После осмотра Копорской крепости мы отправились в древнюю страну Ватландию, которая раскинулась на западных и северных землях Ингерманландии. Звучит как-то необычно, сказочно!
Некогда на обширных ижорских землях были рассыпаны многочисленные деревни старейшего народа Ингерманландии водь.
Статные, светловолосые и голубоглазые вожане обладали невероятно самобытной культурой, языком, обычаями, интересными традициями.
По данным последней переписи населения, в России вожанами называют себя всего 99 человек (данные переписи населения 2021 года) и деревня Лужицы - едва ли не единственное оставшееся селение коренных вожан, где можно услышать живую водскую речь, на которой запрещалось разговаривать в годы советской власти.
Музей Водской культуры - классическая водская усадьба: жилой дом состоит их трех частей (зимняя, летняя и сени) и каменный крытый хозяйственный двор.
Мы сразу обратили внимание на очень красивую архитектуру деревянного сруба из мощных бревен, с фундаментом сруба и хозяйственным подворьем из валунов.
Встречала нас на пороге Музея Водской культуры, созданного в родовом доме представителей исчезающей финно-угорской народности водь, сама Директор - Мария Павловна Ильина.
Адрес: д. Лужицы, 11А
Музей «Музей Водской культуры», Ленинградская область, Кингисеппский район, Усть-Лужское сельское поселение, деревня Лужицы, 11А,
Телефон: +7 921 429 10 26.
С порога понятна обжитость и обустроенность этого жилища.
На этом фото - наряд замужней женщины. Не очень видно, но носки обуви должны быть тупыми, чтобы не оскорбить землю, задев ее носком. То есть сельское хозяйство не кормило, земля скудная. Но рожь и лен сеяли.
В сенях сразу же приковывает внимание «уголок рыбака». Трудно переоценить значение рыбной ловли для жизни и быта вожан.
Местные земли были скудны и не отличались плодородием, спасала рыбалка: на лов выходили целыми семьями.
В экспозиции представлены ловушка для ловли миноги – морда (мёрда — mõrta), использовавшаяся в Нижнелужье, с родовым знаком из соснового корня; пешня (вод. — саккури) для колки льда с неправильным углом заточки, для того чтобы лед отскакивал от, а не на рыбака.
Рыбная ловля не прекращалась круглый год: зимой ловили салаку, к весне корюшку, летом окуня, осенью объектами промысла становились лосось, минога, щука, язь.
Туеса и корзинки для различных нужд, пучки ароматных трав...
Местные старожилы годами собирали экспонаты будущего музея - предметы быта, традиционную одежду, узорчатые вышитые платки, полотенца, скатерти, музыкальные инструменты.
Вы же понимаете, что это не просто вышитые орнаменты, а история семьи, надежды на будущее, возраст невесты, учет пойманных рыбок за все время существования рода, да мало ли о чем думала мастерица, когда вышивала эти разноцветные узоры!
Это вам не холодные Барби, а теплые, живые, знакомые и привычные куклы, некоторые еще и национальные!
Меня поразило, что многие похожие вещи и предметы были у моих предков на Ставрополье. Тулупы такие у бабушки с дедушкой были, и платки с цветами и клетчатые шерстяные.
Скатерти с кружевной оторочкой!
Подушки в моем детстве тоже складывали горкой и кружевной накидкой покрывали. Кукол, правда, не сажали.
Такие кадки дедушка сам делал. Он был кузнецом. Валенки, коромысла, керосиновые лампы, инструмент, галоши резиновые!
У кружевом традиционно полочки и иконы украшали.
А такие половички и кружочки для стульев бабушка моя изготавливала в массовом количестве. Не удержалась и спросила у гида, почему так?
Оказывается, в селениях водь проживали представители разных народностей, и были казаки в том числе, вот друг у друга умения и позаимствовали.
А проводила экскурсию хранительница музея, местная жительница - коренная вожанка, а ныне Директор и увлеченная хозяйка музея Марина Ильина.
Водь, вожане, вадда - это все один и тот же малочисленный народ, проживающий не менее 10 веков на территории современного Кингисеппского района. Принадлежит к фино-угорской группе. По языку ближе всех - эстонский. Православные с 13 века. Единственный малочисленный народ, который "прибавил" с предпоследней переписи. Было - 75 вожан, стало - 108. Не последнюю роль сыграл в этом музей и его деятельность, я думаю.
Сегодняшний музей - третья версия. Первую подожгли (Никаких слов, кроме непечатных). Тогда было более всего уникальных предметов, народ нес в музей на сохранение самое дорогое и памятное. Не спасли ничего.
Второй вариант сгорел от короткого замыкания. Частично экспонаты спасли.
Теперь можем полюбоваться как вязали-вывязывали... И вышивали, и мережку делали. Любо-дорого посмотреть. Было время заняться вышиванием, пока не было телевидения и интернета.
В музее, кроме экскурсий, регулярно проводятся мероприятия для самих вожан и их потомков.
Каждый четверг в музее проходят курсы по изучению водского языка.
Традиционно проводятся праздники, такие как Петров день, который испокон веков был престольным праздником в деревне Лужицы, Международный день коренных народов, который во всём мире празднуется 9 августа, и День Води, приуроченный к дню официального признания народа.
Также проводятся мастер-классы по заготовке копорского чая, курсы по вязанию варежек с национальным водским орнаментом, которые объединили мастериц не только из деревни Лужицы, но из соседних деревень.
Организатор этого направления деятельности Водского музея — Марина Петрова.
Очень интересный экспонат: лодка, которую достали со дна моря и возраст которой определяется в 300 лет.
Художник из Питера вот таким образом ее омолодил, а нам разрешили продолжить процесс разукрашивания, фломастеры прилагались. Но, я думаю, вряд ли кто-то захочет испортить замысел автора.
А после бесед нам предложили уютный перекус - вкусное чаепитие с пирогами по традиционным водским рецептам. Сказать честно, еще в дорогу передали пирожков и пряников.
Очень осталось приятное ощущение от музея, будете рядом, заходите или заезжайте непременно.
В музее работает сувенирный магазин, где можно приобрести сувениры, копорский чай, варежки и др. изделия местных мастериц.
А мы направились далее, чтобы увидеть главное архитектурное сокровище Кингисеппа и одну из интереснейших и редких, сохранившихся в Ленинградской области построек в стиле барокко – пышный, великолепный, резной пятиглавый Екатерининский собор. Но это в следующий раз.
Дорогие друзья! Если понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии!
Приятного просмотра!
Вам может быть интересно: