Найти в Дзене

Средневековая гигиена: деготь, толченые ракушки и зола морских водорослей.

Средневековая баня с комфортом: при омовении, не вылезая из купальни, можно было пообедать и послушать музыкантов.
Средневековая баня с комфортом: при омовении, не вылезая из купальни, можно было пообедать и послушать музыкантов.

Продолжение. Начало тут⬇️

Известное сейчас твердое мыло появилось в конце VIIIв.

Предположительно, его создал арабский алхимик  Джабир ибн Хайян, смешав известь, поташ, козий жир, оливковое масло и золу морских водорослей.

Джабир ибн Хайян. Современная иллюстрация.
Джабир ибн Хайян. Современная иллюстрация.

До этого эпохального события в разных странах в гигиенических целях использовали разные моющие составы, включающие щелочь, получаемую из древесной золы или пепла растений.

В Китае на протяжении веков применялись растительные растворы, заменяющие мыло. Для очистки жира использовали смесь пепла растений, смешенного с измельчёнными морскими ракушками. Получившееся щелочное соединение  выводило пятна.

На Руси мыловарни появились в XVв. У нас варили особое мыло с антибактериальными свойствами- дегтярное. В его составе содержалось до 10% дегтя, остальное — натуральная мыльная основа (растительные масла). Лечебный эффект брал верх над специфичным запахом, выветривающимся через 10 минут.

*Славяне использовали для очищения щелок (водный настой древесной золы), мыльнянку и отвары трав. 

Для получения твердого мыла требовался поташ, который получался в процессе выпаривания щелока. При производстве мыла, поташ смешивали с животным и растительным жирами. 

Герб города Шуя, 1781г. Пояснение к рисунку: в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Герб городу подарила императрица ЕкатеринаII.
Герб города Шуя, 1781г. Пояснение к рисунку: в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Герб городу подарила императрица ЕкатеринаII.

С 1629г одним из главных российских центров мыловарения считался город Шуя, это нашло отражение на гербе города. До сих пор на гербе города изображен брусок мыла.

Город Шуя. Современные флаг и герб города.
Город Шуя. Современные флаг и герб города.

Шуйские мыловары делали мыло с добавлением коровьего и миндального масла.

Объемная деревянная бадья заменяла средневековому человеку современную ванну.
Объемная деревянная бадья заменяла средневековому человеку современную ванну.

Норвежцы, как ранее римляне, были одержимы чистотой и мылись не реже 1раза в неделю. После гигиенических процедур, тело умащивали ароматическими маслами и надевали чистую одежду.

Курьёз: в захоронениях свирепых викингов помимо оружия, мечей, топоров, археологи находили туалетные принадлежности.

*В XVIIIв отношение к бане в Норвегии и Швеции изменилось под воздействием европейских веяний: в Европе этого периода бытовало мнение, что любое купание вредно для здоровья, возможно даже опасно: через расширевшиеся от горячей воды поры можно подхватить заразу. Норвежским детям родители запрещали даже подходить к бане, пугая 

страшилками. Уверяли, что после походов в сауну или в баню человек может ослепнуть, а еще мытье вызвает судороги и остановку сердца.

Ларчик просто открывался: 

норвежцы не желали "становиться похожими на финнов", которые любили сауну.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане»,1497г На гравюре в качестве помывочного пункта выступает натянутая сверху между жердями ткань.
Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане»,1497г На гравюре в качестве помывочного пункта выступает натянутая сверху между жердями ткань.

Вернувшиеся с Востока крестоносцы имели представление о комфорте турецких бань- хаммамов, в которых им довелось побывать и не желали его лишаться.

*Бани существовали еще при Карле Великом, но крестоносцы внесли свой посильный вклад в банное дело.

В Турции омовения считались священными: по исламу, молиться нужно чистым. А гигиену поддерживали в хамамах. Пар и влага глубоко очищали поры, способствовали регенерации клеток, делая кожу упругой и эластичной, обильное потоотделение, помогало выводить из организма вредные вещества и токсины. 

Под влиянием рассказов крестоносцев, оценивших турецкий хамам, в 1162г в лондонском районе Саутворк открылось около 18 "стьюзов" - общественных бань(англ. stews- простонародное название печи, подогревающей воду (от англ. stove).

*Саутворк— увеселительный район Лондона, на южной стороне Темзы. Это место игорных домов и увеселительных заведений.

Мужчины и женщины в общественной бане мылись вместе.

*В некоторых странах вводилось раздельное посещение бани: существовали дни посещения для женщин и для мужчин.

Как только баня была растоплена, вода согрета и достаточно пара, на улицу выпускались специально нанятые мальчишки, громко оповещавшие об этом возможных клиентов.

Средневековые бани, как позже кофейни и английские клубы, служила местом неформального общения горожан.

О кофейнях вы можете прочесть тут⬇️

С Востока крестоносцы привезли новинку- алеппское мыло, содержащее лавр и оливковое масло.

Современный вариант алеппского мыла содержит лавр и оливковое масло, как в классическом рецепте.
Современный вариант алеппского мыла содержит лавр и оливковое масло, как в классическом рецепте.

*Алеппское мыло считается одним из древнейших видов мыла в мире (более 2000лет), отличающееся своими целебными и косметическими свойствами.

Кастильское мыло- мыло для чувствительной кожи.
Кастильское мыло- мыло для чувствительной кожи.

