Найти в Дзене
Вятский край

Живописная провинция. Александр Веприков: уржумский кировчанин

Судьба - известный литератор, который слагает жизнь человека как стихи. Кому-то достаётся четверостишие - короткое и смешное, кому-то сонет - лирический и чувственный, кому-то поэма - длинная и нудная. Но встречаются и редкие поэтические формы - такие, например, как рондо (дословно - «движение по кругу», «круговой танец»), в котором первые и последние строфы совпадают. Случается такое не часто, но и не так уж редко. Вот и жизнь известного кировского художника Александра Веприкова описала круг, вновь связав его с родными уржумскими местами. Правда, вернулся он туда уже не мечтательным юношей, а признанным мастером, чьи заслуги отмечены соответствующим званием. Для Александра Веприкова связь с уржумской землёй имеет персонифицированный характер. Любовь к малой родине идёт у него рука об руку с почитанием отца - Ивана Ефимовича Веприкова. Для Александра Ивановича отец - не просто родитель, а культовая, почти мифическая фигура. Художник готов говорить об отце долго и взахлёб. Такое редко в
Оглавление

Судьба - известный литератор, который слагает жизнь человека как стихи. Кому-то достаётся четверостишие - короткое и смешное, кому-то сонет - лирический и чувственный, кому-то поэма - длинная и нудная. Но встречаются и редкие поэтические формы - такие, например, как рондо (дословно - «движение по кругу», «круговой танец»), в котором первые и последние строфы совпадают. Случается такое не часто, но и не так уж редко.

Вот и жизнь известного кировского художника Александра Веприкова описала круг, вновь связав его с родными уржумскими местами. Правда, вернулся он туда уже не мечтательным юношей, а признанным мастером, чьи заслуги отмечены соответствующим званием.

По стопам отца

Для Александра Веприкова связь с уржумской землёй имеет персонифицированный характер. Любовь к малой родине идёт у него рука об руку с почитанием отца - Ивана Ефимовича Веприкова. Для Александра Ивановича отец - не просто родитель, а культовая, почти мифическая фигура.

Художник готов говорить об отце долго и взахлёб. Такое редко встретишь в обычной жизни. И, наверное, Иван Ефимович достоин столь пафосных рассказов о себе.

Вся (или почти вся) жизнь Веприкова-старшего связана с Уржумом и его окрестностями. Он родился в деревне Сарда Уржумского района и получил лишь начальное образование. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и стал лётчиком, стрелком-радистом. Летал, был трижды сбит, но выжил и долетел до Победы.

Лишь на эти военные годы Иван Ефимович расстался со своей малой родиной. Но военное лихолетье закончилось, и он вернулся на уржумскую землю, чтобы больше не расставаться с нею.

-2

Будучи человеком, богато одаренным от природы, Иван Веприков стал живописцем, талант которого признавали в том числе более именитые коллеги из областного центра. И это без всякого специального образования: лишь в конце пятидесятых он окончил заочный университет искусств имени Н.К. Крупской.

- Отец Александра Ивановича был выдающимся художником-самоучкой, - сказал как-то заслуженный художник РФ Андрей Широков. - Моя мать, Инна Широкова (заслуженный художник РСФСР. - Ред.), была знакома с ним и отзывалась о нём как о выдающемся мастере.

Сам же Александр Иванович вспоминает, как в одной из бесед художник-фронтовик Борис Касков назвал его отца за талант «поцелованным Богом».

- Эта фраза мне запомнилась, - говорит Александр Веприков. - Правда, тогда своим детским умом я ещё не понял значения этих слов. Лишь много позже осознал их глубину.

Поэтому с годами для Веприкова-младшего фигура отца становилась всё более выпуклой и значимой. Мысли художника часто обращаются к тому, что говорил и делал отец, как он относился к своему творчеству.

Сам же Иван Ефимович, выбрав столь нехарактерную для провинции стезю художника, оставался верен ей всю жизнь. При этом он не только заразил своим увлечением сына, но и определил во многом его судьбу, его выбор профессии.

- Я не устаю повторять: все мы родом из детства, - констатирует Александр Иванович. - В молодые годы мы этого не осознаём, но спустя какое-то время так или иначе возвращаемся к своим истокам. Мне часто задают вопрос: как так получается, что ты кировчанин, а много времени отдаёшь уржумской земле? И сейчас мне очень просто ответить на этот вопрос: во-первых, в этом сказывается «зов родины», а во-вторых, я таким образом как бы отчитываюсь перед своим отцом.

