О резком росте цен на золото и причинах, повышающих прогноз по золотым котировкам, в актуальном обзоре мнений от Анатолия Вожова, заместителя Председателя Правления РосДорБанка и Председателя Правления Финансового клуба.
Цены на золото с начала 2025 года выросли более чем на 40%. Вечером 17 сентября фьючерсы на драгоценный металл на бирже COMEX в очередной раз обновили исторический максимум, достигнув отметки $3744.
В сентябре движение котировок ускорилось: в начале месяца они преодолели уровень $3500 за унцию, в районе которой был предыдущий исторический максимум, установленный в апреле текущего года. Таким образом, цена драгоценного металла закончила 4-месячную консолидацию и устремилась к новым вершинам.
Букет причин
Эксперты перечисляют целый комплекс веских оснований для роста цены золота. Среди них — развязанная президентом США Дональдом Трампом «тарифная война», то есть повальное повышение пошлин на импорт из разных стран. Из-за неё падают объёмы мировой торговли, что с некоторым временным лагом должно привести к повышению цен на товары, причём не только в США. Золото же издревле считается одним из лучших инструментов для защиты от инфляции.
В начале текущего месяца доля золота в международных резервах впервые с 1996 года превысила долю гособлигаций США. По данным Investing.com, золотые запасы составляют 27% от иностранных резервов, что является самым высоким показателем за последние 29 лет. В то же время доля американских казначейских облигаций снизилась до 23% — минимального уровня с финансового кризиса 2008 года. Эксперты отмечают, что этот тренд «дедолларизации» ускорился в 2022 году после заморозки Западом российских активов, и может стать одним из самых значительных перераспределений активов в новейшей истории.
«Золото переписывает очередные исторические максимумы, — констатирует Михаил Ханов, управляющий директор ИК "Алго Капитал". — Причина этого роста — мировые центробанки: Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, и даже Япония. Продавая американские гособлигации, они продолжают активно скупать себе на баланс золото, которое остаётся главным защитным активом в условиях неопределённости».
Кроме перечисленных стран, запасы наращивают и другие. По статистике World Gold Council (Всемирного совета по золоту), по итогам II квартала 2025 года наибольшими объёмами золота располагали США (8133 т), Россия (2330 т) и Китай (2299 т). А наибольший объём покупок в течение квартала совершили Польша (18,66 т), Казахстан (15,65) и Турция (10,83).
В надёжность драгоценных инвестиций верят не только центробанки — приток средств в золотые ETF (биржевые фонды) почти не останавливается с февраля. За это время фонды купили более 10 млн унций (311 т).
Дональд Трамп с момента своего прихода к власти в начале 2025 года требует от ФРС снижения процентных ставок, что чревато снижением контроля над инфляцией и также склоняет участников рынка к наращиванию позиций в золоте.
Аналитики Максим Пасканов и Владислав Решетняк из команды InveStory отмечают, что при текущей инфляции в США около 3% и номинальной ставке, приближающейся к 4%, реальная доходность гособлигаций США (US Treasuries) может опуститься ниже 1%. «Это сделает золото более привлекательным для институциональных инвесторов, — уверены они. — Дополнительным фактором выступает ослабление доллара США — индекс DXY снизился на 6% с начала года, что автоматически повышает стоимость золота для держателей других валют и стимулирует глобальный спрос».
Помимо уже упомянутых резонов для роста золота эксперты указывают на внутриполитическую нестабильность в ряде развитых стран, которая создаёт устойчивый спрос на золото как классический защитный актив. А торговые конфликты между США и остальным миром они считают одним из главных факторов. «Введение администрацией Трампа пошлин в размере 10% на все импортируемые товары и 40% на китайские товары существенно повысило риски рецессии в США, которые сейчас оцениваются в не менее чем 30–35%, — пишут Максим Пасканов и Владислав Решетняк. — Исторически золото демонстрировало положительную доходность в периоды рецессий — за последние три экономических спада в США средняя доходность золота составила +18%, в то время как фондовый рынок терял в среднем 35% стоимости».
Кроме того, на рынке золота наблюдается структурный дефицит и ограничения предложения. «Мировая добыча золота растет крайне медленными темпами — всего на 1–2% в год, в то время как спрос увеличивается на 3–4% ежегодно, — рассказывают специалисты InveStory. — Крупные месторождения, открытые в последние годы, требуют 7–10 лет для ввода в эксплуатацию и миллиардных инвестиций. При этом содержание золота в руде продолжает снижаться — если в 2000 г. среднее содержание составляло 1,5 г/т, то сейчас этот показатель упал до 1,1 г. Это создает необходимость переработки большего объёма породы для получения того же количества металла, что увеличивает себестоимость добычи и обеспечивает естественный ценовой минимум около $2000 за унцию».
