов принял предложение ректора Владислава Георгиевича Захаревича занять должность проректора по экономике Южного федерального университета. Это назначение стало логичным продолжением его работы по созданию и развитию Института внешнеэкономических связей, доказавшего свою эффективность.
Вместе с Захаревичем они сформулировали концепцию университета предпринимательского типа — идею, которая тогда казалась многим революционной. Архипов настаивал, что университет должен не только получать государственное финансирование, но и активно зарабатывать самостоятельно, предлагая рынку качественные образовательные и экспертные услуги.
Архипов и Захаревич заложили идеи предпринимательского университета в первую программу развития ЮФУ. Они считали, что вуз должен быть интегрирован в экономику региона и страны, готовить не просто выпускников, а специалистов, способных создавать собственные бизнесы и рабочие места. И если молодой профессионал открыл в себе предпринимательскую жилку уже в студенческие годы — пусть пользуется инфраструктурой вуза!
«Моя работа – моя жизнь, её напряжённый ритм, принятие решений – управленческих, интеллектуальных, человеческих… Моя работа – это Университет. Есть возможность направить свои силы, знания на улучшение экономического положения вуза, на развитие предпринимательской составляющей, в первую очередь, среди молодежи, студентов. Важным личным опытом в этом смысле я считаю создание Института экономики и внешнеэкономических связей в 2001 году, когда первый набор составил 30 человек, а через несколько лет достиг уже 4000, и эта популярность подкреплена качеством образования, репутацией. Моя работа – это поиск эффективных способов привлечения средств в Университет на основе развития всех направлений его деятельности – образовательного, научного, инновационного с тем, чтобы зарплата сотрудников постоянно росла. Сфера образования предоставляет настолько широкие и гибкие возможности для реализации, что отказаться от такой работы никогда не захочется, да и она тебя сама «не отпустит». Надеюсь, что здесь мне всегда будет чем заняться», — писал Алексей Архипов.
Многие принципы, заложенные Архиповым, продолжают работать в университете до сих пор. Вуз предоставляет платные образовательные услуги, включая многочисленные программы ДПО для взрослых и опытных профессионалов. Особенно ярко наследие Архипова проявилось в успехах ЮФУ в проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», где университет год за годом выигрывает все конкурсы на проведение тренингов, акселераторов и проектно-инвестиционных сессий и как площадка, и как команда.
Уход Алексея Юрьевича из жизни в июле 2020 года стал тяжелым ударом для всего университетского сообщества. До последних дней он оставался активным и деятельным: продолжал преподавать, руководить аспирантами, работать над статьями о влиянии пандемии на мировую экономику. Даже заболев, он планировал поездку в Москву на защиты и совещания — его не могли остановить внешние обстоятельства.
«В университете каждый находит свою сферу применения и своё предназначение. Но это, наверное, редкость, чтобы этим предназначением оказалось непосредственно развитие самого университета. Отец всегда был настроен на постоянное развитие, на продвижение, на то, чтобы ЮФУ знали, на то, чтобы ЮФУ гордились. Он был очень предан университету, ничто не могло его остановить», — добавила Татьяна Зотова.
Его последняя работа, посвященная анализу влияния пандемии на экономику, вышла практически одновременно с его уходом. Это стало символическим завершением пути ученого, который до конца оставался верен своему призванию — понимать и объяснять сложные экономические процессы, готовя почву для будущих преобразований.
Сегодняшние успехи ЮФУ в области технологического предпринимательства и коммерциализации разработок — лучшее свидетельство того, что идеи Алексея Архипова были правильными и своевременными. Он успел заложить фундамент, на котором университет продолжает строить свое будущее как предпринимательский вуз, готовящий не просто выпускников, а создателей нового.
Университет зовёт
Татьяна Алексеевна Зотова (Архипова) родилась в 1977 году. Университет с детства был частью жизни – от поездок в Лиманчик до просмотра мультфильмов в кинозале физического факультета, веселых детских праздников в НИИ механики и прикладной математики и в общежитии 5 В на Зорге, где какое-то время жила семья.
В старшей школе Татьяна Алексеевна не была уверена в выборе профессии — рассматривала варианты поступления в медицинский, на журналистику, даже на физфак РГУ. Но родительское влияние и понимание перспектив экономического образования взяли верх. Татьяна поступила на экономический факультет, но осталась разносторонней: её дипломная работа уже тогда показала нестандартный подход — она исследовала междисциплинарную тему на стыке экономики и психологии.
После выпуска она некоторое время работала в коммерческих и некоммерческих структурах, занималась экономическим консалтингом для малого и среднего бизнеса. Этот опыт оказался бесценным — помог освоить современные бизнес-технологии, коучинг, искусство проведения тренингов. Позже эти навыки пригодятся и в преподавании, и в управленческой деятельности в университете.
Параллельно с этим – училась в аспирантуре Института повышения квалификации РГУ, в 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию по экономической теории под руководством Виталия Михайловича Белоусова. В дальнейшем работала преподавателем на экономическом факультете, отделении регионоведения, и, конечно, ИЭиВЭС ЮФУ, где также курировала часть программ ДПО, отвечала за маркетинг и рекламу.
