Найти в Дзене
Маргарита Макарова

Иррационализм и стихийность творчества Маргариты Макаровой

Когда-то, в конце прошлого века, в переписке с арт-галереей в Женеве куратор предложил Маргарите Макаровой выставить свои картины совместно с работами Фаберже. Идея была захватывающей и лестной. Говоря о Фаберже, швейцарцы подчеркивали ювелирность техники холстов художницы. Эксперты парижского аукциона «Друо», приглашая художницу привезти картины во Францию, не верили, что это современная живопись.
Но с тех пор прошло много времени. Гиперреализм ее холстов уступил место более смелым приемам, шагая в ногу со временем и идеями современности. Пафос сегодняшних картин Маргариты Макаровой заключается в иррационализме, стихийности, в спасательном безумии, демонстрации перехода одного состояния в другое. Ее творчество проходит на грани, где с одной стороны — логика, весьма и весьма затерявшаяся в реалиях современного мира, а с другой стороны — абсурд. Причем это не просто абсурд, а Абсурд с большой буквы. Абсурд, сумевший заслонить разум, здравый смысл, доброту, значимость, цель человеческо

Когда-то, в конце прошлого века, в переписке с арт-галереей в Женеве куратор предложил Маргарите Макаровой выставить свои картины совместно с работами Фаберже. Идея была захватывающей и лестной. Говоря о Фаберже, швейцарцы подчеркивали ювелирность техники холстов художницы. Эксперты парижского аукциона «Друо», приглашая художницу привезти картины во Францию, не верили, что это современная живопись.

Но с тех пор прошло много времени. Гиперреализм ее холстов уступил место более смелым приемам, шагая в ногу со временем и идеями современности. Пафос сегодняшних картин Маргариты Макаровой заключается в иррационализме, стихийности, в спасательном безумии, демонстрации перехода одного состояния в другое. Ее творчество проходит на грани, где с одной стороны — логика, весьма и весьма затерявшаяся в реалиях современного мира, а с другой стороны — абсурд. Причем это не просто абсурд, а Абсурд с большой буквы. Абсурд, сумевший заслонить разум, здравый смысл, доброту, значимость, цель человеческой жизни, да и вообще какой-либо смысл. Маргарита Макарова пытается уловить содержание абсурда и показать его в своих холстах, кидая в глаза зрителю зерно истины, пытаясь заставить его думать, анализировать, сопоставлять. Особенно это относится к последним ее картинам, в которых она демонстрирует тонкий политический и психологический анализ происходящих на наших глазах событий. Если Леонардо да Винчи сравнивал науку с живописью, то здесь мы видим, как от картины к картине идет исследование механизмов и скрытых пружин истории, происходящей на наших глазах.

Большое место в творчестве Маргариты Макаровой занимает портретная история. Ее портреты — как мантии, оболочки, призрачные видения. Психологичность, социологизированность, политизированность, линия происхождения и генотип — вот что придает ее портретной живописи уникальность и выделяет из творческого потока других художников. Кого она только не написала! Тут Невзоров и Ротшильд, Чичваркин и Дудь, Любовь Орлова и Трамп. Свои и чужие, музыканты и политики, нищие и богатые.
Каждая картина Маргариты Макаровой - это сплав эмоциональных ощущений с глубоким постижением ситуации, психологической и политической обусловленности известных событий.
Современный художник должен стремиться в меру своих сил к тому, чтобы его живопись передала дух времени. Уловить тенденцию развития,, направление движения, указать или хотя бы рукой махнуть, в каком направлении идет развитие в данный момент. Показать правила игры, вскрыть ошибки, ткнуть пальцем в лишние человеческие проблемы, надуманные и воображаемые несовершенной человеческой природой - вот задача художника ХХI века.
Дискретность личности современного человека, заблудившегося в реальности среди войн, революций, краха империй, исчезновения ценностей и старого образа жизни, находки и открытия сегодняшнего времени, то, что вчера было неизвестно, а сегодня стало неотъемлемой частью повседневности, ложь и фейки, поиск реальности, поиск и потеря Бога, - все это выразилось в хаосе художественных образов искусства ХХI века. 
Маргарита Макарова перешагивает через черную квадратную точку, и создает другой язык своего времени, выдавая смысловую, историческую и психологическую значимость языку красок, раскрывая в зримых образах разломы сознания этой противоречивой эпохи. Даже пейзажи, казалось бы, виды известных мест, наполнены тайным смыслом, который надо разгадывать. Впрочем, можно просто отдаться настроению и следовать за эмоциями художницы.
Выйти за рамку, переступить через черту настоящего мира, отделить людей сегодняшнего дня от тех, кто остался по ту сторону, от толпы, неспособных сделать шаг навстречу будущему, стереть круг, отделяющий многообразие реальности от хаоса вымысла, - в этом заключается смысл живописи Маргариты Макаровой. Именно в этом она видит суть, наполняющую жизнь бунтом против повседневной абсурдности человеческого бытия. Свой сегодняшний стиль она бы назвала концептуальным хаосным абсурдом..

-2