Найти в Дзене
Фонд "Ясное дело"

Многодетность под вопросом: почему большие семьи теряют право на льготы

Оглавление

Ольга Соколова, юрист и руководитель направления probono АНО «Белый свет», — о правовых коллизиях и том, как доказать статус многодетной семьи.

Проблема с подтверждением статуса многодетной семьи — одна из самых распространённых, с которой сталкиваются подопечные нашего фонда. Независимо от количества детей — трое их или двенадцать — получение положенных по закону льгот на практике оказывается далеко не простым делом. Особенно тяжело приходится семьям, чьи дома разрушены, кто вынужден был покинуть зону боевых действий и проживает на безопасной территории, но далеко от места постоянной регистрации.

Закон есть, а справедливость?

С января 2024 года статус многодетной семьи закреплён на федеральном уровне Указом Президента РФ № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». До этого момента статус регулировался исключительно на уровне субъектов РФ, и требования к нему в регионах могли различаться. Чаще всего он присваивался семьям с тремя и более детьми, однако были исключения: например, в некоторых районах юга России три ребёнка не считались достаточным основанием для признания семьи многодетной.

Указ установил чёткие рамки: многодетной считается семья, где воспитываются трое и более детей, и этот статус присваивается бессрочно. Теоретически, это должно было снять зависимость от места постоянной регистрации — ведь семья остаётся многодетной вне зависимости от того, где она проживает. Но на практике всё оказалось иначе.

Вера, которая воспитывает 12 детей
Вера, которая воспитывает 12 детей

Льготы — только «по прописке»

Несмотря на то, что Указ содержит перечень федеральных льгот, основную часть мер социальной поддержки продолжают устанавливать регионы. И именно региональная привязка стала серьёзной проблемой для семей, покинувших свои дома.

Так, в законодательстве Луганской Народной Республики (как и большинства субъектов РФ) право на меры поддержки имеют только семьи с постоянной регистрацией в регионе. Получается, если семья переехала, но не имеет постоянной прописки на новом месте — в поддержке ей отказывают.

«Казалось бы, патовая ситуация: семья зарегистрирована на Сахалине, но живёт в Московской области. Получить постоянную регистрацию без своего жилья невозможно, а без неё — и льготы не положены. Однако в таких случаях есть судебный механизм защиты прав семьи, — объясняет Ольга Соколова. — Суд может установить на социальный статус семьи по фактическому месту проживания».

-3

Как это сделать?

1. Обратитесь в органы социальной защиты по месту проживания и получите официальный отказ в присвоении статуса или предоставлении мер поддержки. Будьте внимательны – причиной отказа должно звучать именно отсутствие постоянной регистрации. Это основание для обращения в суд. Если в отказе будет указана другая причина, например, некорректно поданные документы, суд не примет такой отказ за основание для обращения.

2. Соберите доказательства фактического проживания в регионе (это могут быть документы о зачислении детей в школу, посещение поликлиники, трудоустройство родителей, договор аренды, коммунальные платежи и пр.).

3. Подайте в суд исковое заявлениео признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи и установлении юридического факта проживания на территории, где истцы – родители, а ответчик – тот орган, который отказал в присвоении социального статуса семье. В заявлении должна быть описана ситуация, когда семья приехала, почему постоянно проживает здесь, указаны доказательства постоянного проживания семьи, причины, по которым вы считаете отказ неправомерным.

Юридическая практика уже сложилась в пользу семей. Бывали случаи, когда в качестве доказательства прикладывались в том числе фотографии детей у одного и того же дома в разное время года — суд это учитывал.

Процедура может занять несколько месяцев, но она работает.

-4

Коллизия: “временно” многодетные

Ещё одна проблема — правовая неопределённость между нормами федерального Указа и действиями региональных органов. Хотя документ устанавливает бессрочный характер статуса многодетной семьи, в большинстве случаев по решению суда социальные службы выдают его на срок действия временной регистрации.

Это нарушение законодательства, и в таких случаях также следует обжаловать действия органов через суд, либо каждый раз, продлевая временную регистрацию или договор аренды жилья, снова обращаться в соцзащиту о продлении удостоверения.

Когда регионы не знают друг о друге

Но есть и более системная проблема: даже при наличии официального статуса многодетной семьи в едином федеральном реестре, в региональных льготах, например, в бесплатном проезде, семье откажут, опять же, ссылаясь на отсутствие постоянной регистрации.

Это можно решить, но решение должно быть комплексным.

В первую очередь нужно внести соответствующие изменения в региональные правовые акты, одновременно устранив противоречие высшим актам. Если только внести изменения и на этом остановиться, это не будет эффективно и работать по факту также не будет. При внесении изменений в региональные положения, на мой взгляд, обязательно должна быть введена система компенсации средств, выделенных на льготу региону, который её предоставляет из бюджета того региона, где человек имеет на неё право, но не получает её, так как там не проживает. Также может быть компенсация из непосредственно федерального бюджета, если у человека, имеющего право на льготу, вообще нет постоянной регистрации в пределах РФ. Кроме того, практическое применение такой системы бюджетной компенсации должно быть просто и понятно разъяснено людям на местах, которые ведут прием населения и отвечают за назначение или отказ в льготах. Сама по себе система межбюджетных трансферов уже существует и отработана, например, в некоторых вопросах предоставления лекарственного обеспечения в области здравоохранения, то есть этот процесс есть, он работает. То есть для того, чтобы проблема привязки социальной поддержки к наличию регистрации была в действительности эффективно и полноценно решена, нужен комплекс действий: первый шаг -внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты с тремя целями - устранить противоречия, снизить нагрузку на судебные органы власти, установить взаимодействие по межбюджетным трансферам, второй шаг – непосредственно реализация и отлаживание механизма межбюджетного взаимодействия в сфере социальных услуг, третий шаг – обучение и повышение квалификации специалистов на местах, не в формате пояснительной записки, из которой может быть что-то понятно, а что-то не очень, а форме, хотя-бы вебинаров он-лайн, чтобы человек мог отработать порядок действий и четко знать, когда, что и как применять.

Что делать семьям?

Не сдаваться. Использовать юридические инструменты. Публично говорить о проблеме, обращаться в суды. Писать обращения в региональные и федеральные органы. Чем больше таких случаев будет озвучено — тем выше шанс на изменение системы.