В 2016 году Татьяна приняла важное решение — пойти работать в университет! Но не в Южный федеральный университет, дорога куда была проторена родителями, а в Корпоративный университет Сбербанка. Это был сознательный шаг: она хотела проверить свою востребованность вне «династийной» поддержки, наработать опыт в крупнейшей бизнес-структуре страны. Три года интенсивной работы в качестве начальника центра обучения «Южный» с руководителями региональных отделений банка закалили её характер и отточили управленческие навыки. Большое влияние на формирование требований к качеству, стандартам управления образованием оказал подход Валерия Сергеевича Катькало, первого ректора Корпоративного университета Сбербанка.
В 2018 году начала совмещать работу в Сбере с преподаванием на новом факультете бизнеса «Капитаны» ЮФУ, реализующим образовательные программы по инновационному предпринимательству. В этот же период стала соучредителем HR-бизнес-клуба в Ростове, организуя конференции и тренинги для специалистов по развитию персонала.
«Факультет бизнеса «Капитаны» и его команда – это для меня любовь с первого взгляда, вызов и невероятное приключение, продолжающееся по сей день. И в преподавании на факультете, и в деятельности клуба мы старались не только содержательно, но и по образовательным форматам быть новаторами... Развивать нетворкинг, неформальное образование, применять современные игровые техники, проектную работу, бизнес-симуляции», — подчеркивает Татьяна Зотова.
В 2021 году Татьяну пригласили возглавить в ЮФУ проектный офис программы «Приоритет-2030» — неотъемлемой части амбициозного проекта развития университета.
Под её руководством проектный офис стал не просто административной единицей, а драйвером изменений. Коллектив офиса помогает университетским командам в реализации проектов с измеримыми результатами, организует взаимодействие с индустриальными партнёрами, сопровождает проекты на всех этапах их жизни.
«Программа развития — это целый комплекс мероприятий, которые должны поддерживать движение университета вперед как лидера в науке, в образовании... А проектный офис помогает в определенных направлениях», — объяснила Татьяна Зотова.
Особое внимание Татьяна Зотова уделяет проекту «Школа исследователей-лидеров» — это программа, где молодые учёные учатся совмещать исследовательскую работу с управленческими навыками, любимое детище Татьяны Алексеевны.
Обаятельная, деловая женщина, она способствовала популяризации в университете форматов работы, скорее характерных для глобальных коммерческих компаний: стратегические и проектные сессии, коллективные мозговые штурмы, питчинги проектов перед экспертами, обязательные презентации и обсуждение результатов. Некоторые учёные поначалу скептически относились к этим «бизнес-штучкам», но Татьяна проявила дипломатичность и настойчивость, и теперь, в 2025 году, когда ЮФУ вошёл в первую группу вузов-участников программы «Приоритет», такие подходы воспринимаются как что-то само собой разумеющееся.
В Южном федеральном университете практически все – от молодых исследователей до маститых профессоров прекрасно оперируют категориями востребованности и актуальности в науке, а не просто занимаются тем, что интересно. Факультеты, кафедры, дивизионы и лаборатории умеют мобилизовать все силы для достижения проектных результатов, направленных на технологический суверенитет России. Это и делает ЮФУ исследовательским вузом мирового класса.
Такое положение вещей — результат работы сотен организаторов науки за 110-летнюю историю ЮФУ и плоды ежедневного труда нынешнего коллектива университета, но без научного наследия Алексея Архипова и без организаторских навыков Татьяны Зотовой этот пазл был бы не полным.
При этом Татьяна сохранила творческое начало, которое всегда отличало семью Архиповых. Она пишет стихи — в 2010-2012 годах вышли три её поэтических сборника, созданных в сотрудничестве с фотохудожником Софией Вольчик. А в 2023-2024 годах она записала два музыкальных альбома — «Натура» и «Зебра», — работая с профессиональным музыкантом и аранжировщиком Олегом Андреевым и Олегом Шлыковым, соавтором ряда композиций, преподавателем ЮФУ, возглавлявшим одно из направлений подготовки созданного Архиповым института.
Для Татьяны Алексеевны музыка и поэзия не просто хобби, а способ сохранять внутренний баланс во время напряжённой работы. Её история показывает, что современный учёный и управленец может успешно сочетать академическую строгость, рациональность, бизнес-подход с творчеством, вдохновением, искренностью.
Её муж, Алексей Владимирович Зотов, выпускник физического факультета РГУ, позднее получил управленческое образование в ЮФУ, работает в IT-сфере, реализуя масштабные проекты по автоматизации бизнес-процессов компаний, органов государственного управления. Старший сын завершает обучение в магистратуре факультета высоких технологий ЮФУ, преподавал информатику в колледже, работает IT-специалистом. Младший сын учится в математическом лицее, не пропуская дополнительные занятия для детей в школе при мехмате ЮФУ. Академическая династия продолжается…