Для чувствительной и проблемной кожи выбирали кастильское мыло, подходящее для умывания лица, для тела и мытья волос. Монархи Европы предпочетали пользоваться именно этим сортом мыла. Кастильское мыло для своего времени стало именем нарицательным: любое хорошее мыло стали называть "кастильским".

В Средневековой Европе появляются свои, местные мыловарни и, соответственно, местная продукция.

В VIIв в Неаполе учреждают гильдию мыловаров.

"Марсельское мыло" (Savon de Marseille)
"Марсельское мыло" (Savon de Marseille)

В XIVв в 1370г в Марселе начали производить мыло из оливкового масла, с солью и пеплом растений в качестве щелочи. Этот регион стал центром мыловарения Франции.

В 1688г был принят закон, закрепивший наименование "марсельское мыло" за мылом, произведенным в Марселе и его окрестностях.

Марсельское мыло.
Марсельское мыло.

"Марсельское мыло"(Savon de Marseille) состояло из 100% природных компонентов было гиппоаллергенное, содержало около 72% растительных масел. Его свойства: бактерицидность, борьба с прыщами, устранение перхоти, увлажнение, питание, регенирация, противогрибковые свойства.

В общественных банях лекари занимались кровопусканием.
В общественных банях лекари занимались кровопусканием.

Еще раньше в Европе появились городские общественные бани.

В средневековых банях мылись, стриглись, вырывали больные зубы и получали плотское удовольствие. Все в одном месте.

Общественная баня.
Общественная баня.

Уже к XVв репутация общественных бань была настолько подпорчена, что слово «баня» равнялось "борделю".

*В георгианскую эпоху бордели продолжали называть "бэньоз" (англ, bagnios по ит. bango — «баня», «ванна»), хотя они не имели отношения к гигиене. 

Во время средневековых бракоразводных процессов  ссылка на посещение бани, "bagnios", одним из супругов, могла служить доказательством его измены.

*В средневековом фольклоре купание в ванне часто связано с эротикой. (К примеру в произведениях Боккаччо).

Публичная баня во Франции, 1470г.
Публичная баня во Франции, 1470г.

Впечатление монаха, посетившего общественные бани в 1390-е годы: «В ваннах сидят голые, с другими голыми, а что творится в темноте, об этом я лучше умолчу».

Церковники негодовали и обличали бани как притоны разврата и рассадники заразы.

-14

Положение усугубили канкистодоры, привезшие из Америки "интересные" болезни, в том числе сифилис. Считалось, что сифилисом можно заразиться через воду.

И европейские городские бани стали закрывать.

В этот период в Европе распространяется убеждение, что горячая вода способствует проникновению в тело болезней через расширевшиеся поры кожи.

*Исключение- горячие природные источники, подогреваемые "огнем Чистилища" (по мнению богословов), считающиеся поэтому и для души, и для тела полезными.

Это убеждение спровоцировала в том числе грязная, неприятно пахнущая вода (к примеру, в Темзу сливалась воды канализации).

*О воде в общей купальне бани:

"В тине грудь, чешуя в волосах, Смрадным духом насквозь я nponax...

Садился в ванну чистым я,

А вылез грязный, как свинья!"

Перевод К. Головиной.

-15

Духота, застойный воздух, болотные пары и амбре из отхожих ям способствовали, по мненью средневековых медиков, заражению организма чумой, оспой, холерой и другими болезнями. Считалось, что заболевания возникают от миазмов.   

Собственно, маска Чумного доктора, с огромным клювом, наполненным благовониями и ароматическими травами, по этой теории должна была защитить от миазмов и препятствовать заражению.

Об этом вы можете прочесть тут⬇️

В Англии же, в отличие от Европы, считалось, что ванны и бани имеют лечебные свойства и способствуют здоровому состоянию тела.

Но и в Англии к 1500г в обществе происходит коренной перелом и особым указом Генриха VIII от 1546г в Лондоне были закрыты последние общественные бани. Здания, в которых они находились, «были во всеуслышание объявлены под запретом, а помещения сданы в наем людям достойных и честных профессий». В эпоху Реформации с переходом прихожан в англиканскую веру, закрылись многие монастыри, католических святых развенчали, чудотворные источники и купальни закрыли. Люди лишились возможности посещать купальни.

С 1550 по 1750гг мытье тела расценивалось в лучшем случае как блажь, греховное и опасное занятие.

Ванну принимали в лечебных целях, причем самыми целебными считались холодные ванны.

Чтобы принять ванну, нужно было предварительно проделать особые действия, обезопасить себя. Вот что рекомендовал сделать сэр Фрэнсис Бэкон: «Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами и мазями, дабы в ваш организм проникало увлажняющее тепло ванны и ее благость, а не сама вода».

С ростом городов становилось все труднее обеспечивать население чистой водой.

*В XIXв из-за несовершенства водопровода, в трубы, не снабженные фильтрами, иногда попадала речная рыба. Был случай, когда проживающие на улице Пэлл-Мэлл в Лондоне обнаружили возле своих домов с десяток полуметровых угрей. И это в водопроводе, страшно представить, что можно было обнаружить в ведре с водой для омовения, помимо тины!

В монастырях был свой метод очистки воды: в пяти отстойных резервуарах находилась вода, используемая для питья, приготовления пищи, выпекания хлеба, мытья посуды, для пивоварни, в приемном доме для пилигримов. Вода в фонтанчик для омовения рук тоже поступала очищенная.

Продолжение следует.

Иллюстрации из интернета. Лайки улучшают вашу карму.