Продолжение. Начало тут⬇️
Известное сейчас твердое мыло появилось в конце VIIIв.
Предположительно, его создал арабский алхимик Джабир ибн Хайян, смешав известь, поташ, козий жир, оливковое масло и золу морских водорослей.
До этого эпохального события в разных странах в гигиенических целях использовали разные моющие составы, включающие щелочь, получаемую из древесной золы или пепла растений.
В Китае на протяжении веков применялись растительные растворы, заменяющие мыло. Для очистки жира использовали смесь пепла растений, смешенного с измельчёнными морскими ракушками. Получившееся щелочное соединение выводило пятна.
На Руси мыловарни появились в XVв. У нас варили особое мыло с антибактериальными свойствами- дегтярное. В его составе содержалось до 10% дегтя, остальное — натуральная мыльная основа (растительные масла). Лечебный эффект брал верх над специфичным запахом, выветривающимся через 10 минут.
*Славяне использовали для очищения щелок (водный настой древесной золы), мыльнянку и отвары трав.
Для получения твердого мыла требовался поташ, который получался в процессе выпаривания щелока. При производстве мыла, поташ смешивали с животным и растительным жирами.
С 1629г одним из главных российских центров мыловарения считался город Шуя, это нашло отражение на гербе города. До сих пор на гербе города изображен брусок мыла.
Шуйские мыловары делали мыло с добавлением коровьего и миндального масла.
Норвежцы, как ранее римляне, были одержимы чистотой и мылись не реже 1раза в неделю. После гигиенических процедур, тело умащивали ароматическими маслами и надевали чистую одежду.
Курьёз: в захоронениях свирепых викингов помимо оружия, мечей, топоров, археологи находили туалетные принадлежности.
*В XVIIIв отношение к бане в Норвегии и Швеции изменилось под воздействием европейских веяний: в Европе этого периода бытовало мнение, что любое купание вредно для здоровья, возможно даже опасно: через расширевшиеся от горячей воды поры можно подхватить заразу. Норвежским детям родители запрещали даже подходить к бане, пугая
страшилками. Уверяли, что после походов в сауну или в баню человек может ослепнуть, а еще мытье вызвает судороги и остановку сердца.
Ларчик просто открывался:
норвежцы не желали "становиться похожими на финнов", которые любили сауну.
Вернувшиеся с Востока крестоносцы имели представление о комфорте турецких бань- хаммамов, в которых им довелось побывать и не желали его лишаться.
*Бани существовали еще при Карле Великом, но крестоносцы внесли свой посильный вклад в банное дело.
В Турции омовения считались священными: по исламу, молиться нужно чистым. А гигиену поддерживали в хамамах. Пар и влага глубоко очищали поры, способствовали регенерации клеток, делая кожу упругой и эластичной, обильное потоотделение, помогало выводить из организма вредные вещества и токсины.
Под влиянием рассказов крестоносцев, оценивших турецкий хамам, в 1162г в лондонском районе Саутворк открылось около 18 "стьюзов" - общественных бань(англ. stews- простонародное название печи, подогревающей воду (от англ. stove).
*Саутворк— увеселительный район Лондона, на южной стороне Темзы. Это место игорных домов и увеселительных заведений.
Мужчины и женщины в общественной бане мылись вместе.
*В некоторых странах вводилось раздельное посещение бани: существовали дни посещения для женщин и для мужчин.
Как только баня была растоплена, вода согрета и достаточно пара, на улицу выпускались специально нанятые мальчишки, громко оповещавшие об этом возможных клиентов.
Средневековые бани, как позже кофейни и английские клубы, служила местом неформального общения горожан.
О кофейнях вы можете прочесть тут⬇️
С Востока крестоносцы привезли новинку- алеппское мыло, содержащее лавр и оливковое масло.
*Алеппское мыло считается одним из древнейших видов мыла в мире (более 2000лет), отличающееся своими целебными и косметическими свойствами.
Для чувствительной и проблемной кожи выбирали кастильское мыло, подходящее для умывания лица, для тела и мытья волос. Монархи Европы предпочетали пользоваться именно этим сортом мыла. Кастильское мыло для своего времени стало именем нарицательным: любое хорошее мыло стали называть "кастильским".
В Средневековой Европе появляются свои, местные мыловарни и, соответственно, местная продукция.
В VIIв в Неаполе учреждают гильдию мыловаров.
В XIVв в 1370г в Марселе начали производить мыло из оливкового масла, с солью и пеплом растений в качестве щелочи. Этот регион стал центром мыловарения Франции.