Технологический и промышленный спрос на золото увеличивается. «Хотя ювелирная промышленность остается крупнейшим потребителем золота (около 50% спроса), технологическое применение металла стремительно растёт, — указывают эксперты. — Золото используется в производстве микросхем для искусственного интеллекта, квантовых компьютеров, медицинских нанотехнологий. Только сектор электроники потребляет около 320 т золота ежегодно, и этот объем растет на 8–10% в год по мере развития технологий 5G и интернета вещей».
Где у него потолок
При позитивном сценарии Максим Пасканов и Владислав Решетняк ожидают от цены унции золота движения в диапазон $4000–4200 к середине 2026 года. «Реализация этого сценария возможна при эскалации геополитических конфликтов, особенно если они затронут ключевые торговые маршруты или энергетическую инфраструктуру, — считают они. Дополнительными катализаторами могут стать политический или экономический кризис в одной из крупных развитых стран, резкое ускорение инфляции выше 4% или массовый отказ центральных банков от долларовых резервов в пользу золота. В этом случае приток в золотые ETF может составить 500–700 т за квартал, что создаст острый дефицит физического металла на рынке».
В негативном сценарии возможна коррекция к уровням $3000 за унцию с последующей длительной консолидацией. «Этот сценарий может реализоваться при неожиданно жесткой политике ФРС в ответ на всплеск инфляции и быстром разрешении торговых конфликтов, — прогнозируют они. — Ключевыми триггерами негативного сценария могут стать: резкий рост реальных процентных ставок в США выше 3%, что сделает казначейские облигации значительно более привлекательными по сравнению с золотом; массовый отток средств из золотых ETF (более 200 т в квартал) на фоне восстановления аппетита к риску и перетока капитала в акции технологических компаний; неожиданные продажи золота крупными центральными банками для покрытия бюджетных дефицитов или стабилизации национальных валют; открытие и быстрый ввод в эксплуатацию крупных месторождений с низкой себестоимостью добычи, способных добавить 300–500 т к ежегодному предложению».
Признаки снижения спроса на сильно подорожавшее золото уже заметны. Так, Индия, один из крупнейших потребителей этого металла в мире, в августе 2025 года импортировала золота на $5,439 млрд, говорится в материалах министерства торговли и промышленности страны. Это в 2,3 раза меньше, чем в августе прошлого года, когда показатель был близок к рекорду. Всего за 8 месяцев 2025 года импорт золота в Индию составил $26,4 млрд, что на 22% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Цена золота может протестировать уровни $3950-4000 за тройскую унцию до конца 2025 года, полагают аналитики инвесткомпании «Цифра брокер». «Рост поддерживают геополитические риски, торговые барьеры, ожидание снижения ставки ФРС, ослабление доллара США, активные покупки центральными банками драгоценного металла и приток капитала в фонды, ориентированные на золото», — перечисляют они.
«Цена золота может протестировать уровень $3800-4000 за тройскую унцию к концу года при условии продолжения мягкой политики ФРС и сохранения геополитической напряжённости», — прогнозирует аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Впрочем, по его мнению, если котировки достигнут психологически значимой отметки $4000 за унцию, возможна техническая коррекция в пределах 10-15%. Тем не менее, эксперт считает, что долгосрочного разворота восходящего тренда пока не ожидается, поскольку смягчение монетарной политики в США останется важным позитивным драйвером для золота на ближайшие месяцы.
«Среднесрочной целью видим район $4000/унц., — отмечают аналитики банка ПСБ. — Триггерами роста выступают устойчивый спрос со стороны ЦБ, смягчение ДКП в США и сохраняющиеся риски по доллару».
«За 3 недели цены на золото прибавили 10%, а с начала года рост уже больше 40%, — констатирует инвестбанкир Евгений Коган. — И это после +30% в прошлом году. Вчера после объявления о снижении ставки ФРС цена на мгновение даже заглянула выше $3700 за унцию. Но, видимо, ей на такой высоте не понравилось, и она быстро спустилась. Казалось бы, Пауэлл (глава ФРС США Джером Пауэлл) и компания сделали то, что рынок от них ждал: снизили ставку на 0,25%, спрогнозировали еще 2 снижения до конца года. Именно на этих ожиданиях и ослаблении доллара цены рванули вверх в сентябре. Однако, получив то, что хотел, рынок оказался в растерянности. Причин, почему золото обязано расти дальше без остановки, не видно, а технически оно сильно перекуплено.
