Найти в Дзене

Улицы говорят громче музеев? От первых тегов до муралов

Оглавление

Как подростковое баловство с баллончиками красок стало протестом против правил и привело к первым музеям уличного искусства.

Все началось с тега о любви

Cornbread — тег подростка Дарила Маккрая из Филадельфии, стал одним из предшественников уличной культуры. В конце 1960-х он начал оставлять свое имя на стенах и автобусах, а ради внимания к девушке, юный теггер исписал весь район фразой: «Cornbread любит Синтию». Маккрая называют первым современным граффити-художником.

Дарил Маккрай
Дарил Маккрай

Акция Маккрая стала предвестником волны тегов, захлестнувшей Нью-Йорк к началу 1970-х . Метро превратилось в эпицентр уличного искусства, а уже в начале 1980-х критики и галереи открыли двери молодым райтерам.

Выход в свет

В 1980-е граффити постепенно выходят из подполья. Художники вроде Жан-Мишеля Баския (SAMO) и Кита Харинга делают шаг из подземки на галерейные площадки. Их работы начинают восприниматься критиками как новая художественная форма.

При этом само сообщество граффити-художников продолжает видеть свое дело скорее как акт сопротивления, чем как искусство. Городские власти, в свою очередь, считают его вандализмом и ведут активную борьбу с граффити.

Стрит-арт и социальный манифест

 Бэнкси, «Девочка с шаром», 2002. Лондон
Бэнкси, «Девочка с шаром», 2002. Лондон

В 1990-е и 2000-е появляется то, что мы называем стрит-артом в современном смысле. Если граффити концентрировалось на имени автора, то стрит-арт обращается к зрителю напрямую.

Трафареты, постеры, муралы становятся способом говорить об острых социальных проблемах. В этом смысле ключевой фигурой становится Бэнкси: его «Девочка с шаром» или «Поцелуй полицейских».

От улицы к музеям и обратно

В 2012 году в Санкт-Петербурге открылся первый музей стрит-арта — Mosaic Art Museum. В нем собирались работы как российских, так и зарубежных уличных художников, что позволило легализовать часть направления и сделать его доступным для широкой аудитории. Однако впоследствии музей прекратил работу.

В 2019 году открылась первая легальная уличная галерея НЕТСТЕН – точка входа в городское пространство Арт Квартала, который объединяет Центр современного искусства Винзавод и Центр дизайна Artplay.

Как мировое искусство украсило стены ЦСИ Винзавод читайте в статье Вначале было слово, и слово было стрит-арт. История мирового стрит-арта на стенах ЦСИ Винзавода. Еще больше про уличное искусство вы можете узнать на экскурсии «История уличного искусства» от ЦСИ Винзавод. Экскурсии проходят каждые выходные. Это отличная возможность погрузиться в искусство улиц и научиться разбираться в самых разных формах и проявлениях стрит-арта.