В 1688г был принят закон, закрепивший наименование "марсельское мыло" за мылом, произведенным в Марселе и его окрестностях.
"Марсельское мыло"(Savon de Marseille) состояло из 100% природных компонентов было гиппоаллергенное, содержало около 72% растительных масел. Его свойства: бактерицидность, борьба с прыщами, устранение перхоти, увлажнение, питание, регенирация, противогрибковые свойства.
Еще раньше в Европе появились городские общественные бани.
В средневековых банях мылись, стриглись, вырывали больные зубы и получали плотское удовольствие. Все в одном месте.
Уже к XVв репутация общественных бань была настолько подпорчена, что слово «баня» равнялось "борделю".
*В георгианскую эпоху бордели продолжали называть "бэньоз" (англ, bagnios по ит. bango — «баня», «ванна»), хотя они не имели отношения к гигиене.
Во время средневековых бракоразводных процессов ссылка на посещение бани, "bagnios", одним из супругов, могла служить доказательством его измены.
*В средневековом фольклоре купание в ванне часто связано с эротикой. (К примеру в произведениях Боккаччо).
Впечатление монаха, посетившего общественные бани в 1390-е годы: «В ваннах сидят голые, с другими голыми, а что творится в темноте, об этом я лучше умолчу».
Церковники негодовали и обличали бани как притоны разврата и рассадники заразы.
Положение усугубили канкистодоры, привезшие из Америки "интересные" болезни, в том числе сифилис. Считалось, что сифилисом можно заразиться через воду.
И европейские городские бани стали закрывать.
В этот период в Европе распространяется убеждение, что горячая вода способствует проникновению в тело болезней через расширевшиеся поры кожи.
*Исключение- горячие природные источники, подогреваемые "огнем Чистилища" (по мнению богословов), считающиеся поэтому и для души, и для тела полезными.
Это убеждение спровоцировала в том числе грязная, неприятно пахнущая вода (к примеру, в Темзу сливалась воды канализации).
*О воде в общей купальне бани:
"В тине грудь, чешуя в волосах, Смрадным духом насквозь я nponax...
Садился в ванну чистым я,
А вылез грязный, как свинья!"
Перевод К. Головиной.
Духота, застойный воздух, болотные пары и амбре из отхожих ям способствовали, по мненью средневековых медиков, заражению организма чумой, оспой, холерой и другими болезнями. Считалось, что заболевания возникают от миазмов.
Собственно, маска Чумного доктора, с огромным клювом, наполненным благовониями и ароматическими травами, по этой теории должна была защитить от миазмов и препятствовать заражению.
Об этом вы можете прочесть тут⬇️
В Англии же, в отличие от Европы, считалось, что ванны и бани имеют лечебные свойства и способствуют здоровому состоянию тела.
Но и в Англии к 1500г в обществе происходит коренной перелом и особым указом Генриха VIII от 1546г в Лондоне были закрыты последние общественные бани. Здания, в которых они находились, «были во всеуслышание объявлены под запретом, а помещения сданы в наем людям достойных и честных профессий». В эпоху Реформации с переходом прихожан в англиканскую веру, закрылись многие монастыри, католических святых развенчали, чудотворные источники и купальни закрыли. Люди лишились возможности посещать купальни.
С 1550 по 1750гг мытье тела расценивалось в лучшем случае как блажь, греховное и опасное занятие.
Ванну принимали в лечебных целях, причем самыми целебными считались холодные ванны.
Чтобы принять ванну, нужно было предварительно проделать особые действия, обезопасить себя. Вот что рекомендовал сделать сэр Фрэнсис Бэкон: «Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами и мазями, дабы в ваш организм проникало увлажняющее тепло ванны и ее благость, а не сама вода».
С ростом городов становилось все труднее обеспечивать население чистой водой.
*В XIXв из-за несовершенства водопровода, в трубы, не снабженные фильтрами, иногда попадала речная рыба. Был случай, когда проживающие на улице Пэлл-Мэлл в Лондоне обнаружили возле своих домов с десяток полуметровых угрей. И это в водопроводе, страшно представить, что можно было обнаружить в ведре с водой для омовения, помимо тины!
В монастырях был свой метод очистки воды: в пяти отстойных резервуарах находилась вода, используемая для питья, приготовления пищи, выпекания хлеба, мытья посуды, для пивоварни, в приемном доме для пилигримов. Вода в фонтанчик для омовения рук тоже поступала очищенная.
Продолжение следует.
Иллюстрации из интернета. Лайки улучшают вашу карму.