Какую-то коррекцию мы, пожалуй, все-таки увидим. Возможно, даже сходим протестировать сверху весенний максимум. Впрочем, сейчас он уже далековато внизу. Здоровая коррекция рынку, конечно, нужна. Однако фундаментальные причины роста золота никуда не ушли. Тот же Пауэлл отметил, что инфляция недавно ускорилась и всё ещё остается высокой. Инфляция и снижение ставок — идеальное сочетание для золота. Доллар тоже внушает все меньше доверия. Как и американский долг. Недавно Goldman Sachs отметил, что даже если всего 1% средств частных фондов уйдет из Treasuries в золото, то цены на этот драгметалл могут взлететь до $5 тыс. Так что рост золота продолжится. Но пока рынку нужно немного успокоиться и остыть».
Федрезерв прогибается
Достижение ценой золота исторического максимума 17 сентября произошло сразу после заседания Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) Федеральной резервной системы США, на котором было решено снизить базовую процентную ставку на 0,25 процентного пункта (п.п.). Теперь ставка установлена на уровне 4-4,25% годовых. За это решение проголосовали все руководители Федрезерва, кроме члена совета управляющих Стивена Мирана, выступившего за снижение ставки на 0,5 п.п. Миран был назначен в совет управляющих сенатом незадолго до заседания, а его кандидатуру выдвинул Трамп, давно выступающий за серьёзное снижение ставок и подвергающий Пауэлла жёсткой критике.
На предыдущем заседании FOMC в июле текущего года за понижение проголосовали только два члена совета управляющих, Мишель Боуман и Кристофер Уоллер. Они тоже считаются ставленниками Трампа, поскольку он назначил их во время первого президентского срока. Тем не менее, в этот раз даже Боуман и Уоллер, не поддержали Мирана.
После обновления хая котировки скорректировались почти на 2%, уйдя ниже $3670. Но это был так называемый «фикс по факту» — продажи в соответствии со старинным биржевым правилом «покупай на ожиданиях — продавай по факту». В решении FOMC и последующих комментариях главы ФРС Джерома Пауэлла ничего угрожающего росту золота не было. По сути, Федрезерв дал сигнал о смещении рисков в сторону рынка труда, что открывает перспективы для дальнейшего снижения ставки. «Последние статданные позволяют предположить, что рост экономической активности в США замедлился в первом полугодии 2025 года, — говорится в заявлении FOMC. Рост числа рабочих мест замедлился, а безработица выросла, но остаётся низкой. Инфляция ускорилась и остаётся несколько повышенной». После июльского заседания комитет указывал на сохранение хороших условий на рынке труда. Также в июльском заявлении не говорилось об ускорении инфляции и росте безработицы.
Прогноз управляющих по ставке на 2025 год был понижен с 3,9% до 3,6%, что предполагает еще два понижения. Прогноз по ставке на 2026 год понижен с 3,6% до 3,4%, на 2027 год — с 3,4% до 3,1%.
Заседанию FOMC предшествовала эпопея с попыткой Трампа уволить члена управляющего совета ФРС Лизу Кук, сторонницу жёсткого подхода к монетарной политике. Федеральный суд округа Колумбия неделю назад временно заблокировал эту попытку.
Трамп уволил Кук в конце августа, сославшись на обвинения в мошенничестве с ипотекой, выдвинутые против нее главой Федерального агентства жилищного финансирования (FHFA) США Биллом Пулте. Позднее Минюст США инициировал расследование по этому делу.
Кук, официальных обвинений которой предъявлено не было, подала судебный иск к президенту США, заявив, что Трамп «сфабриковал» повод для ее увольнения, нарушив закон о Федеральной резервной системе, в соответствии с которым президенту требуется доказать наличие веской причины, чтобы отправить в отставку члена совета управляющих.
Кук была выдвинута на должность члена совета управляющих ФРС в 2022 году Джо Байденом, занимавшим на тот момент пост президента США. Срок ее службы в руководстве Федрезерва истекает лишь в 2038 году.
Очевидно, давление на ФРС со стороны нынешней президентской администрации будет усиливаться, что негативно для курса доллара по отношению к другим валютам и позитивно для золота.