Из дальних странствий возвратясь

Жизнь отца, конечно, служила и служит примером для Александра Веприкова. Вот только повторять ее (даже в части выбора места жительства) художник не стал.

В отличие от Ивана Ефимовича, Александр Иванович получил классическое художественное образование. В 1971 году он окончил художественное отделение Кировского училища искусств, из которого потом выделилось как самостоятельная единица Кировское художественное училище. Самым памятным воспоминанием того времени для Александра Веприкова до сих пор являются походы в кировский художественный музей и поездки в васнецовское Рябово на пленэры.

После училища Александр Иванович поступает в суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова) на класс графики и в 1977 году с успехом его оканчивает.

Потом была многолетняя педагогическая карьера, шедшая рука об руку с работой профессионального художника. Кстати, многие отмечают, что у Александра Ивановича была добрая педагогическая жилка и он щедро делился своими знаниями и умениями с молодежью.

После возвращения из Москвы художник всерьез и надолго обосновался в Кирове и, казалось бы, оборвал свою связь с малой родиной. Однако это только видимость. На самом же деле лишь временами эта связь слабела, но не исчезала совсем.

За годы профессиональной деятельности Александр Веприков объехал многие регио­ны нашей большой страны, бывал и за границей.

- Для меня до сих пор жизненным принципом является фраза, которую я когда-то прочитал у Паустовского: «Странствуя, нужно жить, а жить нужно странствуя», - говорит Александр Иванович. - За свою жизнь я попутешествовал достаточно. Объехал все страны Прибалтики, был на Кольском полуострове, основательно исколесил Архангельскую область. Побывал на Урале и Байкале. Посещал Кемерово. Вот в Средней Азии, каюсь, не был. Зато отметился на юге, в том числе в Крыму. А из загранпоездок могу отметить посещения Польши, Чехословакии, Болгарии, Италии, а также, в рамках круиза, Греции, Турции и северной Африки.

Однако, несмотря на то что жизнь кидала художника по разным городам и весям, ни одна страна, ни один зарубежный, да и наш, российский, уголок не стал Александру Веприкову близок настолько, чтобы затмить родную для него уржумскую землю.

- Во всех моих путешествиях я чувствовал ностальгию по своей малой родине, - признаётся художник.

И даже сегодня, проживая в Кирове, Александр Иванович считает себя уржумским, а не кировским художником.

-3

Назад на землю

В своей творческой жизни Александр Веприков многое менял. Окончив Суриковку, он отдал дань созданию плакатов. Будучи графиком и сведя знакомство с известным кировским гравером Аркадием Колчановым, десять лет посвятил ксилографии.

- Я переболел всякими «измами», - отмечает Александр Иванович. - Пробовал себя и так, и этак. Фордыбачил и хулиганил. Но все эти выделывания удовлетворения не принесли. Потому что душа не принимает, говорит: это всё не Божье, а от лукавого.

А потому в конце концов художник постоянно возвращался к реалистической живописи. Вот и сегодня лишь её он признаёт подлинным искусством и сожалеет, что в современной России реализм утрачивает позиции.

Для Александра Веприкова возвращение к реалистическому искусству стало возвратом прежде всего к пейзажу. Не случайно сейчас, говоря об этом, он вспоминает слова отца: «Пиши, сынок, маслом. Пиши философский пейзаж. У тебя получается. Это в вечность. Пиши свою малую родину. Пиши и радуйся. Это будет и моё продолжение». И художник этому завету остаётся верен.

Я был на юбилейной выставке художника в 2023 году (ему тогда исполнилось 75 лет). Она называлась «Моя любовь, моя краса, моей России полоса» (слова поэта и художника Виктора Гончарова). Это была поэма в красках, посвящённая уржумской земле. На выставленных холстах живописец не просто написал природу, а как бы попытался передать её через своё детское восприятие, восполняя и цветовую гамму, и отсутствующие ныне детали пейзажа.

Стоит ли поэтому удивляться, что сегодня мастер вновь трудится на родной земле, реставрируя иконы храма в родном селе отца.

Сергей СМОЛИН.
Фото автора и из личного архива А. Веприкова.