Международный авиационный комитет поставил окончательную точку в расследовании авиакатастрофы, которая летом 2024 года потрясла Татарстан. Самолет Cessna-172, выполнявший экскурсионный полет над живописными местами Камского Устья, превратился в огненную могилу для троих людей. Причина трагедии оказалась банальной и одновременно ужасающей — роковые ошибки пилота, который решил устроить пассажирам незабываемое шоу в небе.
Подробности — в материале «АиФ-Казань».
Последний полёт
Трагедия унесла жизни трёх человек — пилота и пассажиров, среди которых была 11-летняя девочка. Выжил только отец семейства, получивший тяжёлые переломы. Эксперты МАК установили, что техника была исправна, следов алкоголя или наркотиков в крови пилота не нашли. Главной причиной катастрофы названы его ошибки при выполнении опасных манёвров на слишком малой высоте.
В тот день самолёт выполнил два рейса. Первый прошёл штатно. На второй пилот Евгений Гущин, имевший почти две тысячи часов налёта, решил продемонстрировать пассажирам «горки», «виражи» и полёт на предельно низкой высоте. По данным отчёта, углы крена доходили до 56 градусов, хотя конструктивно такие манёвры на этом самолёте запрещены.
Через несколько минут после взлёта, при выводе на закритические углы атаки, машина вошла в режим сваливания и врезалась в землю. Первым касания земли стал винт, после чего конструкция разрушилась, а разлившееся топливо вспыхнуло.
Кто был в кабине?
По данным комиссии, на переднем сиденье рядом с пилотом находилась 11-летняя девочка, за ней — её отец, единственный выживший. На борту также была мать ребёнка. Пожар после столкновения сделал невозможным установить, были ли пассажиры пристёгнуты.
Записи со смарт-часов и уцелевшей экшн-камеры подтвердили, что двигатель работал исправно до самой катастрофы, отказов систем не выявлено.
Организаторы полётов
Самолёт принадлежал компании «Летай с нами», зарегистрированной на Степана Смирнова. Его бизнес предлагал туристам обзорные прогулки, а иногда даже возможность сесть за штурвал. Однако, как выяснилось, перевозчик не имел сертификата эксплуатанта и действовал под судебным запретом на коммерческие полёты.
После трагедии против Смирнова возбудили уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Но в СИЗО его не заключили, избрав подписку о невыезде.
Эксперты МАК отмечают два фактора, приведших к гибели людей: нарушение пилотом правил пилотирования и недостатки в документации по эксплуатации. Но ключевым моментом в трагедии стало решение демонстрировать пассажирам «экстремальный» полёт.
Один неверный манёвр превратил экскурсию в катастрофу. Трое погибших, один тяжело раненный, разрушенный самолёт — итоги полета на самолете.